Linkuri accesibilitate

По российской модели: в Приднестровье свобода СМИ по-прежнему ограничена


Эрнест Варданян: „Информационное пространство Приднестровья практически „очищено” от критики в адрес Шевчука и его команды”


Приднестровский регион готовится принять новый закон о свободе прессы – по российской модели. Проект завершен, но пока еще не опубликован. Недавно некоторые депутаты предложили закрывать без решения суда интернет-страницы или онлайн-форумы, распространяющие необоснованные и порочащие критические оценки, в том числе в адрес властей. Летом прошлого года самые популярные форумы и онлайн-издания в Приднестровье были закрыты, а осенью настала очередь тираспольского филиала российского информагентства Новый регион. Зачем в этих условиях нужен новый закон о печати? – спросил Раду Беня журналиста из Тирасполя Эрнеста Варданяна, проживающего в Кишиневе.
Эрнест Варданян
Эрнест Варданян
Эрнест Варданян: „Прежде всего, должен сказать, что в Приднестровье давно пора пересмотреть закон о СМИ, первое издание которого было принято Верховным советом Приднестровья в 2003 году по предложению тогдашнего депутата Александра Радченко. В силу некоторых обстоятельств этот закон устарел, в частности, он недостаточен с точки зрения классификации средств массовой информации. Так, в принятом тогда законе к СМИ относились лишь офисы и редакции с определенным числом штатных работников. Иными словами, не было речи о телеканалах, радиостанциях, газетах и т.д., в законе полностью отсутствовало понятие интернет или интернет-агентства. Это одна из причин, по которым закон пора менять. И второе: очевидно, что Приднестровье идет шаг в шаг с Российской Федерацией и, поскольку в России уже внесен ряд поправок в закон – прежде всего, имею в виду проект закона об ограничении доступа детей к информации, относящейся к порнографии, сексу, насилию и т.д., речь шла о попытке оградить общество и несовершеннолетних от определенного рода, скажем так, неприятной, неблагоприятной информации. Сейчас Приднестровье идет в этом же направлении. Вместе с тем, приднестровцы сейчас собираются ввести и понятие интернет, интернет-источники и определить, как следует поступать с такими источниками информации.”

Свободная Европа: В контексте обсуждения проекта, как вы полагаете, Эрнест, новый закон может усилить давление на СМИ в Приднестровье?

Эрнест Варданян: „Да, с этой точки зрения, конечно, приднестровское законодательство ужесточается и можно лишь сожалеть об этом, потому что, скажу еще раз, Приднестровье идет в одном направлении с Россией, ведь ни для кого не секрет, что недавно в Госдуму был внесен проект закона о ликвидации сайтов, источников информации в интернете, критически настроенных в адрес кремлевской администрации и российского руководства в целом. Известно, что в России существует огромное количество различных сайтов, которые все-таки позволяют себе критиковать руководство Российской Федерации, тогда как в Приднестровье этот сегмент виртуального пространства несравненно более узок и, как вы упомянули чуть выше, в прошлом году был закрыт ряд форумов, на которых-то и звучали критические оценки в адрес тираспольской администрации. Поэтому, я не вижу сейчас особых оснований для того, чтобы законодательный орган Приднестровья ввел новые ограничения в этом смысле. Информационное пространство, я бы сказал, уже практически „очищено” от любой критики в адрес Шевчука и его команды. Поэтому не вижу смысла в этой поправке, но, если есть такие дискуссии и есть такие намерения, значит, кто-то в Тирасполе просто-напросто хочет предотвратить появление новой критики в отношении правления. Так я понимаю ситуацию.”

Свободная Европа: Как бы вы охарактеризовали сейчас состояние СМИ в Приднестровье?

Эрнест Варданян: „Я бы сказал, что свобода выражения мнений в Приднестровье имеет двойственный характер. С одной стороны, как уже отмечалось, информационное киберпространство очищено от критики. С другой же стороны, официальные тираспольские СМИ, имеющие касательство к команде Евгения Шевчука, более свободны по сравнению с тем, что было во времена Смирнова. Иными словами, приднестровские СМИ уже не боятся обсуждать острые проблемы, которые переживает приднестровский регион. Следовательно, сама власть позволяет писать более свободно, более открыто, более объективно, я бы сказал, но только в пределах, определенных командой Шевчука. То есть, свободы больше, но в определенных пределах. Люди не боятся говорить, но не выходят за определенные рамки – самоцензура, я бы так сказал.”

Война на Украине

XS
SM
MD
LG