Linkuri accesibilitate

Пройтись по Унтер ден Линден, свернуть на Фридрихштрассе…



Заканчивается моя поездка в Берлин. Неделя плотной работы на журналистском семинаре не стала помехой для организации полноценной экскурсии по городу. Сразу оговорюсь, что я на протяжении этих дней сравнивал немецкую столицу со столицей французской, покуда свежи воспоминания от мартовской поездки в Париж.

В общем, если столица Франции – город роскоши, строгого стиля и спеси, то столица Германии – город сдержанности во внешнем облике и внутреннего буйства. Первое, что бросается в глаза по прибытии в Берлин, - огромное количество молодежи. Несмотря на то, что в Германии стремительно стареет население, в ее столице едва ли не две трети жителей – люди младше 35 лет. Возможно, это объясняется большим количеством университетов, а также тем, что значительный процент населения составляют иммигранты, и именно молодые.

В Берлине я для себя развеял миф о сухости и педантичности немцев. Куда там! В берлинском метро никаких турникетов, в отличие от парижской подземки. Организаторы семинара выдали нам недельные проездные на транспорт, но в метро нас ни разу никто не проверил. Пешеходы и велосипедисты творят на берлинских мостовых что хотят – в Париже тоже все пропускают пешеходов, но переход дороги в неположенном месте там скорее исключение, в то время как у берлинцев это в порядке вещей. Вот вам и немцы! А какие они тусовщики и любители компаний и застолий!

Берлин – город эклектики. Если в Париже ты видишь ровный стол одинаковых пятиэтажек, чередующихся с роскошными дворцами, то в немецкой столице не перестаешь удивляться непредсказуемому переходу от безликого модерна первой половины ХХ века к «Высокому Возрождению» или хай-тек. Возможно, это отчасти объясняется тем, что Берлин был разделен почти полвека и существовал в двух параллельных мирах. Однако это утверждение теряет силу, когда понимаешь, что Западный Берлин мало отличается от Восточного, а архитектурные шедевры прошлого равномерно распределены по городу и не влияют на общее восприятие облика. Проще говоря, наличие несуразного строения вблизи старинного дворца привычно для обеих частей города.

Кстати о разделенном Берлине. Находясь на знаменитом контрольно-пропускном пункте «Чарли», где до сих пор сохранился указатель «Вы покидаете американский сектор», осознаешь, как легко можно обратить историю в доход. Город неплохо зарабатывает на этом. Фотографии, открытки, магнитики, кружки, кепки, футболки, сумки с изображением Стены или «Чарли», советские медали и ордена, матрешки с лицом Горбачева и, конечно же, кусочки самой Стены. Все это отлично продается.

Само собой, любая страна и любой город стремится извлечь выгоду из своего славного и не очень прошлого. Но в Берлине это чувствуется особо остро – как-никак, столица Третьего Рейха, а потом живой символ «холодной войны» и разделенной Европы. Странное чувство охватывает тебя, когда видишь под ногами специально обозначенный «след» от Берлинской стены; когда идешь по красивому проспекту Унтер ден Линден к Бранденбургским воротам, под которыми маршировали войска СС и Вермахта; когда стоишь на ступеньках Рейхстага (Бундестага), по которому била прямой наводкой советская артиллерия. Чувство глубокой причастности к великой и страшной истории прошлого века не покидает тебя, когда идешь по Фридрихштрассе и подходишь к КПП «Чарли». На этом самом месте в октябре 1961 года, при крайнем обострении обстановки в Берлине после возведения Стены, американские и советские танки стояли друг против друга целую ночь, едва не начав стрельбу. В такие минуты понимаешь, что такое История, ты буквально чувствуешь ее в воздухе.

И опять на ум приходит невольное сравнение с Парижем. Французская столица – это история культуры и архитектуры, а немецкая столица – История сама по себе, средоточие интересов, страстей и интриг прошлого. Берлин мне определенно понравился.
XS
SM
MD
LG