Linkuri accesibilitate

Череда добровольных отставок из правительства Габурича


Заместитель министра иностранных дел Валерий Киверь подал в отставку и заявил, что присоединяется к политическому проекту бывшего премьера Юрия Лянкэ.

В понедельник утром Валерий Киверь подал в отставку с должности заместителя министра иностранных дел и европейской интеграции и заявил о намерении примкнуть к политическому проекту экс-премьера Юрия Лянкэ. Таким образом, г-н Киверь присоединяется к своим бывшим коллегам по кабинету министров, вице-премьеру по реинтеграции Евгению Карпову и руководителю Бюро по связям с диаспорой Виктору Лутенко. В рамках МИДЕИ Валерий Киверь курировал отношения с Российской Федерацией и странами Содружества независимых государств.

Как и Виктор Лутенко, о своем уходе Киверь сообщил на своей странице в социальных сетях. Но не в этом главная интрига происходящего, считает политический аналитик Оазу Нантой, а в том, что речь идет о „добровольном” уходе из госструктур - явлении крайне редком до сих пор в молдавской политической жизни:

„Скорее всего, речь идет о мотивах, основанных на каких-то разочарованиях. Эти люди занимали определенные должности, значит, можно предположить, что они ушли, недовольные тем, что происходит там, в недрах этих государственных структур, особенно в свете обязательств, которые влечет подписание и ратификация Соглашения об ассоциации с ЕС”, считает аналитик Института общественной политики Оазу Нантой.

Действительно, свое решение и Киверь, и Лутенко мотивировали неуверенностью в том, что действующее миноритарное правительство действительно намерено следовать европейскому курсу страны. „Не верю в способности миноритарного правительства проводить реформы, не верю в способности данного правительства выполнить программу ассоциирования с ЕС”, заметил Валерий Киверь. „ Я не хочу работать в правительстве, зависимом от голосов коммунистов, я не могу представлять такое правительство в отношениях с нашими соотечественникам за рубежом и не думаю, что в миноритарном правительстве можно будет достигнуть намеченных целей /…/. Я не хочу быть причастным к той лжи, которой потчуют наших граждан”, сказал несколькими днями раньше Виктор Лутенко.

Вот что сказал Евгений Карпов на вопрос о том, чем его привлекает политический проект, о котором говорил Юрие Лянкэ:

„Это что-то новое. А в обществе чувствуется глубокое разочарование, его ощущаю и лично я, и, уверен, избиратели тоже, те, кто голосовал за проевропейские партии, которые не скупились на обещания, а затем, своими действиями после выборов, пошли по пути, не совпадающим с прежними обещаниями. Я решил не присоединяться к этим партиям и попытаться сделать что-то новое. Для молдавского общества появился реальный шанс, который может материализоваться в новой партии, более качественной по сравнению со всеми теми, что существуют на данный момент. Я приложу все усилия для этого и рад, что к нам присоединяются и другие коллеги из министерств”.

В министерстве иностранных дел Валерий Киверь курировал отношения с Россией, Евгений Карпов занимался проблемами реинтеграции, в которой роль России является определяющей. И в сфере компетенций Виктора Лутенко Россия тоже присутствовала – как страна, где работает большинстов молдавских мигрантов. Показательны ли эти подробности в контексте решений Киверя, Лутенко и Карпова покинуть, условно говоря, Либерально-демократическую партию Влада Филата и последовать за Лянкэ? – спросили мы Евгения Карпова:

„Нет. Есть решения, который каждый принимает в одиночку, руководствуясь своими соображениями и тем, как видит он ту или иную проблему. А уровень ответственности, компетентность в тех или иных областях будут сведены в „единый рывок” когда мы станем одной командой, когда разделим обязанности и приступим к работе, и будем делать все, что в наших силах, чтобы люди увидели новое мышление по всем этим чувствительным направлениям, будь то отношения с Востоком, или европейская интеграция, или социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся.”

Комментируя решение Карпова, который с самого начала поддержал Юрия Лянкэ, Влад Филат не очень выбирал выражения. Лидер ЛДПМ дал понять, что действия Карпова и Лянкэ могут быть скоординированы неким „центром управления”, как было и в случае выхода Игоря Додона и Зинаиды Гречаной из Партии коммунистов, о которых в то время говорили, что ими манипулирует из-за кулис некто в лице то ли Влада Плахотнюка, то ли самого Влада Филата.

А после ухода Виктора Лутенко лидер либерал-демократов дал понять, что невелика потеря, так как его работа оставляла желать лучшего:

„Должен сказать, что тот, кто отныне возглавит этот крайне важный институт, будет относиться к этой работе не формально, а наполнит конкретным содержанием отношение и заботу о людях, которые находятся за пределами страны ”, сказал Влад Филат в пятницу вечером в прямом эфире передачи „Bună seara” на общественном телеканале.

Насколько привлекательным может оказаться для местных филиалов ЛДПМ новый проект, который собирается развернуть Юрий Лянкэ? Ответить на этот вопрос попытался Оазу Нантой:

„Я думаю, немного найдется таких, что последуют за ним, по крайней мере, на данный момент. Будучи министром иностранных дел, г-н Лянкэ не мог уделять много времени и внимания общению с территориальными структурами ЛДПМ, даже в короткий период своего премьерства. Да он и не из тех, кто заблаговременно заботится о том, чтобы создать свои „группы поддержки” на местах. Уход этих трех человек довольно симптоматичен, но ожидать коллапса ЛДПМ как такового не следует. Посмотрим, с одной стороны, насколько убедительно „зазвучит” этот новый проект, и, с другой стороны, как ответит ЛДПМ на свалившиеся на нее вызовы в банковской системе и социально-экономической сфере.”

С другой стороны, не исключено, что многие дипломаты, мандат которых в качестве послов в ближайшее время истекает, также присоединятся к проекту, который официально обещал представить Юрий Лянкэ. Корпус бывших послов может стать визитной карточкой „проекта Лянкэ” за рубежом, но не для „внутреннего пользования”.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG