Linkuri accesibilitate

Еуджен Карпов: „Приднестровское урегулирование должно остаться в списке приоритетов”


Интервью депутата Еуджена Карпова на тему урегулирования приднестровского конфликта.

Специальный представитель ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Корд Майер-Клодт встретился в Кишиневе с представителями высшего руководства Республики Молдова, а также пообщался с представителями тираспольской администрации. Берлинский дипломат подчеркнул важность переговорного процесса как в диалоге „1+1”, так и в формате „5+2”. Германия с 1 января возглавляет ОБСЕ. Корд Майер-Клодт впервые побывал в Молдове с официальным визитом в качестве специального представителя организации. Бывший вице-премьер по реинтеграции в молдавском правительстве Еуджен Карпов считает, что диалог между Кишиневом и Тирасполем необходимо улучшить.

Свободная Европа: Германское председательство ОБСЕ надеется, что переговорный процесс по приднестровскому урегулированию возобновится в этом году. Как быстро это может произойти? Есть какие-то препятствия? Учитывая, что социально-политическая обстановка в Кишиневе не стабилизировалась, как вы считаете, поиск устойчивого решения для приднестровского кризиса по-прежнему остается в списке приоритетов?

Еуджен Карпов: Я думаю, приднестровское урегулирование должно оставаться в списке приоритетов, его нельзя вычеркнуть из повестки дня. По моему мнению, сейчас очень важно не упустить новые аспекты, связанные с приднестровским урегулированием. Германия, которая приняла мандат председателя ОБСЕ, далеко не рядовой субъект в Европейском Союзе. Германия – лидер, государство, которое и прежде не оставалось безучастным к событиям в Республике Молдова, а также вносило свой вклад в приднестровское урегулирование. Вспомним конференции в Баварии, которые Германия проводит ежегодно. И я уверен в том, что сейчас наши немецкие партнеры приложат все усилия к тому, чтобы период мандата Германии во главе ОБСЕ не остался без положительных результатов.

Свободная Европа: Пауза в переговорном процессе затянулась, она длится уже более полутора лет. В этих условиях все придется начинать заново? Как принято поступать в таких случаях?

Еуджен Карпов: Как правило, должна быть преемственность.

Свободная Европа: И эта преемственность касается чего?

Еуджен Карпов: Урегулирования острых вопросов, которые стояли в то время в повестке и до настоящего момента не решены. Это, в частности, проблемы фермеров, по милости тираспольских структур лишенных доступа к своим земельным участкам.

Свободная Европа: Весна на пороге. Этот вопрос традиционно обостряется весной, когда земли нужно обрабатывать…

Еуджен Карпов: И осенью, когда крестьяне собирают урожай. Но сегодня уже многие участки не принадлежат фермерам Дубоссарского и Криулянского районов, они переданы в пользование приднестровским фирмам или физическим лицам левобережья Днестра. Это еще больше осложняет дело, так как практически предметом конфликта является не конкретный участок, а тот факт, что землю отняли, передали третьим лицам, которые не имеют на нее права, и этот спор уже выходит за рамки политических дискуссий, он приобретает и юридический аспект, и финансовой и так далее.

Свободная Европа: Этот вопрос возможно решить?

Еуджен Карпов: Надо решить.

Свободная Европа: Как, г-н Карпов?

Еуджен Карпов: Уверен, мои коллеги из Бюро по реинтеграции не позволят спустить этот вопрос на тормоза и сохранят его в повестке дня. Как? Сейчас гадать трудно. Но я считаю, что решение нужно найти. Второе: нормализация работы школ. И этот вопрос остался в какой-то мере замороженным, ситуация не меняется, условия по-прежнему хуже некуда, у этих школ нет никакой уверенности в завтрашнем дне, нет никаких гарантий дальнейшего функционирования. И Кишинев бессилен оказать какое-либо влияние на школы, расположенные по левую сторону Днестра. Это сильно осложняет дело.

Свободная Европа: Кто-то может предложить вариант, приемлемый для обеих сторон? Вариант, который положил бы конец этим бесконечным спорам?

Еуджен Карпов: Была инициатива ОБСЕ, которую частично поддержали и профильные рабочие группы Кишинева и Тирасполя.

Свободная Европа: А те моменты, с которыми не был согласен Кишинев?

Еуджен Карпов: Я потому и сказал: частично. Были и неприемлемые моменты, и они были принципиальные. Поэтому проект и не приняли.

Свободная Европа: Принципиальность сводилась к тому, кто ставит печать. И если бы Кишинев согласился с предложением ОБСЕ, это могло рассматриваться как признание Приднестровья…

Еуджен Карпов: Дело было не только в печати. Речь шла, прежде всего, о школьной программе, которая сильно отличается от нашей. Мы следует европейским стандартам, Приднестровье же придерживается российских стандартов, российских учебников и, естественно, методы преподавания и содержание предметов сильно разнится. С этой точки зрения мы не могли согласиться с тем, что Приднестровье может вмешаться в программу молдавских школ, подведомственных Кишиневу. Были и такие требования.

Свободная Европа: И компромисс здесь найти невозможно?

Еуджен Карпов: Компромисс, вероятно, найти можно, но без уступок в принципиальных моментах. Учащиеся этих школ должны учиться по учебникам и программам, одобренным министерством просвещения Республики Молдова, а не какими-то непризнанными, самопровозглашенными структурами левобережья Днестра. И проблем много, они не решены.

Свободная Европа: Мост в Гура-Быкулуй почему так и не сдан в эксплуатацию? Работа была проведена огромная. И хоть бы какой-то успех был достигнут в этом диалоге, который столько лет ведут между собой Кишинев и Тирасполь, и все безрезультатно…

Еуджен Карпов: Я думаю, вопрос, связанный с мостом в Гура-Быкулуй, легче всего решить. Для этого достаточно Тирасполю признать, что мост в хорошем техническом состоянии, приемлемом. Лично я под занавес своего мандата побывал на этом мосту. Прошел по нему, никакой угрозы нет. Он в хорошем техническом состоянии и пригоден к эксплуатации.

Свободная Европа: Почему приднестровская сторона не дает добро на использование этого моста?

Еуджен Карпов: И раньше, и сейчас мне совершенно ясно, что они предпочитают удержать в неразрешенном виде некоторые вопросы, шантажируя, оказывая давление на Кишинев, пытаясь взамен решения одной проблемы, например, связанной с мостом в Гура-Быкулуй, получить другие уступки от Кишинева, который, по крайней мере, в период моего четырехлетнего мандата им не были предоставлены.

Свободная Европа: И другие вопросы, с чем они связаны?

Еуджен Карпов: С признанием каких-то экономических отношений или права на заключение контрактов, или с тираспольском аэропортом, или с международной речной навигацией по реке Днестр к Черному морю для судов, зарегистрированных в Тирасполе и т.д. и т.п. У тираспольской администрации бурная фантазия, они горазды придумывать самые несуразные проекты, призванные укрепить так называемую приднестровскую государственность. И здесь кишиневским экспертам необходимо и впредь быть предельно внимательными, не допускать элементов, которые впоследствии Тирасполь или другие заинтересованные субъекты смогут использовать против Кишинева, пытаясь доказать, что на самом деле Приднестровью присущи критерии так называемой государственности.

Свободная Европа: Если Приднестровью предоставить статус, о котором идет речь уже 24 года, как вы считаете, эти проблемы исчезнут из повестки дня?

Еуджен Карпов: Вы имеете в виду статус автономии?

Свободная Европа: Статус автономии, разумеется.

Еуджен Карпов: Да, я считаю, что если предоставить региону статус широкой автономии, расширенной автономии, так, как мы неоднократно заявляли в рамках формата „5+2”, я имею в виду представителей Кишинева, проблема исчезнет. Потому что рядовым людям необходимы какие-то главные элементы для повседневной жизни. Иными словами – да, культурная автономия, лингвистическая, которая гарантировала бы им право общаться на том языке, который они считают максимально удобным для себя. И если это русский язык, надо дать им возможность говорить на русском, учиться на русском, иметь доступ к культурным ценностям на том или ином языке.

Такие гарантии, по моему мнению, можно и нужно предоставить, они вполне созвучны европейским и международным стандартам. Но есть политические элементы, исходящие не от населения, а от лидеров, которые выражают интересы, чуждые Республике Молдова. И эти интересы подпитываются в Москве. Эти интересы продвигаются с завидной настойчивостью и являются частью геополитической игры, которую Москва ведет, на самом деле, с Западом. Но Кишинев расположен на границе между Востоком и Западом. И ситуация для нас еще больше обостряется.

Свободная Европа: И сейчас остался только этот геополитический интерес Москвы к этому региону? Имею в виду балканский регион, в том числе, когда речь идет о Приднестровье. Потому что, если говорить о поддержке, которую Москва оказывает Приднестровью, то сейчас она значительно ослабла и даже жители левобережья не скрывают своего недовольства в связи с тем, что нет уже былой поддержки со стороны России…

Еуджен Карпов: Интерес Москвы к Приднестровью, возможно, и охладел немного, но причины вполне объяснимы. Ведь Российская Федерация сейчас находится в состоянии войны с Украиной. Россия сильно испортила отношения с Западом и подвергается международным санкциям, ограничениям.

Состояние российской экономики сейчас не самое лучшее и, естественно, финансовые потоки ограничены. Но это не означает, что Российская Федерация потеряла свой геополитический интерес. Потому что, если исходить из событий на Украине и перспектив, которые грезились некоторым – что сепаратизм на востоке Украины распространится на Одесскую область, затем перекинется и на Приднестровье и т.д., то нетрудно понять, что все эти планы входят в сферу геополитических интересов Российской Федерации. Но Украине удалось стабилизовать ситуацию, не допустить разрастания конфликта на Одесском направлении. И это в некоторой степени защищает Республику Молдова от возможных угроз в этом плане.

Свободная Европа: Вместе с тираспольскими партнерами по диалогу вы когда-нибудь обсуждали серьезно вопрос о задолженности Приднестровья за российский природный газ? Потому что буквально на днях я побывала здесь, в сопредельных районах, и мне рассказывали, что г-н Шевчук ясно говорит населению, что газ должен оплатить Кишинев…

Еуджен Карпов: Скажу со всей ответственностью, что в переговорах „5+2”, как и в диалоге в формате „1+1” на уровне политических представителей сторон этот вопрос не обсуждался.

Свободная Европа: Он не представляет интереса? Или почему не обсуждается?

Еуджен Карпов: Он обсуждался больше в ходе визитов на высшем уровне между Кишиневом и Москвой, это один уровень. И, второе, вопрос обсуждался на уровне руководства Республики Молдова с тираспольским лидером. Но, разумеется, эти дискуссии завершились ничем.

Свободная Европа: А лично вы видите решение этой проблемы?

Еуджен Карпов: В обозримом будущем – нет, не вижу. Потому что в любом случае долги, если их нужно отдать, то нужно отдать Газпрому, Москве. Только Москва может взыскать этот долг, составить график постепенного его погашения – или не сделать этого.

Пока же Москва жонглирует этим аргументом: то она против Кишинева, то не против, и пытается разыграть различные сценарии. Поэтому не думаю, что решение скоро будет найдено.

Свободная Европа: Учитывая шаткую экономическую ситуацию, которая сложилась в том числе в Приднестровье, вы допускаете, что Тирасполь может стать более открытым к сотрудничеству, когда речь идет о необходимости найти эффективное решение для преодоления этого кризиса?

Еуджен Карпов: Я допускаю, что им необходимо быть более гибкими и более открытыми к сотрудничеству. И уже заметны перемены с тех времен, когда Россия атаковала Украину и аннексировала Крым. Тогда, если помните, Приднестровье выступало с разного рода заявлениями и призывами в адрес Госдумы или руководства России, г-на Путина, с просьбой присоединить и Приднестровье к России. Тогда, разумеется, диалог между Кишиневом и Тирасполем был затруднен, потому что Тирасполь надеялся на близкое решение, надеялся, что украинский сценарий перекинется и на Приднестровье. Но этого не произошло. И сейчас, насколько я замечаю, в последнее время посылы Тирасполя отличаются более примирительным характером, не проводят больше референдумов и не призывают Российскую Федерацию присоединить Приднестровье.

Свободная Европа: Насколько я поняла, там, внутри региона, начались противостояния между различными группировками, и в результате могут обнажиться определенные проблемы…

Еуджен Карпов: Да, в Приднестровье идет внутренняя борьба, что особенно явно проявилось на так называемых местных выборах, с результатами которым не согласен Кишинев, мы их не признаем. Но выборы показали, что приднестровский лидер Шевчук не пользуется поддержкой, что большинство в Верховном совете Приднестровья разделяет иную точку зрения.

Сейчас на очереди выборы этого самого лидера и, по некоторым сценариям, возможны изменения и на этом уровне. Так или иначе, Кишинев должен быть предельно внимателен ко всем переменам и продолжать усилия с тем, чтобы привлечь если не представителей, которые сидят за столом переговоров, то хотя бы население Приднестровья; и это население постоянно должно находиться в поле зрения Кишинева, долг которого создать для этой категории граждан Республики Молдова надлежащие условия для последующей реинтеграции.

Свободная Европа: Вне рамок политико-дипломатического диалога существует мнение, что может наступить момент – притом, не в самом отдаленном будущем - территориальных уступок между Молдовой и Украиной. Вы допускаете такой сценарий, такой вариант? Уступить Приднестровье Украине, а определенные украинские территории вернуть?

Еуджен Карпов: Я занимаюсь дипломатией не первый год и в такие сценарии не верю.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG