Linkuri accesibilitate

Георге Балан: „Фактором развития приднестровского бизнеса могут стать отношения с правым берегом и торговля с ЕС”


Глава Бюро по реинтеграции Молдовы в беседе с Линой Грыу.

Приднестровский регион испытывает серьезные экономические трудности, которые привели к снижению зарплат в бюджетной сфере на 15%, задержке социальных выплат и отмене решения о повышении пенсий с 1 июля. Более того, за последние месяцы люди не получили и 15-долларовые надбавки к пенсиям за счет российской гуманитарной помощи. Верховный совет Приднестровья потребовал от исполнительной власти региона разъяснить причины этой задержки. Приднестровское правительство признает, что в последние месяцы Москва не перечислила эти средства Тирасполю, но часть вины за ухудшение экономической ситуации возлагает на Кишинев и Киев, утверждая, что Республика Молдова и Украина ввели экономическую блокаду региона. «Свободная Европа» спросила главу Бюро по реинтеграции Молдовы Георге Балана, что происходит на самом деле в приднестровском регионе и каким ему видится дальнейшее развитие событий:

Георге Балан: „Действительно, можно констатировать ухудшение экономической ситуации в приднестровском регионе. Большинство экономических параметров указывают на снижение производства, определенные проблемы с выплатой зарплат, задержки с переводом средств из Российской Федерации. Правда, в последнее время появилась информация о том, что деньги уже переведены и что в ближайшее время возникшие проблемы с пенсиями будут устранены. Но эти трансферты сами по себе говорят о том, что регион не является самодостаточным. Он может выжить и существовать в значительной степени благодаря этим деньгам, этим финансовым вливаниям. И еще раз подтверждают сильную зависимость лидеров региона от этой помощи. Потому что как только помощь перестает поступать, тут же начинаются проблемы с выплатой пенсий и зарплат, что дестабилизирует ситуацию в регионе. Это лишнее доказательство того, насколько сильными рычагами располагает Российская Федерация в регионе и насколько велико ее влияние на приднестровских лидеров ”.

Свободная Европа: Какова общая сумма и из чего состоит помощь, предоставляемая Россией Приднестровью? Иными словами, во что обходится Приднестровье России?

Георге Балан
Георге Балан

Георге Балан: Если говорить о точных цифрах, то они не известны. Из разных источников можно подсчитать или оценить как-то размер помощи, в том числе используя информацию из Приднестровья. Представители различных структур левобережья Днестра открыто и во весь голос заявляют, в различных интервью, что эта помощь составляет примерно миллиард долларов в год. Мы считаем, что значительную часть этой поддержки составляет энергетическая помощь, предоставляемые приднестровцам льготы на природный газ, что неминуемо ведет к увеличению долга Республики Молдова и долга Приднестровья, который в настоящий момент составляет около 4,5 миллиардов долларов – это задолженность за газ одного только Приднестровья. Средства, получаемые от населения в порядке оплаты за газ, Тирасполь использует не по прямому назначению, а направляет в бюджет региона. Помимо этого, надо учесть еще около 500-600 миллионов долларов, которые Российская Федерация выделяет на различные социальные программы, в частности, на выплату пенсий, питание детей, поддержку бюджетников региона.

Свободная Европа: В последние месяцы Тирасполь неоднократно обвинял Кишинев и Европейский Союз в том, что кризисная ситуация в регионе спровоцирована так называемой экономической блокадой, введенной в связи с подписанием соглашения об ассоциации. Насколько обоснованы эти обвинения?

Георге Балан: Эти обвинения беспочвенны, они не подкреплены ни одной реальной цифрой. Политические заявления по поводу мнимой блокады со стороны Украины или со стороны Республики Молдова на приднестровские товары опровергают, в том числе, статистические данные непосредственно из региона. Приднестровские таможенные структуры показали, что за первую половину года зафиксирован рост экспорта, и этот рост составил более 10%, а местами даже 14-17%. Основным рынком сбыта приднестровской продукции стал правый берег Днестра, на долю которого пришлось около 35-40% поставок. Если же говорить обо всем приднестровском экспорте, то на Евросоюз ориентировано около 80% продукции местных предприятий. Иными словами, хозяйствующие субъекты Приднестровья сполна воспользовались всеми торговыми преференциями, которые предоставлены Республике Молдова как партнеру Евросоюза. Это лишний раз свидетельствует о том, что никакой блокады не существует и все хозяйствующие субъекты левобережья Днестра, регион в целом может развиваться и расти, и что фактором такого развития могут стать именно отношения с правым берегом Днестра, в плане внутреннего развития, и торговля с Европейским Союзом – в международном плане.

Свободная Европа: Тираспольская администрация неоднократно заявляла, что в период пока еще действуют автономные торговые преференции, продленные для Приднестровья еще на полтора года, до конца 2015 года, она попытается переориентировать торговлю региона на Восток. Считаете ли вы, что это выход, или же целесообразнее все-таки пойти по пути имплементации Соглашения об ассоциации?

Георге Балан: Во-первых, все это не более чем политические заявления. Политике не следует вмешиваться в экономику. Бизнес – дело частное, и хозяйствующие субъекты вправе сами взвесить и решить, какие рынки представляют для них интерес с точки зрения цен, с точки зрения перспектив развития и их присутствия на этих рынках. В настоящий момент факт остается фактом: около 80 процентов приднестровской продукции экспортируется на европейский рынок. Добавьте к этому внутреннюю торговлю с правым берегом Днестра, доля которой достаточно высока, плюс торговля с Украиной, которая также подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. Практически приднестровский регион на 90-95% зависит от рынка, который является частью Европейского союза или стран, подписавших соглашения об ассоциации и присоединившихся к зоне свободной торговле с Евросоюзом. Соответственно, эти политические заявления – о переориентации экспорта – несостоятельны. Да, сделать это можно, но все это напоминает тоталитарные государства, или тоталитарные регионы, или тоталитарные зоны, где политика вмешивается и вредит бизнесу. Надеюсь, что эти заявления не навредят бизнесу и что не будет предпринято никаких действий против бизнес-сообщества региона. Думаю, приднестровский бизнес сам поймет и разберется, где и в чем его интерес, исходя из коэффициента полезного действия и соображений собственной выгоды.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG