Linkuri accesibilitate

В Молдове контрабандисты пытались продать "ИГ" радиоактивные материалы


Контейнер с радиоактивным Цезием-137
Контейнер с радиоактивным Цезием-137

Операцией, по данным следователей, руководил Александр Агеенко по кличке "Полковник", - бывший или действующий офицер ФСБ РФ

Молдавские следователи в сотрудничестве с ФБР США в последние годы пресекли минимум четыре попытки продажи российских ядерных материалов на черном рынке в стране. В том числе - несколько попыток продажи урана-235 и одну попытку продажи цезия-137 экстремистской группировке "Исламское государство" для изготовления "грязной бомбы", - сообщает - сообщает AP.

Преступники, по данным молдавских властей, имели тесные связи с Россией, а одной из операций руководил некто "Полковник", которого следователи считают бывшим или действующим офицером ФСБ России.

По данным агентства, первый случай контрабанды ядерных материалов произошел в 2010 году, второй - в 2011-м, и последний - в феврале 2015 года.

В 2011 году злоумышленники пытались продать партию оружейного урана-235. Они рассчитывали сбыть до десяти килограммов радиоактивного материала покупателю из Судана, но посредник был арестован при сбыте десятиграммового образца. Следователи отправили на встречу подставного покупателя, который должен был заплатить продавцу 320 тысяч евро.

Расследование вывело на "серого кардинала", который руководил сделкой — некоего Александра Агеенко по кличке "Полковник". Молдавские власти считают его офицером ФСБ. Прослушка выявила, что бомбу в том случае намеревались использовать для подрыва объектов в США. По словам информатора полиции, который договаривался о сделке с продавцом, это был не первый случай, когда группа поставляла обогащенный уран покупателям из арабских стран.

В 2014 году группа злоумышленников попыталась продать партию цезия-137 для изготовления "грязной бомбы".

Последний случай имел место в феврале 2015 года: продавец также предлагал к продаже большое количество радиоактивного цезия-137 — достаточное, чтобы обеспечить заражение нескольких городских кварталов. При этом он целенаправленно искал покупателей в "Исламском Государстве", - подчеркивают следователи.

"Он сказал информатору, под запись: "Я действительно хотел бы, чтобы покупателем был исламист, потому что они будут бомбить американцев", - рассказал молдавский следователь Константин Малич, который работал над делом.

Следователи также поделились деталями последней операции: она включала секретные встречи в элитном ночном клубе, где кишиневская "золотая молодежь" поглощала суши, и работу под прикрытием, во время которой информаторы и полицейские изображали криминальных элементов (дорогой "Мерседес" для имиджа им предоставили коллеги из ФБР). Полиция использовала как старые проверенные методы (работу под прикрытием и внедрение в банду), так и новые технологии — в том числе встроенные в одежду дозиметры и записывающие устройства.

Самого Агеенко задержать не удалось. Вплоть до самой последней сделки, которая произошла в феврале, власти арестовывали подозреваемых на ранних стадиях сделки, что дало возможность главарям избежать наказания за контрабанду ядерных материалов, - рассказали следователи. Они подчеркивают, что угроза попадания ядерных материалов на "черный" рынок на Балканах не была ликвидирована.

"Мы ожидаем, что подобные происшествия будут происходить снова и снова", - заявил Константин Малич. - "Пока контрабандисты считают, что могут заработать состояние без того, чтобы быть пойманным, они будут продолжать этим заниматься".

Молдавские силовики опасаются, что по мере того, как Запад сворачивает сотрудничество со странами СНГ, становится все труднее выявлять каналы, по которым из России контрабандой поступают различные радиоактивные материалы. Значительная их доля идет именно на "черный" рынок, и сколько их там - никто не знает. В стратегии борьбы с российской контрабандой в Молдове существуют серьезные точки уязвимости, - считают оперативники. ​

Война на Украине

XS
SM
MD
LG