Linkuri accesibilitate

Тройной предвыборный залп: срочная подготовка к досрочным?



Похоже, молдавские политики не дадут нам спокойно провести остаток отпускного сезона. В течение трех дней, как по команде, Демократическая, Либерально-демократическая и «реформированная» Либеральная партия провели важные мероприятия и выступили со знаковыми заявлениями и инициативами.

Первой задала тон Демократическая партия. На прошлой неделе прошло заседание Национального совета, на котором было принято решение создать в структуре партии 13 отраслевых департаментов, которые займутся дифференцированным контролем над профильными ведомствами с целью улучшения качества работы последних. При этом фактический лидер ДПМ Влад Плахотнюк сослался на европейский опыт, отметив, что подобные департаменты есть в партиях Старого континента.

Сразу оговорюсь, что указание на европейский опыт в данном случае не совсем корректно, поскольку, если партия является правящей, ее структурные подразделения встроены в систему власти и обладают прямыми рычагами для реализации своей политики. В связи с этим не могу не отметить мнения многих кишиневских наблюдателей о том, что инициатива ДПМ направлена на создание – ни много ни мало – теневого правительства. И снова сошлюсь на европейские страны: теневое правительство там создает не власть, а как раз оппозиция, причем совершенно открыто, в силу устоявшихся традиций.

Классический пример – Великобритания. Многие годы в этой стране действует неписаное правило: партия, находящаяся в оппозиции, создает теневое правительство (так и называется – the shadow Cabinet), чтобы, во-первых, осуществлять профильный контроль над властью («теневой» министр финансов над настоящим и т.д.), а во-вторых, иметь подготовленную команду профессионалов на случай досрочных выборов и победы на них. То есть без «раскачки» и траты драгоценного времени на поиск команды – вот она, из «тени» сразу в министерские кресла.

Если Демократическая партия Молдовы намеревается пойти по британскому варианту, это сразу вызывает резонный вопрос: а не готовится ли формирование к досрочным выборам? Или всего лишь к очередным? Если второе, то не означает ли это, что ДПМ видит себя в качестве единолично правящей партии? Не будем сбрасывать со счетов этот вариант.

Есть и другой аспект: я не могу исключать, что Демпартия в лице своего фактического шефа желает установить полный контроль над действующим Кабинетом министров РМ. Я ранее отмечал, что ДПМ усилила позиции в правительстве Лянкэ, а сам премьер-министр – более удобная для Плахотнюка фигура. Но, вероятно, господин кукловод не до конца доволен положением вещей и хочет закрепить успех, создавая партийные департаменты для более тщательного продвижения своих интересов.

Это развитие кажется тем более реальным, если принять во внимание другое событие: вслед за ДПМ заседание Национального совета провели и либеральные демократы, лидер которых Влад Филат выступил с достаточно неожиданным заявлением. Он не исключил возможности ухода с поста председателя партии во время намеченного на декабрь 6-го съезда ЛДПМ.

Неожиданность заключается в том, что Филат, по его же признанию, посетил 13 районов республики, где изучал ситуацию на местах и общался с народом. Кстати, тут меня не покидает ощущение, что я вижу предвыборный «чёс»! Так вот, лидер ЛДПМ, развивая немалую активность, говорит об уходе. Что это: проверка реакции его сторонников, «партнеров» по коалиции и экспертного сообщества или реальное намерение уйти? Может, уйти, чтобы вернуться, но уже в иной ипостаси? Уместно напомнить, что ряд кишиневских комментаторов намекнули на возможность возвращения Филата во власть в другой должности.

Но это будет завтра, а сегодня бывший премьер-министр закинул удочку. Скорее всего, его выступление и мероприятие ДПМ – совпадение, но оно не перечеркивает логику последующего развития, а именно: идет внешне осязаемое ослабление ЛДПМ и заметное усиление ДПМ. Невооруженным глазом видно, что демократы подготовились к своему Национальному совету более обстоятельно, чем их «зеленые» визави – четкая стратегия против стандартной отчетной встречи.

