Linkuri accesibilitate

В поисках решения по разблокированию переговоров в формате 5+2


Рекомендации зарубежных экспертов по расследованию дел, возбужденных Кишиневом в отношении приднестровских чиновников.

Одной из причин, по которым Тирасполь вот уже более года блокирует переговоры в формате 5+2, стали уголовные дела, открытые Кишиневом в отношении приднестровских чиновников. Тирасполь стоял на своём, в том числе на последней неформальной встрече в Вене 21 апреля, в ходе которой Кишинев рассчитывал договориться о возобновлении официальных переговоров. В поисках возможных решений этой и других проблем официальный Кишинев пригласил в Молдову группу зарубежных экспертов, которые сталкивались с аналогичными конфликтами – из Северной Ирландии и испанской автономии Страны Басков.

Дискуссии с зарубежными экспертами, в которых участвовали представители различных государственных институтов, прошли при закрытых дверях. На встречу пригласили сотрудники учреждений, в компетенции которых входит открытие и расследование уголовных дел. Приднестровскую сторону, несмотря на то, что обсуждаемая тема касалась ее напрямую, для обмена мнениями не пригласили.

Действующий вицепремьер по реинтеграции Виктор Осипов пояснил журналистам, что платформа для обсуждения задумана на межинституциональном уровне:

„Такой формат не связан с переговорным процессом или с отношениями между Кишиневом и Тирасполем, но, должен заверить, итогом этих межинституциональных усилий станет возможность поднять этот вопрос в нашем диалоге с Тирасполем.”

Осипов напомнил, что переговоры в формате 5+2 приостановлены с осени прошлого года, Тирасполь мотивировал свой отказ участвовать тем, что Кишинев начал уголовное преследование ряда руководителей приднестровской администрации. Кишинев эти обвинения отвергает и заявляет, что уголовные дела возбуждены по фактам, тогда как заведенные Тирасполем дела касаются конкретных лиц, включая полицейских, мэров, госслужащих.

В самом последнем деле, возбужденном следственным комитетом Приднестровья, фигурирует ряд кишиневских должностных лиц; этот шаг Тирасполем был предпринят в ответ на отказ Лицензионной палаты продлить лицензии нескольким приднестровским компаниям. В Кишиневе не располагают точной статистикой уголовных дел, открытых тираспольской администрацией.

Что касается правобережной Молдовы, в период 2004-2013 гг. заведено около 200 уголовных дел, большинство из них впоследствии было приостановлено из-за невозможности проведения следственных мероприятий. С 2014 года по сегодняшний день возбуждено около 100 уголовных дел, которые касаются, например, фактов узурпации власти, незаконного лишения свободы, похищения людей, самоуправных действий.

Тирасполь неоднократно настаивал на взаимном закрытии всех дел, инициированных на обоих берегах Днестра. Кишинев утверждает, что это невозможно.

Присутствовавший на встрече генеральный прокурор Корнелиу Гурин отметил, что за столом переговоров закрытие уголовных дел не подлежит обсуждению, судебные дела – не предмет торга. Корнелиу Гурин рассказал, как видит Генеральная прокуратура решение этой проблемы: „Возможно, политико-юридическими решениями, принятием закона о всеобщей амнистии. Может ли это сделать приднестровская администрация – не знаем, этот вопрос не в нашей компетенции и мы не можем его обусловить. В Молдове такие законы уже применялись.

Но есть одна проблема, когда речь идет о нанесении серьезного ущерба. Кому-то ведь надо будет позаботиться о возмещении этого ущерба. Если это берет на себя Республика Молдова – это будет сделано. Но если возместить ущерб возьмутся те, кто его спровоцировал, это приведет к отказу соответствующих лиц от дальнейших действий”.

Для расследования серьезных преступлений должны существовать регулирующие рамки и взаимный обмен информацией, подчеркнул Гурин. Два года назад политические представители Кишинева и Тирасполя подписали документ, которым обязались обмениваться информацией, систематизировать и рассматривать определенные уголовные дела. Инициатива исходила от Тирасполя, но, по всем признакам, договоренность осталась на бумаге, как и предсказывали эксперты с самого начала.

Одним из решений, по мнению экспертов, представляющих страны с опытом урегулирования подобных конфликтов, могло бы стать расследование дел по фактам, а не преследование лиц – фигурантов уголовных дел. Используемые для этого методы должна определить молдавская власть; при этом эксперты подчеркнули, что не существует универсальных рецептов для всех конфликтных ситуаций.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG