Linkuri accesibilitate

Виктор Кирилэ: «Диалог в нынешнем виде может решить какие-то текущие проблемы, но не в состоянии разблокировать политические переговоры»


Интервью с исполнительным директором Ассоциации Внешней Политики о перспективах приднестровского урегулирования.

Кишиневские наблюдатели не слишком оптимистично оценивают перспективы переговорного процесса. Эксперты Ассоциации Внешней Политики считают, что приднестровское урегулирование зашло в тупик. Исполнительный директор Ассоциации Виктор Кирилэ отмечает в исследовании, обнародованном на заседании пресс-клуба в Кишиневе, что политика малых шагов, начатая в 2011 году, провалилась и что переговоры в формате 5+2 отличались, скорее, техническим характером, в результате чего так и не удалось приступить к обсуждению проблем политического статуса и безопасности.

Мы попросили Виктора Кирилэ прокомментировать возобновление диалога между Кишиневом и Тирасполем и оценить возможности достижения конкретных решений.

Виктор Кирилэ: Прежде всего диалог необходим потому, что существует множество проблем, которые затрагивают наших граждан как на левом, так и на правом берегу Днестра. Это экономические проблемы, социальные, юридические, которые надо решать. И это можно сделать только при наличии диалога между конституционными властями Республики Молдова и приднестровской администрацией.

Но, думаю, этот диалог не может рассчитывать на успех, если Кишинев надеется решить конфликт, который разделяет нас вот уже два десятилетия, без четкого видения того, чего он хочет, как намерен достичь поставленных целей, какими механизмами, как собирается общаться с гражданами Левобережья, которые по-прежнему далеки от нас и выступают за интеграцию региона с Российской Федерацией, за независимость региона. Это и наша неудача, так как мы не сумели наладить взаимодействие ни на правом берегу Днестра, ни тем более на левом.

Также, необходима глубоко продуманная политика по реинтеграции, с четко определенными институциональными механизмами, с финансовыми ресурсами – такой политики в настоящий момент нет. Кроме того, нужна политическая солидарность, солидарность политического класса, общества. И этого тоже нет на данный момент.

Следовательно, с моей точки зрения, диалог в том виде, в котором он находится сейчас, может решить какие-то текущие проблемы, но не в состоянии разблокировать политические переговоры по статусу региона в составе Республики Молдова, а также по вопросам безопасности, которые крайне важны для сохранения стабильности в регионе.

Свободная Европа: Как вы оцениваете участие и вклад посредников и наблюдателей в формате 5+2? Немного раньше мы все стали свидетелями „политики малых шагов”, мер по укреплению доверия. В какой степени оказались эффективными эти механизмы? И не считаете ли вы необходимым пересмотреть подходы, существовавшие в недалеком прошлом?

Виктор Кирилэ: Политика „малых шагов” провалилась, так как у Кишинева по-прежнему нет четкого понимания того, чего он хочет достичь в отношении приднестровского региона: нет концепции, нет политики по реинтеграции. Более того, Кишинев не располагает сейчас даже политической поддержкой, необходимой для того, чтобы применять хотя бы концепцию, сформулированную в 2005 году.

Концепцию, которую все больше оспаривают крупные партии, в частности, Партия социалистов, выступающая за федерализацию Республики Молдова, а также партии, предложившие ее в 2005 году. Имею в виду Партию коммунистов, которая сейчас говорит о предоставлении Приднестровью статуса республики, о чем ни слова не сказано в Законе 2005 года. Демократическая партия и Либерально-демократическая партия, опять же, не имеют однозначной позиции по этому закону.

Кроме того, европейские партнеры неофициально настаивают на пересмотре этого закона. По их мнению, сформулированные в нем условия для обсуждения особого правового статуса Приднестровья, по сути, мешают продвижению политического процесса по урегулированию конфликта.

Свободная Европа: Удалось ли Республике Молдова, правобережной ее части, стать привлекательной в глазах жителей левобережья? Что положительного можно назвать в этом смысле? Например, Бюро по реинтеграции приводит статистику, согласно которой после отмены визового режима с ЕС со стороны приднестровцев растет спрос на молдавские паспорта. Но помимо этого, правый берег стал притягательным для жителей Приднестровья?

Виктор Кирилэ: К сожалению, у Молдовы не получилось стать точкой притяжения для наших граждан, проживающих на левом берегу Днестра. Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные в прошлом году в рамках программы содействия Бюро по реинтеграции, финансируемой Европейским Союзом. Большинство наших граждан, проживающих на левом берегу, выступают за независимость Приднестровья и за интеграцию региона не с Молдовой, а с Российской Федерацией.

Вот это особо тревожно, это явный провал правобережного общества, прежде всего политического класса Кишинева, молдавской власти.

Свободная Европа: Иными словами, политическому классу не удалось сделать необходимые шаги к сближению. А на уровне общества есть интерес к реинтеграции Республики Молдова?

Виктор Кирилэ: И общество тоже, как показывают многочисленные опросы, проявляет полную апатию к приднестровской проблематике – только один процент правобережного населения считает, что приднестровский вопрос должен стать приоритетным для молдавской власти.

Это объяснимо, потому что, опять же, с нами не общались, нас не информировали. Но также ясно и то, что граждан правобережья волнуют другие, более острые для них проблемы - работа, зарплата, образование детей и т.д.

Свободная Европа: Известно, что Приднестровье сейчас переживает беспрецедентный экономический кризис. В связи с этим, считаете ли вы, что Тирасполь согласится присоединиться к Соглашению о свободной торговле с ЕС? Потому что, в противном случае, по окончанию этого года торговля с Евросоюзом Приднестровью будет стоить заметно дороже. Тираспольская администрация официально не желает присоединяться к этому Соглашению с ЕС, приднестровские предприятия оказались в ситуации, близкой к экономическому коллапсу. Как вы считаете, удастся до конца года найти компромисс, учитывая, что осенью в Приднестровье пройдут местные выборы?

Виктор Кирилэ: Вы правы, Приднестровье отказывается присоединиться к зоне свободной торговли с ЕС. Но, должен заметить, регион явно заинтересован в продолжении торговых отношений с ЕС, в сохранении рынка ЕС, открытого для приднестровских предпринимателей. И с этой точки зрения, думаю, есть хорошее поле для компромисса между Кишиневом и Тирасполем.

Разумеется, в регионе ведется определенная политическая борьба, предстоят местные выборы, и этот контекст, естественно, осложняет возможные переговоры между Тирасполем, Кишиневом и Европейским Союзом. Потому что, с моей точки зрения, это будет компромисс именно на этой трехсторонней платформе. Если такой компромисс будет достигнут до конца года, гарантировать не могу, но, конечно же, давление на Приднестровье сильно возрастет и Тирасполю придется пойти на определенные уступки, как, впрочем, и Кишиневу с Европейским Союзом.

Думаю, компромиссным решением может стать поэтапное выполнение со стороны Приднестровья условий Соглашения о свободной торговле с ЕС. Особенно если учесть, что недавно тираспольская администрация проявила интерес к реформированию налоговой системы, с введением НДС – условие, сформулированное Евросоюзом. Значит, определенная открытость существует, что вселяет оптимизм и надежду на то, что компромисс может быть достигнут.

Свободная Европа: Россия продолжает оказывать финансовую помощь приднестровскому региону, который в последнее время сталкивается с растущими экономическими проблемами. Как вы считаете, России удастся сохранить и в дальнейшем этот регион, в том числе в качестве платформы геополитического влияния?

Виктор Кирилэ: Думаю, Россия сделает все возможное для того, чтобы сохранить контроль в Приднестровье до тех пор, пока не будет достигнут компромисс, удовлетворяющий их интерес; а их интерес на данный момент состоит в том, чтобы остановить Молдову, и не только Республику Молдова, но и Украину, которые взяли путь на экономическую, политическую интеграцию с ЕС.

Поэтому, пока будет существовать это противостояние за контроль в регионе и Украине, в частности, между Россией, развязавшей эту борьбу, и Западом – Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки – Россия сделает все возможное для того, чтобы сохранить и укрепить свое влияние в Приднестровье, которое является, с моей точкой зрения, плацдармом ее интересов в регионе.

Свободная Европа: Как вы полагаете, официальный Кишинев в сложившейся сегодня формуле миноритарного управления в состоянии противостоять плохому варианту приднестровского урегулирования?

Виктор Кирилэ: Учитывая полную апатию, которая существует в обществе к приднестровской проблеме, нельзя исключить, что определенные политические круги в Кишиневе могут поддаться соблазну поспешно решить приднестровский вопрос, скажем, по варианту меморандума Кoзака. Но этот вариант крайне рискован не только для государства, не только для нашего общества в целом, но и для тех, кто попытается его осуществить. Потому что нет консенсуса ни на уровне политического класса, ни на уровне общества.

Поэтому поспешное, непрозрачное решение, принятое без консультаций с обществом, может лишь усилить недовольство в обществе, и без того обострившееся до предела. В то же время, должен заметить, что у правительства нет необходимого потенциала для ведения переговоров с целью найти жизнеспособное и надежное решение приднестровского конфликта, потому что консенсуса в этом смысле нет даже внутри альянса.

Свободная Европа: И каковы, на ваш взгляд, предпосылки правильного и жизнеспособного решения?

Виктор Кирилэ: Прежде всего, считаю, что необходим политический консенсус. Также, и со стороны общества нужна широкая поддержка решения, которая в равной степени касается как Приднестровья, так и правобережной части Молдовы. В-третьих, необходима стабильность в Республике Молдова, стабильное правительство, которое может рассчитывать на убедительную поддержку в парламенте, нужна четкая политика, концепция реинтеграции, с ясно оговоренными инструментами и достаточным финансовым ресурсами. На данный момент ничего этого нет. Само решение как таковое практически ничего не значит, если всех этих элементов нет в руках власти, которая и будет вести переговоры по поиску решения.

Свободная Европа: Ваш прогноз: сколько примерно времени понадобится для выявления необходимых для урегулирования условий? Например, партнеры по развитию говорили о том, что пять лет уйдет только на выработку последовательных стратегий реинтеграции…

Виктор Кирилэ: Для выработки этой стратегии не понадобятся пять лет, достаточно одного года серьезной работы, чтобы привести в действие убедительную политику реинтеграции. Убедительную, прежде всего, для общества на правом берегу Днестра, которая могла бы рассчитывать и на признание со стороны значительной части наших граждан в Приднестровье.

Эта политика должны быть рассчитана на долгосрочную перспективу и предполагать поэтапную интеграцию приднестровского региона в Республику Молдова, восстановление экономического, политического, правового пространства. На это понадобится какое-то время, поэтому поспешное решение может возыметь эффект бомбы замедленного действия с разрушительными последствиями для государства Республика Молдова.

Особенно в условиях, когда в Республике Молдова, как показывают последние события у нас, слабые государственные структуры, слабая экономика, доверия со стороны гражданского общества все меньше и меньше, а демократия зачастую неэффективна. Готово такое государство присоединить регион с еще более слабой экономикой, с еще более слабой демократией, с обществом, которое привыкло находиться на содержании у государства, с обществом, которое спит и видит себя с Россией, в Евразийском союзе?

Не готова к этому Республика Молдова. Поэтому поспешное решение может только повредить интересам Республики Молдова. Чем быстрее мы это признаем, тем лучше для нас, тем быстрее мы сможем мобилизоваться и перейти на поэтапную и долгосрочную политику реинтеграции приднестровского региона, что позволит и нам укреплять свои институты, развивать демократию, углублять отношения с Европейским Союзом, придать европейской интеграции необратимый курс. И заодно развивать по всем направлениям сотрудничество с приднестровским регионом.

Вот такой подход у нас отсутствует, как отсутствуют и политики, которые нашли бы в себе смелость открыто и честно сказать обществу о тупике, в котором мы сейчас оказались, и что следует сделать для того, чтобы Республика Молдова сохранилась как государство, а реинтеграция приднестровского региона сделала нас еще сильнее, еще больше укрепила бы наш потенциал, наши возможности, наши институты, общество в целом. Но таких политиков, такого политического класса нет, и мы продолжаем обманывать себя какими-то иллюзорными перспективами…

Война на Украине

XS
SM
MD
LG