Linkuri accesibilitate

Нил Му́йжниек: „Если построить забор высотой в 3 метра, беженцы найдут лестницу в 4 метра и перемахнут через него”


Комиссар Совета Европы по правам человека, Нил Му́йжниек
Комиссар Совета Европы по правам человека, Нил Му́йжниек

Комиссар Совета Европы по правам человека в эксклюзивном интервью для Свободной Европы.

Россия, США, Канада и даже Китай должны разделить с Европой бремя беженцев, считает Комиссар Совета Европы по правам человека Нил Му́йжниек. Эксперт Совета Европы критикует инициативу ряда европейских правительств, готовых воздвигнуть заборы на пути беженцев. Весь мир должен искать выхода из кризисных ситуаций подобного рода – идет ли речь о военных обязательствах против ISIS или о быстрой интеграции новоприбывших, в том числе на рынке труда – такую точку зрения выразил Комиссар по правам человека Нил Му́йжниек в эксклюзивном интервью корреспонденту Свободной Европы в Страсбурге Иоланде Бэдилицэ.

Свободная Европа: Г-н Комиссар, вы ближе других соприкасаетесь с кризисом беженцев, возможно, поэтому и подвергли острой критике позицию некоторых европейских правительств по этому вопросу. Недавно вы потребовали от Будапешта отказаться от ряда законодательных поправок, хотя Венгрия – не единственная страна, которая собирается предпринять такие шаги. Как бы вы прокомментировали позицию тех, кто считает, что подобные предложения венгерское правительство принимает в интересах народа, заботясь о безопасности своих граждан, об экономике страны?

Нил Му́йжниек: „В последние месяцы венгерское правительство предприняло ряд прискорбных действий, пропагандирующих ксенофобию. Они распространили заявления против иммиграции, заявления, мишенью которых являются мигранты и беженцы. Затем воздвигли забор. Конечно, это не единственный в истории пример такого рода. Многие страны в свое время воздвигали стены и заборы. Но время показало: такие меры не срабатывают! Если построить забор высотой в 3 метра, беженцы найдут четырехметровую лестницу и перемахнут через него. В-третьих, они не были слишком гостеприимными с теми, кто вступил на их территорию, поэтому людям пришлось идти дальше. Венгрия – последняя страна, которая подверглась наплыву беженцев. Первыми были Италия и Греция, затем Мальта и Болгария. Сейчас вот – Венгрия. Дойдет очередь и до других стран. Это не должно стать неожиданностью, учитывая масштабы гуманитарных кризисов в Сирии и других регионах.”

Свободная Европа: И эта точка зрения – что правительства, которые ограничивают иммиграцию, руководствуются интересами своих граждан – насколько она обоснована?

Нил Му́йжниек: „Европейская политика в области миграции и предоставления убежища страдает многими недостатками, и уже раздаются различные законодательные предложения, которые еще больше усугубят ситуацию. Согласно Конвенции ООН по беженцам и в соответствии со стандартами Совета Европы, любая страна имеет определенные обязательства в отношении беженцев. Например, не возвращать беженцев, которые нуждаются в защите, рассматривать каждый случай в отдельности, задерживать их только в крайнем случае, обрабатывать запросы на предоставление убежища оперативно и максимально корректно. Это основоположные стандарты, которые часто нарушались. В одних случаях из-за большого наплыва беженцев, в других – из-за недостаточной подготовки или неадекватной политики; часто это происходило из-за ксенофобского настроя того или иного правительства, тех или иных политиков.”

Свободная Европа: В июне, когда этот кризис только принимал размах, вы опубликовали статью в престижной газете New York Times, в которой сформулировали даже ряд рекомендаций. О чем речь?

Нил Му́йжниек: „Прежде всего, следует понять, что корни этого кризиса не в Европе, а в Сирии, Ираке или Афганистане. На мировом уровне беженцев, прибывших в Европу, не так много. Европа самый богатый и стабильный континент в мире. Надо постоянно об этом помнить. Кроме того, эти проблемы не новые. Поговорите с греками, итальянцами или мальтийцами, и вы узнаете, что они давно уже сталкиваются с проблемами такого порядка. Но… сегодня проявилось полное отсутствие солидарности. На наших глазах европейская система убежища разваливается. Дублинский регламент о возвращении беженцев разваливается на фоне полного отсутствия солидарности. Я надеюсь, что это поворотный момент. Надеюсь, что будет построено как можно больше центров по приему мигрантов в Европу с тем, чтобы люди не боялись системы предоставления убежища. Надеюсь увидеть более правильное распределение мигрантов, но в чем мы больше всего нуждается – это в элементарных стандартах в целях поддержки интеграции во всей Европе. Если мы не поможем этим людям остаться, если они почувствуют, что им не рады, они захотят уйти.”

Свободная Европа: Вы говорите о мигрантах, но и о беженцах. В чем отличие между ними?

Нил Му́йжниек: „В Европу сегодня прибывает несколько категорий лиц. Беженцы нуждаются в защите, потому что они бегут от конфликтов или от возможных судебных приговоров. Это касается 99% сирийцев, иракцев или афганцев. Есть еще экономические мигранты, выходцы Западных Балкан, например, которых гонят не конфликты, а коррупция, они хотят лучшей жизни, возможности зарабатывать, потому что у себя на родине живут в нищете и отчаянии. Им не нужна защита, им нужен другой подход. По сути, эти две категории подчиняются разным правовым требованиям, но страны обязаны применить существующие стандарты.”

Свободная Европа: Вы недавно выступили с жестким заявлением, когда сказали, что европейские страны утратили чувство меры. Что вы имели в виду?

Нил Му́йжниек: „Думаю, мы все стали свидетелями истерии вокруг наплыва, как говорят сегодня, беженцев. Но скажу еще раз: на глобальном уровне беженцев в Европе не так много. До некоторых стран беженцы даже не добрались пока, но истерия уже развязалась. Европа должна понять, что она богатый и стабильный континент, который взял на себя определенные обязательства, определенные стандарты в сфере прав человека; правда, некоторые государства на пределе. Италия, Греция, Мальта сделали все, что в их силах. Другие – нет. Германия и Швеция сделали больше всех по приему беженцев. Мы должны сохранить спокойствие и смотреть на проблемы, с которыми сталкивается Европа, как можно шире, и признать, что одни страны прилагают огромные усилия в этом направлении, а другие ничего практически не делают.”

Свободная Европа: Как вы оцениваете эти первые правила распределения соискателей убежища по странам Евросоюза?

Нил Му́йжниек: „Я поддерживаю эти обязательные механизмы солидарности, потому что на добровольной основе они не всегда срабатывали. Никто не хочет быть солидарным по своей воле. Поэтому обязательный характер этих правил – это как раз то, что нужно. Важно рассматривать этот процесс как начало, начало, при котором солидарность становится институциональным, потому что миграционные потоки будут меняться. Иногда они будут мощными, иногда – слабыми. Мы же должны быть гибкими. А перераспределение не спасет, если оно не будет сопровождаться другими мерами, скажем, элементарными стандартами интеграции, воссоединения семей. Если ты готов принять беженца, семью которого приютила соседняя страна, должен знать: семья захочет воссоединиться. Так что надо учесть все эти моменты.”

Свободная Европа: Вы призвали ЕС пересмотреть стандарты миграции и убежища. Но почему не потребовали того же от стран, которые не являются членами ЕС, но входят в Совет Европы (Россия, бывшие советские государства, к примеру). Или – почему бы и нет? – от Соединенных Штатов Америки, Канады, Китая?

Нил Му́йжниек: „Совершенно ясно, что мы имеем дело с глобальным кризисом. Не только ЕС, но и другие страны на других континентах должны подключиться. Армения, например, приняла более 1000 православных армян. Армения очень маленькая страна и далеко не из самых богатых. Россия могла бы и должна сделать больше. США, Канада могут сделать больше. США обещали принять около 1500 беженцев, но это капля в океане.”

Свободная Европа: И последний вопрос, г-н Комиссар: ЕС должен приютить беженцев из Сирии и Ирака, но также из Украины (многие предпочли бы забыть о последних…) В Турции неспокойно и отсюда тоже возможны беженцы. Каким вам видится решение на долгосрочный период для беженцев?

Нил Му́йжниек: „Думаю, надо изучить причины этих кризисов и устранить их. Прекратить войну в Сирии. Подумать о военных решениях для ISIS, найти выход с тем, чтобы те, кто сюда приезжает, могли жить и работать легально. Думаю, сейчас мы расплачиваемся за отсутствие каких-либо обязательств в самом начале этих кризисов в Сирии, Ираке, Ливии и на Украине.”

Война на Украине

XS
SM
MD
LG