Linkuri accesibilitate

Нику Попеску: „Сохранение нынешнего большинства ухудшает политическую и экономическую ситуацию, не ведет к перезагрузке реформ”


Нику Попеску
Нику Попеску

Интервью с экспертом Европейского института исследований в области безопасности в Париже.

Сегодня, когда популярность левых партий перестала расти, а партиям правящего альянса ниже пасть уже вроде некуда, многое зависит от того, удастся ли другим сегментам убедить электорат в том, что они достойны доверия. На фоне шестилетних „выкрутасов” ЛДПМ-ДП-ЛП популярность правоцентристских политиков (Майя Санду, Юрие Лянкэ и Платформа ДА) суммарно очень высокая, считает эксперт Европейского института исследований в области безопасности в Париже Нику Попеску.

Свободная Европа: Сейчас, в потугах политического созидания, предпринимаются попытки сформировать парламентское большинство. Как вы считаете, это реально – сформировать основательное большинство, способное принимать законы, необходимые для продвижения настоящих реформ?

Нику Попеску: „Не думаю, что за последний год что-то изменилось в парламентской математике. И не совсем понятно, каким образом Парламент, который за последний год оказался не в состоянии обеспечить политическую стабильность и последовательность реформ, не говоря уже о длительном процессе реформ, структурных и системных, вдруг резко изменил бы свое направление. Да, скорее всего, большинство можно сформировать, но, к сожалению, сложившийся тип Парламента, действующие там инстинкты, а также то, как вели себя партии, которые правили в Республике Молдова – все это, к сожалению, никак не обнадеживает насчет убедительной реформаторской динамики.”

Свободная Европа: Но большинство без голосов коммунистов – не споткнется ли оно очень скоро? Особенно если учесть, что предстоят и выборы главы государства в Парламенте, где понадобится 61 голос…

Нику Попеску: „Да, это тоже не исключено. Помимо этих конъюнктурных факторов налицо ситуация, когда, согласно опросам общественного мнения, партии, которым потенциально предстоит создать очередное правоцентристское парламентское большинство, пользуются поддержкой не более 15% граждан.”

Свободная Европа: Вы имеете в виду ЛП, ЛДПМ и ДП?

Нику Попеску: „Совершенно верно. Если суммировать цифры и рейтинг этих партий, согласно социологическим исследованиям, в лучшем случае получим 15%. А с таким уровнем политической поддержки, сами понимаете, невозможно проводить структурные реформы, не говоря уж о том, что на данный момент в этих партиях нет ни видения, ни политической воли для проведения этих реформ. Кроме того, они практически лишились доверия, необходимого для того, чтобы двигать вперед этот воз реформ, который вот уже несколько лет как стоит на одном месте.”

Свободная Европа: И раз уж мы признаем отсутствие политической воли в парламенте, почему не провести досрочные парламентские выборы?

Нику Попеску: „Этот вопрос лучше задать политическим игрокам. Но, если посмотреть на эту ситуацию, в том числе, в экономическом контексте, становится очевидно, что Молдова фактически уже год никем не управляется – и это очень серьезная экономическая проблема. Эта ситуация экономического кризиса, который висит, как дамоклов меч, над населением Республики Молдова, еще больше усугубится в случае, если политические партии вновь ввяжутся в предвыборную борьбу. Это бессмысленная и глупая ситуация, порожденная кишиневскими политическими элитами. Сохранение нынешнего большинства ухудшает политическую и экономическую ситуацию, не ведет к перезагрузке реформ. Но, с другой стороны, и окунуться с головой в предвыборные гонки не лучший вариант – это может иметь крайне негативные последствия для страны”.

Свободная Европа: Вы могли бы составить фоторобот будущего премьера?

Нику Попеску: „Есть очень большая разница между образом премьера или президента, которые действительно нужны Республике Молдова, и образом премьер-министра или президента, за которых готовы проголосовать партии в нынешнем Парламенте. Партии хотели бы видеть на этих постах лидеров формальных, послушных, готовых и впредь закрывать глаза на всякого рода злоупотребления, которых было с избытком и которые подорвали в конечном итоге не только популярность правительства, но и само функционирование государства Республика Молдова, и тот образ премьер-министра, который нужен гражданам, нужен стране. Этот образ премьера или, опять же, президента предполагает личность с определенными взглядами, с определенным уровнем и определенным опытом/навыками управления экономикой, который в состоянии стабилизовать экономическую ситуацию и положить конец злоупотреблениям, коррупции, которая ведет Республику Молдова к состоянию государственной дисфункции. Такого премьер-министра очень трудно найти. Формально, конечно, кандидатуры найдутся, но также очевидно, что любая серьезная попытка со стороны правительства, в том числе при внешней поддержке, изменить методы и принципы управления в нынешней молдавской политической системе обязательно столкнется с интересами политических партий, которые, прежде всего, заинтересованы в сохранении статус-кво, в сохранении сложившейся ситуации.”

Свободная Европа: Насколько важно, будет ли новый премьер аполитичной фигурой или нет?

Нику Попеску: „ Всегда присутствует искушение, связанное с правительством технократов. Но вся проблема с технократическими правительствами в том, что им не удается продержаться долго в условиях отсутствия необходимых рычагов и даже каналов политического диалога с партиями, обладающими большинством в Парламенте и которые, по идее, должны поддержать любой закон и любые реформы, инициированные правительством. С другой стороны, молдавский политический класс слишком глубоко увяз в коррупционных играх, в играх взаимного противостояния, личных и политических обид. И, заигравшись, они в последние годы фактически позабыли о том, что Республикой Молдова надо управлять. И, вернусь к вопросу: теоретически премьер-технократ представляется неплохим вариантом, но реально такое решение может быть только временным, на год-два, так как суть демократической системы предполагает, что правительство должно быть отражением политических партий, за которых проголосовали избиратели.”

Свободная Европа: Если ДП возьмет на себя правление и назначит своего кандидата в премьеры, у Молдовы есть шансы преодолеть политический кризис?

Нику Попеску: „С одной стороны, Демпартия уже достаточно долгое время является самым влиятельным политическим игроком в Республике Молдова. Вернее, такой ДП проявила себя с самого начала, еще в 2009 году, когда от нее зависело, каким будет правящий альянс: правоцентристским или левоцентристским. Сегодня ДП стала еще сильней. В этом смысле уместна параллель между Республикой Молдова и Грузией; это страны, где самыми влиятельными лицами являются бизнесмены, которые не занимают никаких постов ни в правительстве, ни в парламенте, но которые де-факто определяют в значительной степени политическую динамику страны.”

Свободная Европа: Так вы считаете, что г-н Плахотнюк определяет судьбу Молдовы?

Нику Попеску: „Я сказал, что определяют значительную часть политических процессов, которые происходят в стране. И не только по линии Демократической партии, но через взаимодействие, в том числе с другими политическими партиями. Правда, что касается достижений ДП в правительстве есть один существенный вопрос. Демпартия в последние годы обладала большой политической властью, но за эти шесть лет, сколько ДП входила в правящий альянс, очень трудно назвать двух-трех ее представителей, двух-трех министров или директоров агентств, которые проявили бы себя поистине реформаторским духом или эффективным управлением в сферах, курируемых ДП. В этом смысле не хотелось бы гадать насчет того, как может показать себя ДП в будущем, но, если просмотреть список министров от Демпартии за последние шесть лет, я не вижу никакого человеческого потенциала, как не вижу и политической воли найти этот потенциал для реформирования областей, которые партия курировала последние годы. В этом смысле – да, ДП очень искусный политический игрок, который в состоянии провести самые сложные партии намного лучше своих партнеров; но ДП не проявила себя как политическая сила, способная эффективно управлять хотя бы в тех областях, за которые отвечала в последние годы.”

Свободная Европа: Недавно вы написали в соцсетах о бывшем министре просвещения Майе Санду – что она очень популярна, не будучи популистом…

Нику Попеску: „Да.”

Свободная Европа: Такие люди еще есть? Кто еще заслуживает такой оценки, на ваш взгляд?

Нику Попеску: „Популярны, но не популисты? Уверен, такие люди, как Майя Санду, в Молдове есть. Многие из них известны. Но проблема политической системы в Республике Молдова состоит в том, что практически ни одна политическая партия не приложила особых усилий по установлению и привлечению таких людей. ЛДПМ немного отличилась в этом плане, она приложила определенные усилия по установлению таких людей и оказанию им политической поддержки. Однако со временем ЛДПМ все больше отдалялась от этой модели работы. Что же касается ДП, такой модели у нее практически никогда и не было.”

Свободная Европа: ЛП какую роль может сыграть в этих условиях?

Нику Попеску: „Другой элемент, который четко проявляется в проведенных опросах, а также в умонастроениях граждан Республики Молдова, состоит в том, что эта чрезмерная зацикленность на дискуссиях вокруг ЛДПМ, ЛП и ДП не имеет ничего общего с тем, чего на самом деле хотят граждане Республики Молдова. Граждане вот уже несколько лет хотят новых веяний, нового поколения политиков и на правоцентристском, и на левоцентристском сегментах. На левоцентристском сегменте в последние год-полтора это новое поколение выкристаллизовалось вокруг Додона и Усатого; такие же ожидания присутствуют в отношении правоцентристского сегмента. И, собственно говоря, за последние полгода это ожидание на правоцентристском сегменте довольно быстро материализовалось вокруг Майи Санду, Юрие Лянкэ и Платформы „Достоинство и Правда”. Если говорить о правоцентристском сегменте, важно обратить внимание и на ситуацию в ЛП, ЛДПМ и ДП, потому что эти партии обладают пока наибольшим институциональным влиянием в государстве, а также на местном уровне. Но на макро-политическом уровне эти три партии оказались маргинальными и главными политическими игроками на правоцентристском сегменте являются уже не ЛП и ЛДПМ, а Майя Санду, Юрие Лянкэ и Платформа „DAʾ.”

Свободная Европа: На днях был обнародован очередной Барометр общественного мнения. Он показывает, что 88% респондентов считают, что страна двигается в неверном направлении. Откуда такое восприятие населения? И кто берет на себя ответственность за то, что Республика Молдова идет в неверном направлении?

Нику Попеску: „Молдова с первого дня своей независимости и до настоящего момента отличалась очень высоким уровнем политического пессимизма, в том числе в масштабах региона. И показатель политической неудовлетворенности среди граждан Республики Молдова всегда был высоким. Сейчас на этот фактор, который существовал и до сегодняшних политических кризисов, наслаивается, естественно, и разочарование в связи с невыполненными обещаниями формально проевропейских правительств за последние годы. Или правительств частично проевропейских, а частично антиевропейских, особенно когда речь идет о борьбе с коррупцией – вернее, об отсутствии таковой. Наверное, именно на фоне отсутствия борьбы с коррупцией и даже ухудшения ситуации показатель политической неудовлетворенности еще больше вырос.”

XS
SM
MD
LG