Linkuri accesibilitate

Григорий Поличинский: „Будущее должно быть общим. И Приднестровье понимает, и Молдова должна это понять...”


Интервью председателя Дубоссарского района Григория Поличинского

Европейская интеграция Республики Молдова и как следствие возможное воссоединение двух берегов Днестра, необходимость конструктивного молдавско-российского диалога, меры доверия как способ активизации переговоров между Кишиневом и Тирасполем – об этом шла речь в беседе Валентины Урсу и председателя Дубоссарского района Григория Поличинского.

Свободная Европа: Насколько стабильна ситуация в зоне безопасности? Вызывают ли оптимизм переговоры, которые ведутся между Кишиневом и Тирасполем? Состоялась встреча премьера Кирилла Габурича и приднестровского лидера Евгения Шевчука, встречаются представители Кишинева и Тирасполя Виктор Осипов и Нина Штански. Результаты этих переговоров сказываются как-то в повседневной жизни граждан, живущих в зоне безопасности?

Григорий Поличинский: Пока никаких перемен мы не произошло. Ограничения передвижения как были, так и остались. Ограничения на обработку земель все еще в силе. Есть несуразные и абсурдные ограничения в отношении общественного транспорта – запрет на проезд через определенные населенные пункты, например, через Дороцкую.

Свободная Европа: Но как вы объясняете то, что эти проблемы никак не решаются, хотя уже успели „обрасти бородой”?

Григорий Поличинский: Думаю, вы сейчас меня провоцируете. По моему мнению, необходимо, чтобы Кишинев захотел и нашел в себе силы настоять, выйти с четкими административными аргументами для тираспольской администрации, для переговорщиков, для наших партнеров, в том числе из Российской Федерации, со стороны Европы, ОБСЕ – чтобы достичь, наконец, определенных компромиссов, но компромиссов, которые сохранили бы территориальную целостность нашей страны. Те реформы, о которых мы говорим, обречены на провал, если мы не поймем, что необходимо восстанавливать целостность страны. Я не понимаю тех политиков, которые говорят, что без Приднестровья нам легче будет интегрироваться в Европу. Это неправильно.

Свободная Европа: Но вы как считаете? Если два берега Днестра воссоединятся, у европейского пути Молдовы больше шансов?

Григорий Поличинский: Уверен, что для Европейского Союза абсолютно неприемлемо, чтобы в центре Европы тлел очаг напряженности, такой как приднестровский. Мы единственные в Европе с таким сомнительным статусом, при котором европейские чиновники, мы, рядовые граждане, не можем беспрепятственно передвигаться по этой территории. Это дико и неприемлемо. И, конечно, логично, чтобы мы требовали и боролись за это, потому что никто не придет с инвестициями в страну, где нет политической стабильности. Точно так, как никто не торопится инвестировать в Дубоссарский район. И люди вынуждены уезжать. Существует множество вызовов экономического характера, есть нерешенные вопросы, связанные с бюджетом, есть проблемы в социальной сфере, в системе образования, в сфере культуры, спорта и т.д.

Никто не придет с инвестициями в страну, где нет политической стабильности. Точно так, как никто не торопится инвестировать в Дубоссарский район.

Свободная Европа: Г-н Поличинский, но на каких условиях Тирасполь согласился бы на воссоединение с Молдовой?

Григорий Поличинский: Они пошли бы на некоторые компромиссы при условии надежных гарантий функциональной автономии – ведь к этому они стремились всегда. Я приветствую тот факт, что и официальные лица Российской Федерации – правда, мы их давно не слышали, но тем не менее – заявили, что Молдова единая страна и нужно договариваться. И эти заявления мы воспринимаем как обнадеживающий сигнал, призыв к продолжению диалога, прежде всего.

Свободная Европа: Но наблюдатели полагают, что политика Российской Федерации, которая является посредником в переговорном формате 5+2 двойственная. Потому что официально Россия поддерживает территориальную целостность Республики Молдова, ее суверенитет и независимость, но, с другой стороны, шантажирует официальный Кишинев, спекулируя на приднестровском конфликте…

Григорий Поличинский: Думаю, сегодня ситуация совершенно иная, чем год назад.

Свободная Европа: Что изменилось?

Григорий Поличинский: Во-первых, ситуация в регионе. И я уверен, что Украина – учитывая трагедию, которая там разыгралась – является партнером Республики Молдова. Российская Федерация, как и Украина, являются гарантами урегулирования приднестровского конфликта, поэтому, конечно же, Украине есть что сказать по этому поводу.

То взаимодействие, о котором вы говорили, приднестровского лидера с представителями официального Кишинева однозначно необходимо активизировать. Нельзя встречаться раз в полгода или раз в год высшему руководству и руководителям органов местной власти второго уровня, например. Уверен, к этим встречам первых лиц или на уровне экспертов, министров, депутатов парламента Республики Молдова и верховного совета Приднестровья нужно привлекать и местные власти.

Меры доверия необходимо продвигать и поддерживать постоянно. Нужно углублять взаимодействие и в области здравоохранения. К нам практически ежедневно обращаются жители левобережья Днестра, которые хотят приобрести страховой полис, гарантирующий доступ к качественным медицинским услугам. Чем быстрее эти услуги будут внедряться, чем качественнее станет жизнь в Республике Молдова, тем быстрее, естественно, и жители левобережного региона приблизятся к нам. И я очень надеюсь, что наши европейские партнеры помогут нам в этом отношении.

Конечно, поддержка Европейского Союза очень для нас ценна, но многое зависит от нас самих. Не надо ждать, чтобы Российская Федерация решила вместо нас приднестровский конфликт. Не надо ждать, чтобы это сделала Украина. Мы можем выйти к ним со своими предложениями. Не захлопывать дверь и пытаться достучаться до них через эту закрытую дверь. Надо встречаться, разговаривать, выслушать, чего хотят они – но основной элемент, территориально-административное единство нашей страны сохранить. И, конечно же, надо услышать и их, представителей Тирасполя, узнать, чего хотят они.

Свободная Европа: Они неоднократно говорили, что хотят сблизиться с Российской Федерацией. А Кремль утверждает, что компромиссным вариантом могла бы стать федерализация Республики Молдова, с чем не согласен официальный Кишинев, руководство страны.

Григорий Поличинский: Нашим дипломатам отлично известны примеры федерализации в европейских странах… Но, разумеется, абсолютно все зависит от способности центральной власти управлять и руководить страной.

Свободная Европа: Кишиневской власти?

Григорий Поличинский: Конечно.

Свободная Европа: И в чем состоит эта способность, на ваш взгляд?

Григорий Поличинский: Эффективно управлять страной. То, что происходит сегодня в политической, общественной жизни Кишинева, может вызвать одно только чувство – боли. Это чувство испытываю и лично я, несмотря на то, что не представляю партии власти. Потому что когда в Кишиневе процветает коррупция, когда совершаются миллиардные кражи, когда правая рука не знает, что творит левая, когда политики ссорятся между собой как бабы на базаре, естественно, приднестровцам остается одно: смотреть на нас с сожалением, если не с презрением, смеяться над нами и открыто заявлять: „С кем у вас говорить?”. Должна быть стабильность. Это крайне важно. И если взялись за руководство страной, конечно же, они должны предлагать конкретные решения. Потому что невольно возникает вопрос: а Республика Молдова сегодня в состоянии поддержать Приднестровье?

Нужно спросить себя: Молдова сегодня в состоянии поддержать Приднестровье?

Свободная Европа: И ваш ответ?

Григорий Поличинский: Нет, не в состоянии. Потому что до тех пор, пока мы живем такой жизнью, которая не устраивает наших собственных граждан, мы ничего предложить не можем. Что мы можем предложить сегодня Приднестровью, кроме мер по укреплению доверия? Да, нужно отдать должное переменам в области инфраструктуры, дорожного строительства, водоснабжения и канализации, восстановлению школ, детсадов, медицинских центров. Это все хорошо, и это пример для них. Но не следует останавливаться на этом, надо сделать все возможное и двигаться вперед, развивать экономику, находить финансовые источники, в том числе, для их поддержки. А как мы можем поддерживать их, если в наших селах работы непочатый край? Абсолютно уверен в том, что выборы, когда бы они ни произошли, принесут перемены в плане компетенций местных органов власти. Нельзя сегодня, когда страна разделена, говорить о той большой территориально-административной реформе.

Свободная Европа: Но, с другой стороны, тираспольская администрация настаивает на идее сближения региона с Российской Федерацией, тогда как официальный Кишинев связывает дальнейшее развитие страны с европейским вектором…

Григорий Поличинский: Ошибочно считать, что если они выступают за сближение с Российской Федерацией, значит, они не хотят двигаться в составе нашей страны по евроинтеграционному пути. И Республика Молдова, и Российская Федерация входят в Совет Европы, мы встречаемся, обсуждаем различные проблемы, пытаемся проводить европейскую политику на уровне наших стран. Конечно, есть проблемы и у нас, и у них.

Свободная Европа: Но Москва открытым текстом заявила: если Молдова сблизится с Евросоюзом, ее ждут большие проблемы. И то, что происходит на левом берегу Днестра, что происходит на юге Молдовы, в административно-территориальном образовании Гагауз-Ери, подтверждает: Москва не шутит...

Григорий Поличинский: И тогда выход какой?

Свободная Европа: Ответ за вами…

Григорий Поличинский: Я, как председатель района, не раз говорил, что необходимо активизировать диалог, поднимать дисциплину, сделать так, чтобы закон работал, а не грабили все как разбойники с большой дороги. Это важно и зависит от нас, от руководства страны, от граждан Республики Молдова, от руководителей районов, от местных властей. Я не жду, например, что завтра придет Москва и что скажет Москва – то и будет сделано в Республике Молдова. Такого быть не может. Работы у нас невпроворот. В качестве примера: дорожная карта, которой мы обещали придерживаться, нуждается и в мониторинге, одних деклараций на этот счет мало. Но как претворяется она в жизнь? Хотя бы по разделу административной децентрализации, по примеру других европейских стран…

Будущее у нас должно быть общее. И Приднестровье понимает, и Молдова должна это понять...

Свободная Европа: Почему люди подозревают, что этот приднестровский конфликт устраивает как правую сторону, так и левую?

Григорий Поличинский: Да, в мутной воде всегда ловится крупная рыба. Те меры, которые были предприняты центральной властью – установление и мобильных постов, и таможенных, и другие действия государственных органов – необходимо направить на обеспечение экономических условий для отечественных производителей, нормальных условий для работы, а не для контрабанды. Это явление, включая коррупцию, следует истребить на корню.

К сожалению, коррупция, в том числе политическая, настолько сильно вросла в нашу жизнь, что будет очень трудно, даже совершив экономический рывок, продемонстрировать всей Европе, что Республика Молдова – страна действительно европейская. Недопустимо, когда местным органам власти, представителям центральной власти запрещен доступ на конституционную территорию Республики Молдова – в Приднестровье, тогда как приднестровские чиновники первого ранга беспрепятственно бывают на нашей территории, уезжают, приезжают без всяких ограничений со стороны руководства. И естественно, что у многих возникают вопросы по этому поводу, в том числе у меня.

Нельзя играть в такие игры. Но если подобное происходит, значит, что-то есть, какие-то связи, основанные, возможно, на крупных денежных интересах каких-то кишиневских чиновников, приднестровских чиновников, которым хорошо в сложившейся ситуации. Но не гражданам.

Мы, эти населенные пункты с этими земельными наделами, как наживка, как инструмент для шантажа...

Свободная Европа: Вопрос с земельными участками можно решить? От кого зависит это? Почему так обеспокоены фермеры, владельцы наделов бездействием властей?

Григорий Поличинский: Да, действительно, вопрос очень болезненный и никак с места не сдвинется. Не решается эта проблема. По моему мнению, это шантаж Кишинева со стороны Тирасполя. Мы, эти населенные пункты с этими земельными наделами, как наживка, инструмент для шантажа. Руководству Республики Молдова следовало бы на этих встречах, которые, очень надеюсь, будут регулярными, поднимать этот вопрос более жестко. Наша страна не может рассчитывать на хорошее будущее до тех пор, пока здесь есть этот очаг напряжения.

Свободная Европа: Григорий Поличинский, как председатель Дубоссарского района, часто пересекает Днестр на паромной переправе в Кочиерах или находит в себе мужество идти кратчайшим путем?

Григорий Поличинский: В Тирасполе я провел много встреч в надежде уладить проблему с земельными участками, и там всем порядком надоел, так что в итоге мне запретили перемещаться на ту сторону. Я пытался неоднократно, но меня не пропускают. Я очень об этом сожалею, ко всем прочим проблемам прибавилась еще одна. Но что делать – приходится бороться, что я и делаю. Разумеется, это борьба мирная и выражается она в конкретной работе на территории района, многочисленных встречах и общении с гражданами, в том числе из Приднестровья.

Я все-таки думаю, и жители Приднестровья понимают, что недопустимо, чтобы этот кусочек земли и впредь доставал такую головную боль всей Европе, в том числе самим приднестровцам. Полагаю, и тираспольская администрация уже понимает, что нужно пойти на определенные компромиссы, и размышляет над тем, как это сделать. Хорошо бы им раздумывать не слишком долго, тянуть уже некуда. Думаю, европейский опыт, опыт наших партнеров может помочь нам преодолеть этот кризис, который длится уже более 23 лет.

Нужно сосредоточиться, прежде всего, на доверии. Если зациклиться на том, что Россия враг Молдовы, мы никогда не сможем развязать приднестровский узел.

Свободная Европа: Что происходит с группой российских войск, дислоцированной на левом берегу Днестра? Это тоже большая проблема. Как воссоединить два берега Днестра, если автоматы Калашникова, танки, пушки пугают людей?

Григорий Поличинский: Давайте рассуждать здраво. Как вывозить через Украину эти сотни тонн боеприпасов, которые находятся в Приднестровье, это вооружение, принадлежащее еще 14-й армии? Практически невозможно. Так что упереться сейчас и требовать „Выводите армию!” бессмысленно. Первым дело надо объединить страну, потом можно будет обсудить любые проблемы. Если объединим страну, появится возможность сообща обсудить и следующие шаги. Объединение страны можно будет осуществить только с помощью наших партнеров. Я сказал, что зависит от нас, от нашей способности вести переговоры, слушать и слышать рекомендации наших партнеров. Конечно, когда идет речь об армии, есть определенная загвоздка: когда, как выводить армию и т.д. Или и через пять лет мы будем обсуждать этот вопрос, армия будет все там же стоять, а страна как была разделена, так и будет… Тогда и нам жизни не будет, и нашим детям не будет – ни нормальной жизни, ни развитой страны. Нужно сосредоточиться, прежде всего, на доверии. Если зациклиться на том, что Россия враг Молдовы, никогда не сможем развязать приднестровский узел.

Свободная Европа: Вы не дали однозначного ответа „да” или „нет” на вопрос о федерализации Республики Молдова…

Григорий Поличинский: Надо обсудить, что это такое – федерализация. Одни говорят: „Федерализация – и только”. А если в Кишиневе заявить такое, каждый второй обязательно встрепенется: „Какая федерализация?! ”. А я задаюсь вопросом: что мы имеем сейчас?

Свободная Европа: И что имеет Молдова сейчас?

Григорий Поличинский: Молдове сейчас вряд ли можно позавидовать: тяжелая экономическая ситуация, власть, которая не вызывает доверия у граждан. Необходим национальный консенсус. Даже если нельзя добиться этого консенсуса, репрезентативное большинство парламента, Правительство, гражданское общество в первую очередь должны разобраться – что означает эта федерализация. Если речь идет о какой-то деятельности с определенными гарантиями местной автономии для этого региона – почему бы и нет? Ну и что, если называться это будет федерализацией? Что, если называется Федеративная Республика Германия? Это высокоразвитая страна, с хорошей экономикой, с надежной демократией и с отличным потенциалом.

Надо посмотреть, какой смысл вкладывается в слово „федерализация”. Если удастся объединить страну, установить единую таможню Республики Молдова, ввести молдавский лей, полицию Республики Молдова, армия чтобы действовала в нормальном режиме на всей территории нашей страны – тогда пусть называется как угодно: федеративной, нефедеративной, немного федеративной… Главное – будущее у нас должно быть общее. И Приднестровье понимает, и Молдова должна это понять. Думаю, элемент регионализации, развернутая политика регионализации помогут разрешить эту ситуацию, но слова „федерализация” бояться не надо. Если хотят, чтоб это так называлось – пусть. Но в составе Республики Молдова, как я уже говорил. Если институты государства будут иметь возможность руководить и эффективно проводить свою работу – почему нет?

Война на Украине

XS
SM
MD
LG