Linkuri accesibilitate

Ион Сула: „Усиливаем фитосанитарный контроль для экспорта растительной продукции не только в Россию”


Директор Национального агентства по безопасности пищевых продуктов о качестве молдавской продукции и проблемах экспорта в Российскую Федерацию.

Свободная Европа: Ограничения, введенные Россельхознадзором, неужели они появились как гром среди ясного неба?

Ион Сула: „Если говорить о растительной продукции, то мы практически находимся в начале сезона, на рынок Российской Федерации начали поставлять первые партии фруктов. На прошлой неделе получили и первое предупреждение на этот счет – на отгруженную партию абрикосов, в которых была обнаружена восточная плодожорка.”

Свободная Европа: Уже три партии абрикосов вернули...

Ион Сула
Ион Сула

Ион Сула: „На данный момент три партии абрикосов и две – персиков. Персики не из Республики Молдова, они из Греции, в Россию попали реэкспортом из Молдовы. Разумеется, в четверг, когда было получено соответствующее уведомление, мы отреагировали, созвали в экстренном порядке заседание с производителями овощей и фруктов, а также винограда. Собрали их за круглый стол в Национальном агентстве по безопасности пищевых продуктов, обсудили сложившуюся ситуацию и вместе решили ужесточить фитосанитарный контроль растительной продукции, предназначенной для экспорта не только в Российскую Федерацию, но в целом усилить контроль экспорта из Республики Молдова”.

Свободная Европа: А в молдавских лабораториях проверяется продукция, предназначенная на экспорт? Выявляются какие-то карантинные вещества, запрещенные и опасные для потребителя?

Ион Сула: „Разумеется, в лабораториях есть такие возможности. Агентство не в состоянии контролировать абсолютно весь товар. Мы сосредотачиваемся на оценке рисков, которые могут возникнуть. Должен сказать, что для абрикосов не было риска в плане того, что этот карантинный вредитель – восточная плодожорка – будет обнаружен. Вместе с тем, следует признать, что производство абрикосов в Республике Молдова не сконцентрировано на крупных площадях и партия на экспорт была составлена из урожая, предложенного несколькими производителями. Не исключено, что у одного производителя плодожорки не было, а у другого была. Обнаружены личинки плодожорки, которые и фитосанитарному инспектору невооруженным глазом заметить трудно”.

Свободная Европа: Складывается впечатление, что Россия в некотором роде непредсказуема в отношениях с Кишиневом после подписания Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Евросоюзом. Но, с другой стороны, и Республике Молдова надо быть более осмотрительной. Раз появился прецедент, потом будет трудно доказать российским партнерам, что правда на вашей стороне…

Ион Сула: „Да, это может привести и к некоторым не очень приятным последствиям для нашей страны”.

Свободная Европа: Уже идут разговоры о том, что могут пострадать и яблоки, предназначенные на экспорт.

Ион Сула: „Разумеется. Хочу сделать еще одно уточнение. Сегодня из России поступило другое уведомление, в котором они действительно нас предупреждают и приглашают к диалогу. Через Посольство Республики Молдова в Российской Федерации – коллеги помогают по дипломатическим каналам, чтобы наши обращения в оперативном порядке были получены Россельхознадзором – так вот, через посольство мы предложили, чтобы группа молдавских экспертов и представители Российской Федерации обсудили с технической и профессиональной точек зрения выход из сложившейся ситуации.”

Свободная Европа: А Россия может приостановить импорт фруктов из Молдовы?

Ион Сула: „У нас имеется соглашение, в котором упорядочен экспорт растительной продукции из Молдовы в Российскую Федерацию. Там достаточно ясно написано: если в течение 180 дней у одного и того поставщика трижды обнаружен карантинный вредитель, этот производитель исключается из списка экспортеров. Значит, о приостановке экспорта речь не идет. Разумеется, оба мы – и Российская Федерация, и Республика Молдова – являемся членами Всемирной торговой организации, и, по моему мнению, мы должны усилить контроль и вместе с молдавским производителем, молдавским экспортером взять на себя ответственность за то, чтобы подобных случаев больше не было.”

Свободная Европа: Хочу спросить и насчет говядины, которую поставляла на российский рынок одна из молдавских компаний – это мясо там тоже запрещено…

Ион Сула: „Позвольте уточнить. В марте у нас произошла ситуация, когда отгрузка мясной продукции из Республики Молдова в Российскую Федерацию была приостановлена. Вместе с тем, две недели назад нас проинформировали о том, что с 5 июля переработанное бескостное мясо, речь шла больше о сале, экспорту из Республики Молдова больше не подлежит. На данный момент осуществляются поставки мяса в тушах и полутушах на кости всех видов – конина, свинина, баранина… Иными словами, сегодня экспорт ведется исключительно в тушах и полутушах.”

Свободная Европа: Также, стало ясно, что российская сторона очень болезненно реагирует на реэкспорт определенных товаров...

Ион Сула: „По продукции животноводства в Республике Молдова реэкспорта нет. По продукции растениеводства, действительно, реэкспорт есть. Аргументом в этом плане служит тот факт, что нужно помочь молдавским перевозчикам, ведь реэкспорт осуществляется, в частности, для перевозчиков, чтобы они получили доступ на рынок услуг Российской Федерации”.

Свободная Европа: Но российская сторона не в восторге от этого?

Ион Сула: „Разумеется. Не то чтобы это их раздражало, но определенные неудобства причиняет. Поэтому нам следовало бы быть более осмотрительными и внимательными с товарами, которые реэкспортируются из Республики Молдова.”

Свободная Европа: И подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, которое включает и создание зоны свободной торговли, также беспокоит российских партнеров?

Ион Сула: „Самую большую угрозу Российская Федерация видит в том, что Республика Молдова станет своеобразным коридором для товаров из третьих стран, которые начнут поступать на российский рынок. И это, естественно, не может не волновать Россию, такая перспектива малоприятная”.

Свободная Европа: И как вы намерены этого не допустить?

Ион Сула: „Все зависит от нас, от профильных ведомств Молдовы. Есть различные механизмы, с помощью которых, уверен, мы сможем гарантировать, что продукция, поставляемая из Республики Молдова, не происходит из каких-то третьих стран. Вместе с тем, мы начали консультации с Российской Федерацией и по другому вопросу: нас проинформировали о том, что с 1 сентября и ветеринарно-санитарные сертификаты будут другого содержания, в них будут включены и данные Таможенного союза. Фактически, мы получили уже образцы этих сертификатов, придется подчиниться и разработать их по каждому товару в отдельности”.

Свободная Европа: Заявления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о возможном приостановлении – на фоне фитосанитарного риска – импорта других фруктов из Молдовы вызывают беспокойство? Что будет с урожаем яблок? Что будет с персиками, нектаринами, сливами?

Ион Сула: „Разумеется, этот вопрос волнует, потому что сегодня молдавские производители ориентированы в основном на традиционный рынок, рынок Российской Федерации, Беларуси, Украины и остальных стран СНГ. Практически, 90% производства яблок поставляется в Российскую Федерацию. Вместе с тем, Министерство сельского хозяйства строит свою политику исходя из того, что мы вместе с производителями из Республики Молдова должны приложить все усилия к тому, чтобы повысить и качество продукции. Имею в виде и послеуборочную инфраструктуру, потому что уже сегодня потребители – и в Европейском Союзе, и в Российской Федерации – выдвигают новые требования к рынку. Если провести сравнение с предыдущими годами, увидим, что структура рынка в Российской Федерации изменилась. Налицо перемещение товаров – от традиционных рынков под открытым небом в сторону торговой сети, супермаркетов. Для потребителя сегодня важно и прослеживаемость товара, он хочет быть информирован, он хочет гарантий того, что приобретает качественный, безопасный продукт. Разумеется, с подписанием Соглашения об ассоциации мы может рассчитывать и на определенные льготы со стороны Европейского Союза. В частности, на яблочную продукцию нам выделены определенные квоты на беспошлинный экспорт в Евросоюз.”

Свободная Европа: Квоты квотами, но и яблоки должны соответствовать стандартам ЕС...

Ион Сула: „Не только стандартам, но и уровню конкурентоспособности. Потому что твой товар, возможно, и качественный, но себестоимость его высокая. Здесь надо быть предельно внимательными и осторожными. У нас есть качественные товары, есть отличные товары, но надо признать, что нам еще предстоит поработать над послеуборочной инфраструктурой, имею в виду упаковку, но самое главное – прослеживаемость товара, чтобы мы могли гарантировать любой момент на всем пути его следования до потребителя: где именно произведен товар, чем его обрабатывали, гарантировать, что товар безвреден, не содержит никаких остатков, не заражен карантинными вредителями.”

Свободная Европа: Очень много идет разговоров о необходимости модернизации лабораторий. Все только на уровне дискуссий или предпринимаются и какие-то конкретные шаги?

Ион Сула: „Можно говорить уже и о конкретных достижениях по лабораториям. Есть Национальная лаборатория; в том, что касается определения остатков, думаю, она впервые оснащена самым передовым оборудованием. Кроме того, постановлением правительства одобрена Национальная программа по определению остатков пестицидов на 2015-2020 гг., что даст возможность проводить, помимо самоконтроля, который осуществляет каждый производитель, целевую программу мониторинга как отечественных, так и импортируемых товаров, с учетом того, что и молдавского потребителя необходимо обеспечить качественной продукцией”.

Свободная Европа: Дискуссии напрямую с представителями Россельхознадзора запланированы?

Ион Сула: „Думаю, они пройдут завтра, российская сторона предложила провести телеконференцию вместе с их экспертами…”

Война на Украине

XS
SM
MD
LG