Наконец, третье событие из этой цепочки: «реформированные» либералы умудрились за один день сделать «крутое пике» и поменять планы. Сначала «группа Хадыркэ» заявила, что инициирует осенью внеочередной съезд с целью смещения нынешнего лидера Михая Гимпу. Для этого, как выяснилось, они даже собрали подписи местных партийцев от 17 районов из 34, то есть достаточное для созыва. Однако эти слова были опровергнуты на уровне политиков и политологов, которые единодушно заявили, что Гимпу так просто не уступит партию и даже оспорит в суде и сбор подписей, и возможное смещение.

В результате «реформаторы» быстро отказались от первоначальных намерений и решили создать собственную партию, но еще не придумали названия и символики. И в этой части комментаторы оказались единодушны: «новые» либералы хотят оформиться к будущим выборам, но вряд ли сумеют пройти избирательный порог, поскольку в партии нет харизматичных лидеров, которые могли бы сплотить вокруг себя людей, разочарованных в Гимпу. К тому же за «реформаторами» будет неизбежно тянуться шлейф скандалов последних месяцев. Что же касается самого Гимпу, эксперты предрекают ему провал на выборах – всё из-за тех же скандалов.

И что мы сейчас видим? Лидер ДПМ Мариан Лупу становится номинальным, окончательно уходя в тень Плахотнюка. Влад Филат может сам уйти с поста, но уже сегодня он утратил былое влияние. Михай Гимпу доживает последние месяцы – или год с небольшим – в качестве лидера одной из правящих партий. Налицо полная замена ведущих правых политиков Молдовы. Ротация элит – полезное для любой страны явление, но столь стремительное и, главное, одномоментное смещение всех трех лидеров правящих партий – это что-то феноменальное!

Конечно, не будем обольщаться, поскольку смена «говорящих голов» не сопровождается сменой декораций. У власти остается та же группировка олигархов, которые не намерены без боя сдавать рычаги управления. А для этого они прибегают к ряду ухищрений. И тут мы подходим к главной интриге последних дней.

23 июля Центральная избирательная комиссия РМ разослала всем примэриям страны циркуляры с требованием к 26 июля (за два рабочих дня!) представить в Кишинев списки возможных членов избирательных комиссий. Непонятно, куда так торопятся в ЦИК, когда на дворе сезон отпусков, а до очередных парламентских выборов осталось почти полтора года. Сразу возникли версии, из которых я выделю основные две.

Первая указывает на то, что власть на самом деле исподволь готовится как раз к досрочным выборам, которые в случае нового политического кризиса, по мнению некоторых наблюдателей, могут состояться не позже декабря. Вторая версия прагматична донельзя: правящие партии, а точнее – вездесущий кукловод, затребовали списки членов избиркомов, чтобы… скупить их на корню и лучше «оптом». Эта версия насколько правдоподобна, с учетом сегодняшних реалий, настолько и дерзка, ибо так откровенно еще никто не издевался над выборной системой Молдовы!

Но меня больше волнует даже не это. В конце концов, разве вторая версия противоречит первой? Разве в такой маленькой стране, как Молдова, где избирателей (без учета Приднестровья) едва наберется два миллиона, нельзя скупить комиссии за месяц-другой до выборов? Ведь мы же не США живем, где подготовка к предвыборному марафону начинается как раз за год-полтора. В самом деле, не может быть таких совпадений, когда три партии выходят на широкую аудиторию с программными заявлениями, а в довершение ЦИК вдруг просыпается и требует «вынь да положь!»

Определенно, правящие силы как минимум перестраховываются и чистят орудия с приближением осени, которая будет очень не спокойной. Подготовка к Вильнюсу, обещанная коммунистами «бархатная революция», возвращение в повестку дня темы миграционных постов на Днестре, начало нового отопительного сезона на фоне острых социальных проблем – этого мало для маленькой Молдовы?

Да, видимо, второе полугодие запомнится нам надолго…
XS
SM
MD
LG