Linkuri accesibilitate

Корнелиу Чуря: „Приднестровье обязалось в течение года ввести налог на добавленную стоимость как компенсация за отмену таможенных пошлин”


Эксперт Института „Viitorul” Корнелиу Чуря говорит, что решение о продлении преференциального режима экспорта в ЕС для экономических агентов левобережья Днестра предполагает и ряд обязательств, которые взяла на себя тираспольская администрация.

Свободная Европа: Тираспольская администрация сообщила с большой помпой, что приднестровская дипломатия одержала значительную победуЕвросоюз продлит торговые преференции для Приднестровья и на следующий год. О чем речь? Ведь подробностей на этот счет практически не было никаких…

Корнелиу Чуря: „Вся подноготная неизвестна и нам. Насколько понимаю, окончательное решение принято на встрече в Баварии и на бумаге пока не изложено. Так что договор, заключенный между Европейским Союзом, Республикой Молдова и Тирасполем, является джентльменским соглашением. По сути, каждая из сторон обещала выполнить свои обязательства, но письменного документа в этом смысле нет. Поэтому, исключительно понаслышке, в общих чертах можно сказать, что новое трехстороннее соглашение предполагает, что Приднестровье и в следующем году будет пользоваться автономными торговыми преференциями. При этом Тирасполю придется отменить половину таможенных пошлин на европейский экспорт. Конкретное решение в этом смысле за приднестровской стороной – на какие товары будет применен беспошлинный режим. Кроме того, Приднестровье обязалось также в течение года ввести налог на добавленную стоимость как компенсация за отмену таможенных пошлин. Иными словами, это альтернативный источник формирования бюджетных поступлений. Кишинев подтвердил свою готовность содействовать торговле Приднестровья и не чинить никаких препятствий в этом смысле, а Евросоюз продлил на год правила Соглашения о партнерстве и сотрудничестве для Приднестровья.

В общих чертах можно сказать, что новое трехстороннее соглашение предполагает, что Приднестровье и в следующем году будет пользоваться автономными торговыми преференциями

Таким образом, можно сказать, что такая договоренность выгодна, прежде всего, Тирасполю, экспорт которого не будет заблокирован. С другой стороны, для Кишинева это победой не назовешь, так как он надеялся, что Приднестровье быстрее адаптируется к условиям углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Но и поражением для Кишинева это решение не является – торговля Приднестровья по-прежнему зависит от действий Кишинева.”

Свободная Европа: Вы говорите о трехстороннем соглашении. Тирасполь же преподнес это как соглашение между Тирасполем и Брюсселем. Где все-таки правда?

Корнелиу Чуря: „Двустороннего соглашения быть не может, так как приднестровские товары поступают на европейский рынок через Кишинев. Продолжение экспорта в обход Кишинева невозможно, следовательно, и Кишинев является частью этой договоренности. Разумеется, Приднестровью выгодно говорить об исключении Кишинева из этого формата, стремясь показать привилегированный, в какой-то степени, характер отношений, которые его якобы связывают непосредственно с Европейским Союзом. Тем самым Приднестровье хочет показать, что оно – государство, с которым Брюссель считается. Тем не менее, приднестровцы не сказали всей правды. Кишинев – и это очевидно – является частью этого соглашения. И от Кишинева в значительной степени будет зависеть впредь, как будет Тирасполь продавать свои товары в Европейском Союзе, поскольку Кишинев в любой момент может заблокировать этот экспорт.”

Свободная Европа: Конференция в Баварии, о которой вы говорите, состоялась в октябре. А соответствующее заявление прозвучало в начале прошлой недели, сразу после так называемых выборов в Верховный совет. Ряд экспертов уже высказались в том плане, что анонс был призван как-то сгладить более чем скромный результат сторонников Шевчука, правительства на этих выборах. Вы как считаете?

Корнелиу Чуря: „Я не думаю, что это напрямую и тесно связано с политическим фактором. Но, согласен, заявление о перспективах приднестровской торговли было сделано после выборов с тем, чтобы не повлиять как-то на ход выборов, на результаты голосования. Это было сделано и по просьбе Тирасполя. О другом хочу сказать: Кишинев, к сожалению, не торопится обнародовать эту информацию, что достойно порицания. Но прежде всего надо понять, почему Кишинев не спешит с этим заявлением. Вероятно, это объясняется и внутренней конъюнктурой, а также тем, что принятое решение, что ни говори, невыгодно для Кишинева, это надо признать. Поэтому Кишинев и тянет, надеется избежать критики. Если выступить с этим заявлением в канун праздников, возможно, эксперты не станут себя особо утруждать критическими оценками – таков, скорее всего, расчет Кишинева. Что касается Тирасполя, он значительно раньше предал эту информацию гласности, так как считает ее благоприятной для себя. И действительно, это решение ставит его в более выгодном положении, но в будущем их ждет большая проблема, связанная с введением НДС; это сложный и непростой вопрос, за год его не решить. Тем не менее, по моему мнению, Тирасполь рассчитывает на то, что эти преференции, которыми пользуются сейчас приднестровские предприятия, будут затем продлены еще на год. Потому что НДС, как правило, вводится в течение двух лет. Поэтому, думаю, Приднестровье надеется, что времени будет достаточно для внесения необходимых корректировок.”

Война на Украине

XS
SM
MD
LG