Linkuri accesibilitate

Оазу Нантой: Пусть российские военные и называются миротворцами, это не значит, что они не могут направить оружие против Украины


Программный директор Института общественной политики – гость утренней передачи на Свободной Европе.

Исполняющая обязанности премьера Наталья Герман посетила Киев, где, согласно сообщениям для прессы, планировала встретиться с президентом Петром Порошенко и министром иностранных дел Павлом Климкиным. В пресс-релизах не уточняется, почему встреча с Петром Порошенко не состоялась. Остаются ли отношения между Киевом и Кишиневом такими же хорошими, как до недавнего времени? Своим мнением на этот счет делится политический аналитик Оазу Нантой.

Свободная Европа: Г-н Нантой, анонс о программе визита действующего премьера Натальи Герман в Киев подтвердился лишь частично и без объяснений - глава молдавской дипломатии встретилась в Киеве только с министром иностранных дел Климкиным. Визит г-жи Герман в столицу Украины состоялся вскоре после интервью вице-премьера по реинтеграции Виктора Осипова российской прессе, в котором он сделал заявления, которые, очевидно, не вызвали восторга в Киеве. Некоторые аналитики предположили, что визит исполняющей обязанности премьер-министра был призван как раз сгладить обострение после заявления вице-премьера Осипова о том, что Республика Молдова готова помочь российскому контингенту по поддержанию мира, косвенно изолированному в Приднестровье Украиной. Как вы оценили бы динамику отношений между Киевом и Кишиневом, в том числе в свете последних событий?

Оазу Нантой
Оазу Нантой

Оазу Нантой: Позволю себе напомнить ситуацию 2005 года, когда в Республике Молдова в результате парламентских выборов 6 марта, появился проевропейский президент – я говорю о Владимире Воронине – и в Киеве на гребне „оранжевой революции” на пост главы государства пришел Виктор Ющенко, у которого также были напряженные отношения с Российской Федерацией. Тогда, в феврале 2005 года, были подписаны планы действий Европейский Союз - Украина, Европейский Союз - Молдова и на основе этих двух планов действий 3 марта 2006 года появилась на границе миссия помощи Европейского Союза EUBAM, коренным образом изменившая ситуацию в восточном регионе Республики Молдова. Тогда бизнес левобережья Днестра обязали без каких-либо переговоров регистрироваться в Торгово-промышленной палате Республики Молдова и все экспортные операции осуществлять на основание сертификатов соответствия и таможенных документов Республики Молдова.

К чему я веду? Когда в Киеве и Кишиневе есть созвучная ориентация на Европейский Союз, тогда появляются общие позиции и в отношении присутствия Российской Федерации в восточных районах Республики Молдова. Когда я говорю „присутствие”, имею в виду несколько аспектов этого явления, поскольку, с одной стороны, речь идет о миссии по поддержанию мира, с другой же – это и незаконное присутствие оперативной группы российских войск в восточных районах Республики Молдова. И не будем забывать, что в настоящее время ситуация чрезвычайно сложна для Украины, поскольку она подверглась нападению со стороны Российской Федерации.

Ряд молдавских экспертов, в частности, когда конфликт был в острой фазе, открытой, я бы сказал – он и сейчас в острой фазе – выражали вполне обоснованные опасения, что российские войска, находящиеся на территории Республики Молдова, с юридической точки зрения, с точки зрения международного права могли атаковать, к примеру, Одессу в контексте так называемого проекта „Новороссия” и развернуть его с двух направлений, с востока и запада. К счастью, этот сценарий не был осуществлен.

Так или иначе, Украина вполне обоснованно пытается себя обезопасить со стороны Приднестровья. Украина самым прямым образом страдает от контрабандного потока, который идет через этот регион, и есть достаточно причин считать, что и в Кишиневе многие причастны к этим незаконным экономическим схемам, который наносят серьезный урон Украине, не говоря уже о Республике Молдова. Но Молдова – отдельный разговор.

На второй день после встречи 17 марта с.г. президента Румынии Клауса Йоханниса с президентом Украины Петром Порошенко правительство Украины приняло решение запретить провоз подакцизных товаров из Приднестровья через таможенные пункты на молдавско-украинской границе, не контролируемые официальным Кишиневом. И, соответственно, главной целью назначения Михаила Саакашвили главой Одесской областной администрации, насколько известно из Киева, также является борьба с региональной контрабандой, которая, естественно, представляет угрозу для национальной безопасности Украины и затрагивает интересы ряда лиц в Тирасполе и, косвенно, в Кишиневе.

Следовательно, положение складывается довольно сложное - в условиях, когда Республика Молдова пребывает в длительном политическом кризисе, когда абсолютное большинство депутатов парламента понятия не имеет о том, что собой представляет приднестровский конфликт, когда парламент Республики Молдова так и не занял ясной и четкой позиции по отношению к политике России, точнее, по отношению к агрессии России против соседней страны, которая защищает нас от самых мрачных сценариев… В том, что касается политики России, у Украины, естественно, есть много вопросов относительно поведения Республики Молдова.

Я не могу строить предположения насчет того, что именно обсуждали на встрече Наталья Герман и Павел Климкин - министр иностранных дел Украины, есть лишь официальные сообщения для прессы, в которых говорится, что стороны кратко рассмотрели ряд проблем, в том числе хронических, исторических, от демаркации границ и т.д. до приднестровской проблематики. И положительным является то, что г-жа Герман поддержала территориальную целостность Украины и в том официальном пресс-релизе была выражена поддержка мирному разрешению конфликта на принципах Минских соглашений.

Но помимо украинских партнеров и у нас, граждан Республики Молдова, должны быть определенные вопросы к своему правительству в том, что касается конфликта в восточных районах страны, в том, что касается борьбы с контрабандой, в том, что касается нашей вечной борьбы с коррупцией.

Свободная Европа: И вот это интервью, г-н Нантой, с вашей точки зрения, помогло г-же Герман или, напротив, помешало? И как вы относитесь в целом к словам Осипова?

Оазу Нантой: Не буду торопиться делать серьезные выводы из интервью. Потому что, действительно, ситуация, которая сложилась на данный момент в восточных районах Республики Молдова, беспрецедентна. Украина закрыла пропуск подакцизных товаров и сейчас возникает вопрос: эти товары, которые проходят через таможенные ворота Республики Молдова, подвергаются налогообложению в предусмотренном порядке или они так и проходят, без уплаты акцизов? У Молдовы нет правовых рамок для подобных ситуаций, Молдова не применяет существующие юридические рамки, потому что у молдавского государства нет ясной и твердой позиции по ситуации в восточных районах Республики Молдова.

Согласен, подобные заявления или подобные интервью настораживают украинцев, так как они рассматривают присутствие Российской Федерации в восточных районах Республики Молдова как угрозу своей безопасности. И, наверное, г-н Осипов не достаточно ясно сформулировал различие между российскими миротворцами и незаконным присутствием российских войск на территории Республики Молдова. Хотя я прекрасно отдаю себе отчет в том, что даже если российские военные называются миротворцами, это совсем не значит, что они таковыми являются на самом деле, и совсем не значит, что в случае серьезной дестабилизации ситуации они не могут повернуть оружие против той же Украины. Здесь, по моему мнению, необходим искренний и открытый диалог между Киевом и Кишиневом, и я с нетерпением жду, когда у нас появится полномочное правительство.

Свободная Европа: То, что сказал г-н Осипов, что это такое, по вашему мнению – не самая удачная импровизация с точки зрения формулировки, личное мнение или речь, все-таки идет о решении на уровне правительства, такого, каким оно является на данный момент?

Оазу Нантой: Я не пресс-секретарь г-на Осипова, но его слова следует интерпретировать в контексте явной провокации, устроенной г-жой Штански, которая направила провокационное письмо представителям дипломатических миссий в Республике Молдова и за пределами страны, пытаясь накалить ситуацию. И г-н Осипов сделал эти заявления, желая смягчить последствия этой провокации.

Разумеется, здесь возникает этот контраст между поведением Украины и заявлениями г-на Осипова. Но я снова хочу подчеркнуть, что г-н Осипов, как и все остальные, до него занимавшиеся приднестровским конфликтом – Еуджен Карпов, Василе Шова – находятся, с моей точки зрения, в неблагоприятной ситуации, так как лишены политической поддержки и не имеют за собой четкой и однозначной позиции государства Республика Молдова. Те, кто курирует конфликт в восточных районах Республики Молдова, больше заняты различными маневрами с целью снизить определенные риски, а не продвижением последовательной политики.

Свободная Европа: Много было разговоров о том, что нередко обострение ситуации происходит ради каких-то личных интересов. Кто, по вашему мнению, заинтересован накалять обстановку в Приднестровье, особенно сейчас? Иными словами, кто подпитывает панические настроения в связи с тем, что происходит сегодня в нескольких десятках километров к востоку от Кишинева?

Оазу Нантой: Если посмотреть на то, что мы называем региональным контекстом, ситуация в Приднестровье может быть дестабилизирована только в том случае, если Российской Федерации удастся серьезно подорвать ситуацию на Украине. Тогда Россия смогла бы усилить эти процессы путем вовлечения в них Приднестровья, точнее, военного фактора и фактора секретных служб, незаконно дислоцированных в восточных районах Республики Молдова. На данный момент ситуация в Украине напряженная, и я констатирую – опять-таки на данный момент – что государство Республика Молдова защищено Украиной, которая пока держится. Это отнюдь не означает, что мы можем до бесконечности позволять себе такую роскошь, как политические кризисы, или роскошь не занимать четкой позиции касательно политики Российской Федерации в отношении восточных районах Республики Молдова и в отношении Украины.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG