Linkuri accesibilitate

В Тирасполе арестован журналист


Сергей Ильченко
Сергей Ильченко

Сергея Ильченко обвиняют в экстремизме, призывах к вооруженным действиям против Приднестровья и Российской Федерации.

В Тирасполе по обвинению в экстремизме арестован журналист Сергей Ильченко. Его сын Николай сообщил в соцсетях, что отца задержали в среду вечером сотрудники местного КГБ, которые провели обыски дома у журналиста и в квартире сына. Конфисковали компьютеры, оргтехнику и электронные носители информации.

В Кишиневе и Тирасполе Сергей Ильченко известен как человек противоречивый, едкий и критически настроенный публицист с взрывным темпераментом, который неоднократно менял, иногда впадая из крайности в крайность, лагеря и убеждения, и горячо их отстаивал.

Когда-то его считали близким к коммунистам, но после прихода ПКРМ к власти в 2001 году он переехал из Кишинева в Тирасполь, откуда жестко критиковал коммунистическое правление и активно поддерживал позицию приднестровской администрации, во главе которой тогда был Игорь Смирнов. Там он начинает издавать газету „Днестровский курьер”, затем вместе с депутатом Дмитрием Соиным получает финансирование из России на издание газеты „Комсомольская правда – Тирасполь”. Риторика Сергея Ильченко кардинальным образом меняется после прихода к власти Евгения Шевчука – он становится предельно критичным по отношению к новой администрации, сближается с партиями правящего альянса в Молдове, а после аннексии Крыма занимает проукраинскую и антироссийскую позицию.

21-летний сын Сергея Ильченко Николай сообщил в Facebook , что отец задержан до субботы, когда состоится суд. По словам адвоката Ильченко, вероятнее всего для начала его задержат на два месяца. КГБ обвиняет Сергея Ильченко в распространении на приднестровских сайтах анонимных воззваний, в которых содержались призывы к вооруженному противостоянию. Эти воззвания администраторы форумов стерли, но они сохранились в кэш-буфере Google.

Николай Ильченко рассказывает, что сотрудники КГБ „посетили” его отца после оппозиционного митинга, организованного 28 февраля в Тирасполе против повышения цен в Приднестровье. Они потребовали стереть видеоматериалы, записанные на митинге, но Сергей Ильченко отказался. Более того, он подробно рассказал об этом инциденте в Facebook. Вечером 18 марта журналист сообщил, что его аккаунт в Skype взломан, а примерно в девять вечера к нему нагрянули сотрудники спецслужб, которые почти одновременно произвели обыски и в квартире самого Сергея Ильченко, и дома у его сына. По словам приднестровских силовиков, Сергею Ильченко грозит до 15 лет тюрьмы, а его сыну – до 7 лет. В тираспольском КГБ подтвердили факт задержания Сергея Ильченко „за открытые призывы к вооруженному свержению законной власти в Приднестровье”. Но сын журналиста уверен, что Сергей Ильченко не писал этих сообщений на форумах и что призывы специально составлены таким образом, чтобы их содержание указывало на его отца.

Политический аналитик из Кишинева Алексей Тулбуре считает арест журналиста в Тирасполе произволом, независимо от противоречивого характера его личности и написанных материалов.

Алексей Тулбуре: „Я не верю в то, что инкриминируют г-ну Ильченко. Для ясности скажу, что Ильченко мне не друг, и симпатии не вызывает. Скорее, напротив. Но не думаю, что то, что с ним произошло, обосновано с точки зрения закона и прав человека. В этом смысле то, что происходит у нас в Кишиневе в отношении некоторых людей, пусть и неприятных для многих, очень похоже на действия приднестровских спецслужб. Это свидетельствует о деградации у нас демократической среды. Ильченко - активный публицист и свои мысли излагал в своеобразной саркастической манере”.

Свободная Европа: Как, по вашему мнению, будут развиваться события? Ведь похожие случаи уже были, например, дело Эрнеста Варданяна…

Алексей Тулбуре: „Зависит от многого. Если Кишинев вмешается в эту историю, тогда, разумеется, возможны какие-то развязки. Если же никто его защищать не станет, дело может принять очень неприятный для него оборот. Потому что наивно рассчитывать на справедливое, открытое и демократичное рассмотрение дела в судебной инстанции Приднестровья”.

Политический аналитик из Тирасполя Андрей Сафонов говорит, что есть несколько версий произошедшего – от сознательной борьбы Ильченко против системы до попытки администрации избавиться от неугодного журналиста, обвинив его в действиях, которые он не совершал.

Андрей Сафонов: „Я думаю, все зависит от того, какая, в общем и целом, имеется политическая составляющая данного дела. Надо сказать, что он не был никогда человеком, который активно участвовал непосредственно в какой-то системной, я бы сказал, планомерной оппозиционной деятельности. Может быть, здесь есть со стороны организаторов этого дела какое-то стремление показать свою пророссийскость и на фоне разоблачения г-на Ильиченко. Как известно, многие коллеги вменяют г-ну Ильиченко – а некоторые наоборот отмечают это как позитив – то, что он человек безбашенный, резкий, не знающий тормозов. Мне кажется, что Сергей Ильченко достаточно крепкий орешек, вне зависимости от того, виновен он в предъявляемых ему обвинениях или нет ”.

Руководитель программы по мониторингу прав человека ассоциации „Promo-Lex” Александру Постикэ считает, что арест Сергея Ильченко явно политическая расправа:

Александру Постикэ: „Совершенно ясно, это дело с политическим подтекстом, задержание не имеет никаких законных оснований, учитывая, что его осуществили неконституционные органы, которые не имеют право задерживать и осуждать людей. Исходя из материалов, распространенных в Facebook и СМИ, видно, что Ильченко был активным блогером, критиковал тираспольскую администрацию, и вполне можно предположить, что администрация нашла способ закрыть ему рот ”.

Бюро по реинтеграции официально не отреагировало на арест журналиста Сергея Ильченко, как, впрочем, и медиаорганизации в Кишиневе.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG