Linkuri accesibilitate

Осень начинается летом



Как и следовало ожидать, этим летом покой будет нам только сниться. На днях в Молдове прозвучало два знаковых заявления. Ничего принципиально нового и сенсационного не было сказано, но важен сам факт.

Так, мэр Кишинева Дорин Киртоакэ прямолинейно, как его дядя Михай Гимпу, заявил, что власти, «пока вокруг тишина», воруют государственную собственность. Он добавил, что известный предприниматель Илан Шор в скором времени получит контроль над Кишиневским аэропортом, а бывший премьер Влад Филат станет фактическим хозяином Banca de Economii. Очевидно, Киртоакэ имел в виду, что в ходе предстоящей приватизации эти два государственных объекта окажутся в руках указанных господ путем принятия «правильных» решений. Столичный градоначальник считает, что подобное поведение власть предержащих не позволяет Молдове называть себя «историей успеха». Коррупция и беззакония продолжаются, а власти «прячут мусор под ковер», сказал Киртоакэ.

Конечно, позиция кишиневского мэра во многом объясняется тем, что его Либеральная партия выброшена из властной коалиции и фактически находится в оппозиции. Деятелей-либералов не допустили к разделу государственного пирога, и это достаточное основание для них, чтобы выразить публичное недовольство вчерашними партнерами по альянсу. Тем не менее, заявление Киртоакэ представляет достаточно большую ценность – не только самим фактом озвучивания скандальных подробностей начавшейся приватизации, но и открытым признанием того, что продолжение этой порочной практики может окончиться для власти печально.

Такой вывод становится более реальным при рассмотрении другого интересного выступления. Первый заместитель генерального прокурора Молдовы Андрей Пынтя заявил, что отдельные представители государственной власти сотрудничают с криминальным миром. В частности, Пынтя указал на Департамент пенитенциарной системы, который, по его словам, тесно связан с уголовными элементами. Более того, против самого Пынти начата атака в СМИ, поскольку под его контролем находятся материалы уголовного дела по преступной группировке «Макены». Заместитель генпрокурора в связи с этим не исключил своей отставки.

Снова мы не услышали ничего нового о ситуации в стране, но выступление Пынти ценно именно тем, что обычно скупая на заявления генеральная прокуратура на столь высоком уровне выдвигает такие обвинения. В такой ситуации я не удивлюсь, если Пынтю все же отправят в отставку – такие резкие заявления делаются либо при 100%-ной гарантии прикрытия сверху (а в данном случае это практически исключено – Пынтя откровенно идет против системы), либо при осознании безысходности своего положения и желании «умереть, так с музыкой».

Заявления Дорина Киртоакэ и Андрея Пынти прозвучали одновременно и неожиданно, и ожидаемо. Неожиданно, потому что это редко услышишь в такой форме от людей, аффилированных с властью. Ожидаемо, потому что в Молдове иллюзии по поводу бескорыстия правящих группировок остались только у их безнадежно лояльных адептов. Между прочим, указанные господа нарушили главное правило коалиции, предписанное европейцами: «Делайте что хотите, только не давайте утечек о ваших подвигах, чтобы вас нельзя было критиковать». То есть европейцы не стали требовать устранения противоречий как таковых – видимо, понимали, что это почти невозможно. Но вот держать рот на замке – это незыблемое правило, и Киртоакэ с Пынтей его нарушили.

А то, что противоречия не устранены, показала одна малозаметная новость. Бывший министр внутренних дел РМ Алексей Ройбу назначен руководителем Службы безопасности крупнейшего банка страны – MoldovaAgroIndBank. Ройбу считается человеком Филата, а банк неоднократно подвергался рейдерским атакам, за которыми, по словам бывшего премьер-министра, стоял Плахотнюк. Если присовокупить сюда слова Киртоакэ про «уход» Banca de Economii к тому же Филату (и профильный Минфин – тоже вотчина лидера ЛДПМ), то я не исключаю, что сейчас проходит перегруппировка сил для начала очередного витка политической борьбы. Не думаю, что Ройбу будет ходить в черном костюме и очках, охраняя банк, но зато уверен, что он будет следить за тем, чтобы к этому учреждению не простирали свои алчные руки разные нехорошие люди, желающие совершить еще какую-нибудь рейдерскую атаку. Проще говоря, Ройбу будет глазами и ушами Филата в MAIB. А значит, передел собственности в самом разгаре, о чем мы услышим еще много интересного.

Демарши Дорина Киртоакэ и Андрея Пынти как нельзя лучше готовят почву для горячих событий предстоящей осени. Строго говоря, политическая осень уже началась, традиционного мертвого сезона этим летом, по сути, не было. Сегодня только ленивый не говорит о большой схватке в Молдове и за Молдову. Схватке между властью и оппозицией, между Европой и Россией. А я лишь добавлю, что битва развернется не только и не столько в Молдове. Главный приз в этом геополитическом спарринге – Украина.

Нельзя обойти вниманием кислые лица Путина и Януковича, которые в конце июля с большим трудом вытерпели присутствие друг друга в Киеве, на праздновании 1025-летия Крещения Руси. Как говорят мои коллеги из Киева и Москвы, украинский президент отказал русскому «другу» во вступлении в Таможенный союз. Видимо, отказал уже окончательно, потому что на следующий же день великий инквизитор Геннадий Онищенко вдруг обнаружил в украинских конфетах какое-то вредное вещество и распорядился запретить их импорт. «Наша песня хороша, начинай сначала» - сказал главный санитарный врач России и стал объектом насмешек, потому что вряд ли можно поверить в случайность таких «находок», когда Киев и Москва находятся на самой низкой отметке двусторонних отношений с момента ухода «оранжевых» из украинской власти.

Молдова и Украина, Грузия и Армения – четыре страны «Восточного партнерства» из шести решили пройти тернистый путь европейской интеграции. Каждый на своем уровне, в своем объеме, со своей спецификой. У них общие чаяния, но разные стартовые позиции и слабые стороны, которые и станут точками приложения внешних атак со стороны Москвы, недовольных усилением влияния ЕС. В Молдове набор инструментариев российского давления известен: Приднестровье и Гагаузия, газовая труба и молдавское вино, сотни тысяч гастарбайтеров и вороватая власть. Каждый из этих пунктов уже находится в «разработке». Для меня наибольший интерес представляет судьба правящей коалиции. Если допустить, что слова Киртоакэ и Пынти – это увертюра, то сама «опера» обещает быть еще более захватывающей.
XS
SM
MD
LG