Linkuri accesibilitate

Лицензионная палата выступила с уточнениями в связи с заявлением Тирасполя о возбуждении уголовного дела


Приднестровская администрация возбудила уголовное дело на представителей Кишинева за отказ в регистрации фирм левобережья Днестра.

Лицензионная палата Республики Молдова опровергает утверждения тираспольской стороны об отказе продлить лицензии на право деятельности нескольким десяткам приднестровских фирм. Уже около десяти лет хозяйствующие субъекты левобережья Днестра не могут осуществлять экспорт или импорт без регистрации в Кишиневе. Тираспольская администрация заявила о возбуждении уголовного дела на представителей Кишинева за так называемый отказ в регистрации приднестровских фирм. Как утверждают сведущие источники, спор разгорелся на фоне подготовки к применению положений Соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом:

Первое уточнение Лицензионной палаты Республики Молдова состоит в том, что никаких отказов на запросы приднестровских предприятий не было и никакие ранее выданные лицензии не были признаны недействительными. В действительности, как подчеркнул заместитель директора Лицензионной палаты Эдуард Хадей, его ведомство уведомило обладателей лицензий в Приднестровье – всего около 60 хозяйствующих субъектов – о том, что с 1 января 2016 года и для них вступает в действие соглашение о свободной торговле, что обязывает предприятия, желающие вести торговлю с ЕС, выполнить особые технические требования. Иными словами, речь пока идет о простом уведомлении и не более того, утверждает Эдуард Хадей:

„Мы говорим исключительно в контексте соглашения о свободной торговле, пусть это и не нравится левобережцам. Молдова взяла на себя определенные обязательства, а что касается приднестровских предприятий, они должны, начиная с 1 января 2016 года, находиться на таких же позициях и в таких же условиях, что и правобережная Молдова.

Начиная с октября, мы предупредили об этом приднестровских обладателей лицензий. Лицензирование предполагает около 32 видов деятельности, для каждого из них предусмотрены определенные условия, регламентированные специальными законами. И мы поставили их в известность о необходимости явиться и привести свою деятельность в соответствии с требованиями, действующими в Республике Молдова. Никаких новых требований нет. Мы не перестали выдавать им лицензии и не отменили ни одну лицензию из ранее действующих. Но, в то же время, предупредили о необходимости подчиниться правилам.”

С этими уточнениями Лицензионная палата выступила после того, как пресс-служба так называемого „следственного комитета” Приднестровья разместила на своем сайте в интернете сообщение о возбуждении уголовного дела на должностных лиц государственных органов Республики Молдова, имена которых в пресс-релизе не приводятся, за отказ в ре­ги­стра­ции де­кла­ра­ции о про­дле­нии ли­цен­зии эко­но­ми­че­ским аген­там левобережья Днестра. Как отмечается в пресс-релизе, уголовное дело возбуждено «в рам­ках норм дей­ству­ю­ще­го уго­лов­но-про­цес­су­аль­но­го за­ко­но­да­тель­ства» Приднестровья, а долж­ност­ные лица Рес­пуб­ли­ки Мол­до­ва при­гла­ше­ны в «следственный комитет» для до­про­са в ка­че­стве сви­де­те­лей.

По словам Эдуарда Хадея, ему пока не известно, фигурирует ли его имя в этом деле, но, уточнил он, никакой повестки он не получил, а если и получит, проигнорирует ее:

„И мы прочитали в СМИ, что возбуждены какие-то дела. Нам не известно, кто именно фигурирует в этих материалах. Допускаю, что там есть и мое имя, возможно, и моего директора. Но никаких уведомлений мы не получали и, честно скажу, это нас мало волнует. Делать им нечего…

Задача у нас одна: помочь приднестровским предприятиям, чтобы они могли продолжать свою экономическую деятельность. Никто не собирается устраивать им блокады. И никакого давления в этом вопросе нет. Все занимаются своим делом. Мы не можем выходить за рамки закона.”

В комментариях и реакциях, прозвучавших до настоящего момента, демарш «следственного комитета» оценивается как попытка привести в замешательство кишиневских чиновников в надежде, что они забудут о своих должностных обязанностях. Своим мнением поделился и Павел Постика, юрист Promo-Lex – неправительственной организации, которая также подвергается уголовному преследованию на левом берегу Днестра как представляющая угрозу конституционному порядку в Приднестровье. Павел Постика говорит, что Кишинев не должен оставить без ответа эти действия Тирасполя. Но, считает юрист, Тирасполю это сойдет с рук, как сошло и тогда, когда представляемая им организация получила публичную повестку от прокуратуры региона несколько месяцев назад:

„Отсутствие возможностей у приднестровских экономических агентов экспортировать в ЕС тираспольская администрация мотивирует не тем, что предприятия не соответствуют техническим критериям, а тем, что Кишинев отказывается выдавать лицензии. Что не соответствует действительности. Не думаю, что отказывается необоснованно. В интересах всех органов облегчить торговлю с ЕС. По идее, они вышлют повестки тем, кто подписал эти документы, попытаются запугать их, внушить, что им угрожает опасность, если появятся на территории, контролируемой Тирасполем. Было много случаев, когда задерживали людей – например, полицейских. Конечно, риск есть.

Конституционные власти должны приложить все усилия для того, чтобы защитить людей, которые в результате исполнения своих служебных обязанностей попадают в неприятные ситуации, связанные с тираспольской администрацией. Мне трудно сказать, каким должен быть этот ответ, потому что конституционные власти каждый раз пытаются замять такого рода ситуации, уходят от ясного и твердого ответа. Так же произошло и с организацией, которую я представляю. Никакой реакции я не видел.”

Ион Ляху, бывший член Объединенной контрольной комиссии, считает, что весь сыр-бор спровоцирован Тирасполем, который заинтересован максимально тянуть с присоединением к зоне свободной торговли с ЕС, которая уже функционирует; но, по его мнению, в конечном итоге Тирасполю придется смириться:

„Сам факт, что их экономические агенты регистрируются в Кишиневе, предполагает определенные отношения с бюджетом, то есть часть налогов остается здесь. Другое дело, что эти суммы некоторое время спустя возвращаются, а сроки не соблюдаются: например, нашим бизнесменам возвращают раньше, им – позже. Кроме того, приднестровской администрации не хотелось бы, чтобы Кишинев был в курсе всех финансовых потоков. Отсюда и эти недовольства. Но им некуда будет деваться, они примут соглашение о свободной торговле, и не как-то иначе, а исключительно как структура, входящая в состав Республики Молдова.

Технические условия со временем будут адаптированы, ЕС сделает определенные уступки в порядке осуществления деятельности – думаю, даже если они попросят продлить, скажем, еще на полгода режим преференций, это возможно. Потому что все подчинено высшей цели – сохранить мир и начать процесс реинтеграции. А экономика – крайне важный элемент реинтеграции. Экономика основа всего.”

Тирасполь, который сталкивается с серьезными экономическими проблемами на фоне украинского кризиса, неоднократно жаловался и на снижение торговли с европейскими странами в результате вступления в силу новых правил, предусмотренных соглашением о свободной торговле с ЕС – соглашением, к которому администрация региона хочет присоединиться на особых условиях, с учетом специфики региона, и отказывается это сделать, если ее требования не принимаются.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG