Linkuri accesibilitate

Кто защитит жертвы бытового насилия в Приднестровье


Очередной раунд переговоров в формате 5+2 завершился безрезультатно. Европейский парламент проголосовал за отмену виз в Шенгенской зоне для молдавских граждан.


Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Очередной раунд переговоров в формате 5+2 завершился безрезультатно. Европейский парламент проголосовал за отмену виз в Шенгенской зоне для молдавских граждан. И… для жертв насилия в семье на левом берегу Днестра появится первый реабилитационный центр для пострадавших от домашних агрессоров.

***

Еуджен Карпов и Нина Штански
Еуджен Карпов и Нина Штански
Свободная Европа: Политические представители Кишинева и Тирасполя по урегулированию приднестровского конфликта подписали протокол о свободном передвижении жителей Приднестровья, вне зависимости от гражданства. Документ подписан на первом в этом году раунде переговоров в формате 5+2, прошедшем на днях в Вене под совместным швейцарско-сербском председательством ОБСЕ.

Стоит отметить, что это не более чем констатация свершившегося ранее факта. Еще 4 ноября 2013 года Кишинев решить сделать исключение для всех жителей региона, обладающих паспортами других государств, с тем, чтобы они могли свободно пересекать все контрольно-пропускные пункты государственной границы Республики Молдова, не подвергаясь миграционному контролю. До этого приднестровцы, обладающие, к примеру, российским или украинским паспортом, автоматически подпадали под действие закона о миграции, а за нарушение режима пребывания, что случалось довольно часто, к ним применялись штрафные санкции.

Несмотря на этот односторонний шаг Кишинева, направленный на расширение свободны передвижения жителей Приднестровья, последние переговоры не принесли никакого прогресса по нескольким другим острым вопросам, обсуждаемым давно и безрезультатно. Тирасполь по-прежнему противится открытию моста через Днестр в районе сел Гура-Быкулуй и Бычок. В подвешенном состоянии остается и проблема функционирования восьми молдавских школ левобережья с преподаванием на латинице, в частности, тираспольского теоретического лицея имени Лучиана Благи, которого с ноября вынуждают соблюдать местное налоговое законодательство.

***

Свободная Европа: И также на прошлой неделе произошло долгожданное событие для граждан Республики Молдова. Европейский парламент проголосовал за отмену виз для краткосрочных поездок в страны Шенгенского пространства, а также в Румынию, Болгарию и Хорватию. Это решение должно быть подтверждено Советом министров внутренних дел и юстиции стран Европейского Союза в этом месяце, а после оно вступит в силу, скорее всего, летом этого года. Молдавские граждане - обладатели биометрических паспортов смогут находиться в Шенгенской зоне до 90 дней в течение полугода, но без права устраиваться на работу или учиться. Корреспондент Свободной Европы Диана Рэйляну выяснила как относятся жители Кишинева к возможной отмене европейских виз:

„Люди думают, что им разрешат ездить в Европу без виз на работу, но они смогут лишь проведать свои семьи, родных и быстренько вернуться назад”.

Свободная Европа: Это хорошо или плохо?

Для тех, у кого там родные, это хорошо, но, боюсь, у нас повторится украинский сценарий”.

„Мне все равно. Жить здесь очень трудно”.

„У меня нет планов на этот счет, я не собираюсь ездить за рубеж”.

Свободная Европа: Значит, для вас это решение не имеет большого значения?

„Нет никакого смысла в моем возрасте, я на пенсии”.

Свободная Европа: А за внуков своих, за детей вы не рады?

„У меня дочь в Португалии”.

Свободная Европа: Без визы вы смогли бы поехать к ней..

„Не поеду, расходы слишком большие. Тысяча леев пенсия, что, это деньги?”

Свободная Европа: Вас радует сближение Республики Молдова и Евросоюза?

„Может, это и хорошо, да только никто нас в Европе не ждет. У нас дома своя Европа”.

„Если бы цены были пониже, а зарплаты повыше – тогда да. Но при зарплате в две тысячи леев не думаю, что многие смогут себе позволить поехать ради удовольствия посмотреть европейские страны”.

Свободная Европа: Вам известно, что либерализация визового режима не предполагает права устраиваться на работу?

„Да, известно, но молдаване находят выход из любой ситуации”.

Свободная Европа: Как вы считаете, за открытие границ придется платить какую-то цену на политическом уровне?

„Россия может ввести визы для молдавских или украинских граждан. С другой стороны, без молдаван и украинцев они не смогут поднять свою экономику. Молдаване и украинцы – дешевая рабочая сила.”

„С Россией лучше, во стократ лучше. Русские дали нам образование, русские вытащили нас из долгов и русские помогли нам детей вырастить.”

Свободная Европа: Вы были в России?

„Да”.

Свободная Европа: Работали там?

„Работал”.

Свободная Европа: А в Европе?

„Нет, в Европе понадобится много времени для изучения языка, а в России… Утром сел на самолет и к вечеру уже работаешь...”

„Думаю, царящую здесь бедность ничем нельзя компенсировать. Поступающие из-за рубежа деньги как приходят, так и уходят. Все напрасно”.

Свободная Европа: Вам известно, что для безвизовых поездок в Евросоюз необходимы биометрические паспорта? Вы не оформили его еще?


„Об этом мы не подумали, сделаем тогда, когда возникнет необходимость”.

***

Свободная Европа: Естественно, решение Европарламента об отмене виз для молдавских граждан горячо приветствовало руководство Республики Молдова. В свою очередь, многие европейские политики поздравили молдаван и заявили, что это историческое решение станет стимулом экономического сотрудничества и будет способствовать углублению контактов между европейскими и молдавскими гражданами. Свободная Европа попыталась узнать и точку зрения жителей левобережья Днестра на этот счет:

Как мне кажется, это же шанс для граждан Республики Молдова? То есть у вас должно быть гражданство Молдовы, и паспорт Молдовы. А наши приднестровцы имеют тенденцию брать гражданство российское, так что нам это, мне кажется, не особо полезно и никак не повлияет на Приднестровье, в принципе. Кто-то, может, будет брать и гражданство Молдовы – кто его знает?

Не надо будет задумываться о том, что нужно ехать в посольство, собирать множество документов, это будет упрощенный режим, мне кажется, это будет полезно. Туризмом заняться, увидеть страны Европы. Даже не учебу можно будет выехать без визы.

Я, например, часто езжу в Германию. Я получаю визу, ну, а насчет 45 евро, я от этого не обеднею. В принципе, кто хотел ездить, я думаю, ездил, брал болгарское или румынское гражданство и свободно ездил. Если сейчас введут, то те, кто работает в России, вряд ли поменяют Россию на Европу. Смысла особого нет, это так, в рекламных целях, знаете, как приманка небольшая: вот вы хорошие, мы вам в качестве награды дадим безвизовый режим. Насчет того, что дадут – это точно дадут. В принципе вопрос решен. Но хорошего там ничего особенного нет. Я когда в первый раз поехал – да, интересно, магазины там, другая страна, менталитет… А сейчас езжу потому что там у меня друзья, я по ним скучаю, да, и если мне надо, я сел и поехал. Без проблем. Даже для меня без проблем, хотя у меня российское гражданство. Ну, небольшая там возня с документами, но за неделю я визу, как правило, получаю.

На мой взгляд, это не особенно привлекательно и для приднестровцев, и для Молдовы. Потому что Молдове для того, чтобы вступить в Европейский Союз, для начала нужно поменять менталитет. В Европе абсолютно другой менталитет, другие люди, абсолютно другие порядки, другие традиции, культура. Поэтому для того, чтобы Молдова вступила в Евросоюз, нужно сначала каждому поменять себя и каждому, допустим, даже взять с мелочей, не бросать мусор везде, научиться этому хотя бы. А дальше уже думать о Евросоюзе. Потому что Молдова должна быть с Россией. Естественно, это даже не обсуждается. Ну, на мой взгляд.

Довольно привлекательно, есть перспектива выезда за границу, выезда вообще в другие страны, это довольно приятно. Для обучения и впоследствии работы там.

Привлекательно – непривлекательно, это называется палка о двух концах. Да, они упростят визовый режим, нам будет, может быть, проще, но, с другой стороны, нам от этого не легче. Мы все равно как были, так и остаемся непризнанными, поэтому нам не проще становится жить от того, что они упростят или не упростят визовый режим. Проще было бы нам получать, негражданам Молдовы, получать визу, потому что они упрощают для себя, а не для нас, нам будет все равно тяжелее. Тут без разницы. Просто они должны сделать так, чтобы нам было легче получать, не только гражданам Молдовы.

Свободная Европа: мнения случайных людей, встреченных нашим корреспондентом на улицах Тирасполя и Бендер.

***

Свободная Европа: На левом берегу Днестра появится первый центр помощи для пострадавших от насилия в семье. Более 70 участников из шести стран мира съехались в Тирасполь на международную конференцию, посвященную изучению опыта функционирования кризисных центров для жертв домашнего насилия.

Официально, в Приднестровье нет насилия в семье, так как нет никакого закона, который защищал бы его жертв. Следовательно, нет и официальной статистики. Но те несколько общественных организаций, специализирующихся на защите жертв домашних агрессоров, говорят, что с трудом справляются с растущим потоком обращений. На «горячую линию» для жертв насилия и торговли людьми, открытую в Приднестровье в 2009 году по образцу существующих уже на правом берегу Днестра, позвонили уже тысячи граждан. Более 90 процентов из них – женщины. Активисты утверждают, что в милицию каждую неделю поступают по два-три обращения по фактам нанесения тяжких телесных повреждений и даже убийства в результате домашнего насилия.

Социологическое исследование тираспольского Центра развития и поддержки гражданских инициатив «Резонанс» показывает, что в Приднестровье каждая третья женщина хотя бы раз подвергалась физическому насилию со стороны мужа или сожителя, а 60,2 % женщин подвергалось психологическому насилию. 80% женщин, подвергнувшихся физическому насилию в семье, побоялись обратиться к врачу, а 75 % не стали обращаться в милицию. Нередко, по данным активистов, жертвами домашнего насилия становятся сами жены полицейских или других представителей силовых структур, а подобные случаи доказать крайне трудно, потому что, как правило, их никто и не расследует на фоне солидарности, действующей в системе.
Отсутствие кризисных центров остро ощущается в Приднестровье, где функционирует один только центр, предоставляющий кров и помощь, и предназначен он исключительно для матерей с новорожденными детьми. Многие женщины, нуждающиеся в психологической поддержке или реабилитации, находят прибежище в Каушанском центре или в аналогичном центре в Кишиневе, но дальнее расстояние, особенно для матерей с маленькими детьми, проблема серьезная.

Директор тираспольского Центра развития и поддержки гражданских инициатив «Резонанс» Юлиана Абрамова приветствовала возможность создания кризисных центров в Приднестровье, где жертвы домашнего насилия смогли бы получить временное пристанище и, разумеется, психологическую и юридическую поддержку:

«К необходимости создания такого кризисного центра мы пришли давно, еще в 2009 году. Наш голос был услышан старшим экспертом ООН по правам человека в Приднестровье [Томасом Хаммарбергом], и он отразил это в своем отчете, порекомендовав создать такой шелтор и принять специальный закон, направленный на защиту жертв насилия в семье. И мы очень рады, что появился Указ президента, где одними из приоритетов обозначены противодействие насилию в семье и создание кризисных центров и необходимых юридических механизмов».

Участники конференции в Тирасполе ознакомились с российским, австрийским, молдавским и литовским опытом работы с пострадавшими от домашнего насилия.

Евросоюз и Программа развития ООН заявили о готовности оказать финансовую поддержку для открытия и обеспечения работы первого в Приднестровье кризисного центра. Проектный менеджер ПРООН в Молдове Виорел Албу обозначил приоритетные шаги в этом направлении:

«Эта встреча не является первой. Дискуссии по поводу создания кризисного центра, улучшения стандартов качества для защиты жертв домашнего насилия ведутся давно на левом берегу. И правда в том, что на этом этапе у нас появилась реальная возможность для создания первого кризисного центра, который будет предоставлять помощь, в частности, жертвам домашнего насилия. Эта помощь появилась благодаря поддержке правительства страны Лихтенштейн, которая согласилась предоставить средства для создания такого центра. Помощь будет внедряться посредством ПРООН в Молдове в партнерстве с другими агентствами ООН и в сотрудничестве, безусловно, с местными организациями, специализирующимися в этом направлении. Акцент будет делаться на обеспечении качества услуг».

Участники конференции выработали конкретные предложения прикладного характера по эффективному применению механизма борьбы с насилием в семье и реабилитации пострадавших от домашних агрессоров на левом берегу Днестра.

О необходимости специализированного кризисного центра Свободная Европа беседует с жителями Тирасполя и Бендер:

Я думаю, что если проблема есть – то ее нужно решать. И если есть возможность открыть такой центр, то его нужно обязательно открывать. И если в этом центре помогут хотя бы одной женщине, это уже будет хорошо, это будет результат. Я думаю, что в первый момент, когда женщине нужна помощь, она должна обратиться именно сюда, где ее бы приняли, обогрели, накормили, дали возможность детям укрыться от насильников, скажем так. И это уже будет достаточно.

Психологическая поддержка. Материальная. Социальная. Предоставление жительства на некоторое время. Юридическая поддержка. Одного хватит, я думаю.

Я считаю, что – да, такой центр нужен. Для того, чтобы люди как-то анонимно обращались, у кого есть проблемы, кто не может обратиться открыто…

Лично мне, как молодому человеку, кажется, что идет такая пассивная оккупация иностранными агентами – так они вроде называются. Это хорошо, но я думаю, что это все не просто так, и государство должно создавать подобные центры по инициативе граждан, а не извне. То есть граждане должны понимать и должны принимать решения, считать, целесообразно открывать такой центр или нет.

Может быть, нужно. В принципе, должна быть какая-то консультация, консультативная помощь. Что-то вроде этого. Пока морально-правовых кодексов как таковых нет, чтобы как-то урегулировать отношения в семье, то, скорее всего, пока что на уровне консультаций.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG