Linkuri accesibilitate

Евреи Франции в Россию не поедут


Сестры Александра и Карла Шнейдер репатриировались в Израиль из Франции
Сестры Александра и Карла Шнейдер репатриировались в Израиль из Франции

Почему среди французских евреев растет беспокойство и "чемоданные настроения"

Во Франции появился модный мужской аксессуар – традиционная еврейская кипа. В политических кругах, разве что за исключением левых радикалов, сложился консенсус: в знак солидарности с французскими евреями нужно носить ее при любой возможности. Что же касается самих французских евреев, то даже самые светские из них, никогда не носившие кипу, считающуюся одним из иудейских религиозных символов, теперь надевают ее, подчеркивая таким образом свою национальную гордость. Увы, по весьма нерадостным причинам.

Волна нынешней общественной симпатии вызвана резким подъемом во Франции исламского антисемитизма, который по жестокости и готовности к насилию далеко обошел традиционный антисемитизм националистов и антисионизм левых радикалов. Недавнее нападение курдского подростка, с тесаком набросившегося в Марселе на еврейского учителя, стало очередным подтверждением того, что быть евреем во Франции опасно.

Кипа, головной убор религиозных евреев
Кипа, головной убор религиозных евреев

Нападения на евреев совершают молодые выходцы из иммигрантских кварталов, именуемых в современной Франции, как ни абсурдно это звучит в данном контексте, "гетто". Спустя семь десятилетий после исчезновения еврейских гетто в Европе этот термин чаще всего применяют по отношению к местам компактного проживания выходцев из стран Африки и Ближнего Востока. Разница в том, что жителей еврейских гетто угнетали и физически уничтожали только за то, что они – евреи. Обитатели же современных мусульманских "гетто", пользуясь многими льготами той страны, где живут, зачастую ощущают себя изгоями общества в силу объективных социальных проблем. Антисионистские и антисемитские проповеди радикальных имамов в современных европейских "гетто" попадают на благодатную почву.

Подавляющее большинство тех, кто в последние годы совершал во Франции нападения на евреев, – уроженцы этой страны, с точки зрения закона – полноправные французы в третьем, а то и четвертом поколении. Религиозные иудеи представляются им наиболее легкой целью – они выделяются из толпы. Казалось бы, после бойни у ворот еврейской школы в Тулузе, учиненной в 2012 году Мухаммадом Мера, французские власти должны были понять, что одна лишь охрана еврейских школ и синагог не решит проблемы. Но этого не произошло: среди парижских терактов прошлого года было и нападение на еврейский магазин "Гипер Кошер".

По мнению вице-президента Представительского совета еврейских организаций Франции (КРИФ) Йонатана Арфи, насилие против евреев – симптом гораздо более тяжелого заболевания: неприятия радикальным исламом, пустившим корни в Европе, западных ценностей в целом. По словам Арфи, после прошлогодней волны террора власти Франции перешли к очень решительным действиям:

Похоже, власти наконец осознали: то, что угрожает французским евреям, грозит и всей Франции

– У нас такое ощущение, что власти, как центральные, так и местные, осознали всю полноту проблемы и мобилизовали все силы для ее решения. В первую очередь это касается мер безопасности: еврейские школы и синагоги находятся под постоянной охраной военных – это беспрецедентный для Франции факт. С другой стороны, эта мобилизация проявляется и в риторике. Сегодня представители власти говорят: происходящее с евреями Франции – это лишь симптом глубинных процессов в стране. Похоже, власти наконец осознали: то, что угрожает французским евреям, грозит и всей Франции. Судьба евреев неразрывно связана с судьбой французской демократии. Террористы атакуют нас всех. Тем не менее, и это стало очевидно после терактов в кошерном супермаркете в январе прошлого года, именно евреи являются их приоритетной целью, – отмечает Йонатан Арфи.

Ощущение страха и неуверенности вынуждает многих французских евреев уезжать из страны. Некоторые едут учиться и работать в США и Канаду, другие предпочитают репатриироваться в Израиль. Тем не менее говорить о массовом исходе не приходится: подавляющее большинство французских евреев – патриоты Франции. Вряд ли кто-то из них откликнется на недавнее приглашение президента Владимира Путина перебраться в Россию, считает вице-президент КРИФ Йонатан Арфи:

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выступает на похоронах жертв нападения на еврейский магазин в Париже. 13 января 2015 года
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выступает на похоронах жертв нападения на еврейский магазин в Париже. 13 января 2015 года

– Большинство французских евреев, принимающих решение уехать в Израиль, более не представляют своего будущего во Франции. Они не верят в возможность искоренения здесь антисемитизма, считают, что это явление носит долгосрочный характер и что завтра будет хуже, чем сегодня. При этом необходимо понимать, что речь не идет о массовой эмиграции. За последний год в Израиль уехали примерно 8 тысяч французских евреев. Это всего около одного процента от общего количества евреев во Франции.

– Как вести себя тем, кто не собирается уезжать и намерен строить свое будущее во Франции? Нужно ли евреям вновь скрывать свою национальную принадлежность, прятать любой атрибут своей религии?

– Надо понимать, что ситуация очень разная, в зависимости от места проживания. Существует много районов, где фактически невозможно в повседневной жизни публично демонстрировать свою принадлежность к иудаизму. В таких районах люди, к примеру, носящие кипу, могут стать мишенью агрессивных фанатиков. В то же время, есть и масса мест, где еврейские атрибуты не создают никаких проблем. Такова сложная реальность, в которой мы живем.

Мы имеем дело с религиозным и социальным мракобесием

Борьба с антисемитизмом способна дать результат только если она будет вестись в двух плоскостях, объясняет Йонатан Арфи. Параллельно с мерами безопасности нужно менять многое и в сфере образования:

– Мы имеем дело с религиозным и социальным мракобесием, которое приводит к радикализации части молодежи в стране. Это касается трех групп: исламистских кругов, проповедующих ненависть к евреям, леворадикальных движений, известных своей антисионистской риторикой, и, как и прежде, праворадикальных националистов. Кстати, ровно пятьдесят лет назад была принята Nostra aetate – декларация Второго Ватиканского собора Католической церкви об отношении к нехристианским религиям, которая лишила теологической основы христианский антисемитизм. Сегодня необходима мусульманская Nostra aetate, которая позволила бы начать образовательную работу с исламской молодежью. А также осуждение антисионистской риторики, которая все чаще скрывает за собой обычный антисемитизм.

На встрече с представителями еврейской общины 18 января премьер-министр Франции Мануэль Вальс подчеркнул, что государство будет делать все, чтобы защитить французских евреев, но риск тем не менее остается:

Премьер-министр Франции Мануэль Вальс
Премьер-министр Франции Мануэль Вальс

– Ранее французские власти не желали замечать, что антисемитизм вновь поднимает голову, и теперь именно он находится в авангарде всех нынешних проблем. Тревогу должны были забить уже давно. Вспомните подростков, отвечающих на вопрос учителя "Кого вы считаете своим врагом?" одним словом: "Евреев". Вспомните растущую в последние годы мощь интернета. Сегодня борьба с антисемитизмом не может вестись только с помощью сил безопасности. Она должна идти в интернете. Надо понять: антисемитские высказывания и акты смертоносны. Сегодня антисемитизм достиг нового рубежа, так как формируется некое единство между некоторыми обитателями наших иммигрантских кварталов и леворадикальными антисионистскими организациями, – сказал французский премьер.

Журналист и преподаватель иврита в университете Париж-8 Сен-Дени Гидон Куц не считает, что, несмотря на нынешние опасения, евреи побегут из Франции. Куц тоже весьма скептически оценил в этой связи инициативу Владимира Путина.

– Несколько тысяч человек уедут в Израиль или в другие страны, потому что не ощущают здесь себя в безопасности. Пессимизм и ожидание худшего всегда характеризовало определенную часть европейского еврейства, учитывая многовековой горький опыт евреев. Но сейчас речь ни в коей мере не идет о панике. Люди продолжают жить, как прежде. Только они отчетливо осознали, что и евреи, и все общество в целом, находятся в опасной ситуации, о которой ранее они предпочитали не задумываться, и эта ситуация, судя по всему, всерьез и надолго, – отмечает Гидон Куц.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG