Linkuri accesibilitate

ОБСЕ осуждает инцидент в Варнице



Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Очередной инцидент в Зоне безопасности. Миссия ОБСЕ настойчиво призвала Тирасполь воздержаться от односторонних действий, которые могут дестабилизировать ситуацию. Почему все более явное сближение Республики Молдова с Евросоюзом раздражает приднестровскую администрацию? И… что думают жители региона о намерении Евгения Шевчука перевести Верховный совет из Тирасполя в Бендеры?

***

Свободная Европа: Итак, очередной инцидент в Зоне безопасности произошел 26-27 апреля в селе Варница - местным жителям и молдавской полиции удалось воспрепятствовать установке таможенных постов приднестровцами.

Переговоры с милиционерами и спецназовцами – которые были вооружены, в отличие от полицейских – длились всю ночь, периодически переходя в словесные перепалки и потасовки. В конечном итоге, два вагончика, доставленные приднестровской стороной для своих таможенников, были демонтированы и увезены; вскоре были эвакуированы и оставшиеся два вагончика – по решению экстренного заседания Объединенной контрольной комиссии.

Тирасполь утверждает, что посты установлены для предупреждения контрабанды; этот аргумент категорически отвергает Кишинев, который подчеркнул односторонний и провокационный характер действий приднестровской администрации.

Леонид Кожара
Леонид Кожара
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Украины Леонид Кожара выразил обеспокоенность в связи с событиями, которые наблюдаются в Зоне безопасности на Днестре. В сообщении для прессы Кожара призвал обе стороны, цитирую, „воздержаться от любых односторонних шагов, которые могли бы вызвать предпосылки к противостоянию или даже спровоцировать конфликтные ситуации”, конец цитаты.

Но первой отреагировала на инцидент глава Миссии ОБСЕ в Кишиневе Дженифер Браш, которая решительно осудила события в Варнице и призвала обе стороны снизить напряженность.

Браш рекомендовала приднестровским властям не предпринимать односторонних действий, подобных варницким, которые могут дестабилизировать ситуацию в зоне безопасности.

С другой стороны, Бюро по реинтеграции Республики Молдова заявило, что подобные подстрекательские действия могут окончательно подорвать существующие механизмы по поддержанию мира и подтвердить уверенность в необходимости введения международной гражданской миссии по мониторингу ситуации в Зоне безопасности.

В Кишиневе особо подчеркивают, что ситуация в Варнице накалилась после ряда действий приднестровской администрации, в числе которых - запрет полицейским из Бендер передвигаться по городу в форменной одежде, отключение двух пенитенциарных учреждений в Бендерах от электричества и водоснабжения, конфискация номерных знаков молдавских автомобилей, введение дискриминационных тарифов на коммунальные услуги для граждан Молдовы.

К слову, инцидент в Варнице вспыхнул буквально через несколько дней после очередного раунда консультаций между Кишиневом и Тирасполем, который прошел под эгидой украинского председательства в ОБСЕ.

***

Усиление напряженности в зоне безопасности ряд аналитиков из Москвы, Киева, Кишинева и даже Тирасполя объясняют растущим раздражением, которое вызывает в Кремле и у приднестровской администрации сближение Молдовы с Европейским Союзом. Другим фактором является слабость молдавских властей на фоне политического кризиса в Кишиневе, а также попытки Тирасполя получить более ощутимую помощь - политическую и финансовую – со стороны Москвы. В любом случае, время не ждет, потому что Республика Молдова готовится парафировать этой осенью соглашения об ассоциировании и о свободной торговле с Евросоюзом. О важности этих соглашений моя коллега Валентина Урсу беседует с исполнительным директором Ассоциации внешней политики Молдовы Виктором Кирилэ:

Виктором Кирилэ
Виктором Кирилэ
Свободная Европа: Учитывая, что столь активно обсуждается предстоящий в Вильнюсе саммит и решения, которые могут быть там приняты, крайне важные и для Республики Молдова, которая является частью Восточного партнерства и которая, как давно уже и достаточно настойчиво говорят, может стать историей успеха, скажите, эти два соглашения, которые предстоит парафировать – Соглашение об ассоциировании и Соглашение о свободной торговле – а затем и подписать (если не в этом году, то, возможно, в следующем) - какие шансы открываются благодаря этому для реинтеграции Молдовы, для сближения левого и правого берегов Днестра?

Виктор Кирилэ: „Соглашение об ассоциировании и Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли открывают перспективы, которые можно использовать, если на левом берегу существует политический класс, желающий сделать это, экономический класс, экономическая элита, заинтересованная в освоении этих преимуществ и перспектив; и если существует общество, которое хочет что-то сделать и делает, чтобы убедить как политическую, так и экономическую элиту воспользоваться этими шансами и претворить их в практику.”

Свободная Европа: Вы говорите „если существует”. А если не существует?

Виктор Кирилэ: „Если существует, потому что пока не существует.”

Свободная Европа: И в этом случае что?

Виктор Кирилэ: „Республика Молдова не должна оставаться заложником Приднестровья и политической элиты восточных районов. Нынешняя приднестровская элита преследует совершенно иные цели, нежели европейская интеграция. Она стремится укрепить собственную безопасность. И гарантом ее безопасности является Российская Федерация.

Поэтому и настаивает она на сближении с Российской Федерацией, настаивает на Евразийском союзе, на присоединении к Таможенному союзу Россия-Казахстан-Беларусь. Потому что подобной политикой она как-то обязывает Россию по отношению к себе. Она хочет денег, она хочет политической поддержки. И только с помощью такой политики можно заручиться поддержкой со стороны Москвы, со стороны Кремля.

Поэтому для меня лично очевидно, что Республика Молдова должна как можно скорее подписать Соглашение об ассоциировании, как можно быстрее должна претворить в жизнь углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли, продолжать диалог с приднестровским регионом, постепенно вовлекая и экономическую, и политическую элиту, готовую использовать новые возможности, в постоянный диалог с тем, чтобы подвести их как можно ближе к пониманию реалий, существующих вокруг них.

Потому что присоединение к Евразийскому союзу – которого не существует – и вступление в Таможенный союз станет невозможным для приднестровского региона, как только Республика Молдова подпишет Соглашение об ассоциировании. Тем более, что и Украина сделает это – есть четкие сигналы того, что Киев уже принял решение в этом плане. И если и Украина, и Молдова материализуют эти планы, создадут зону свободной торговли с Европейским Союзом, круг замкнется. Политическому классу и деловым кругам Приднестровья придется приспособиться к сложившимся реалиям. Не они диктуют правила в этом регионе”

Свободная Европа: Мы все помним заявление, с которым выступила глава Миссии ОБСЕ в Кишиневе Дженнифер Браш. Она сказала, что из-за наличия неурегулированного конфликта Молдова немного замешкалась на евроинтеграционном пути. Иными словами, Приднестровье тянет Республику Молдова назад?

Виктор Кирилэ: „Этот конфликт – проблема, препятствие на пути нашего быстрого сближения с Евросоюзом. Несомненно, надо найти решение”.

Свободная Европа: Кто должен найти это решение, г-н Кирилэ?

Виктор Кирилэ: „Мы должны найти решение”.

Свободная Европа: И какое решение, по вашему мнению, может оказаться приемлемым и для приднестровской администрации?

Виктор Кирилэ: „Прежде всего, необходимо начать переговоры по этому вопросу. Ведь очевидно, что приднестровский регион, политическая элита не заинтересована в этом. Ведь, посудите сами, что означает участие в таких переговорах? Это значит, что они отказываются от того, что имеют. А они имеют больше, чем Республика Молдова готова им предложить. И не только Республика Молдова. И те сигналы, что идут со стороны Евросоюза, со стороны наших западных партнеров, даже со стороны Российской Федерации – они, несомненно, не говорят о признании независимости региона. Приднестровье признано как составляющая часть Республики Молдова”.

Свободная Европа: Де-юре, но де-факто Приднестровье больше находится в зоне влияния Российской Федерации и, даже с согласия Москвы, готово действовать против объединения государства Молдова.

Виктор Кирилэ: „Если переговоры начнутся и обозначится цель, к которой мы сейчас двигаемся – потому что сейчас у нас нет общей цели – тогда, несомненно, обсудим и роль Российской Федерации в будущей формуле решения. Не сомневаюсь, что Российской Федерации отведена важная роль, ей будет что сказать. Но ее слово не будет единственным, так как будут и другие партнеры, будет и Европейский Союз, прежде всего. Поэтому, думаю, Россия понимает ситуацию, хочет получить максимально привилегированный статус для Приднестровья с тем, чтобы обеспечить свои собственные интересы в Республике Молдова. Переговоры покажут, насколько заинтересована Российская Федерация в полном и исчерпывающем решении, которое учло бы и обязательство самой России – обеспечить суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова”.

Свободная Европа: Но прозвучали мнения, согласно которым, подписав с Европейским союзом соглашение о свободной торговле, Республика Молдова тем самым установит неофициальную границу на Днестре.

Виктор Кирилэ: „Не думаю, что это будет граница в смысле установления пограничной линии между Республикой Молдова и ее восточными районами. Но, конечно же, надо будет найти варианты обеспечения свободного перемещения. В случае либерализации визового режима с Евросоюзом необходимо будет обеспечить эффективный менеджмент миграционных потоков, которые проходят через нашу границу, молдо-украинскую, которую мы не контролируем, это точно. Плюс к этому, понадобится контрольный механизм прохождения товаров, которые идут через приднестровский регион в Молдову”.

Свободная Европа: Это тоже надо сделать до подписания Соглашения о свободной торговле или после?

Виктор Кирилэ: „Разумеется, начнется одновременно с созданием зоны свободной торговли с Евросоюзом. Думаю, решения есть, они найдутся. Будем надеяться, что Приднестровье подключится к созданию углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом. В противном случае, Республике Молдова придется найти решения для обеспечения положений этой зоны. И, полагаю, такие механизмы уже приняты в расчет, обсуждаются. Не думаю, что позволим приднестровскому региону и другим внешним факторам создавать препятствия на нашем пути к экономической интеграции с Европейским Союзом”.

Свободная Европа: Другие внешние факторы – какие они?

Виктор Кирилэ: „Это сторонники того, чтобы Республика Молдова пошла по пути евразийской интеграции. Есть единственный сильный субъект, который хочет обладать региональным статусом, аналогичным Европейскому Союзу. Это Российская Федерация”

Свободная Европа: Вы настроены оптимистично в преддверии вильнюсского саммита?

Виктор Кирилэ: „Я реалист в большей степени, чем прежде”.

Свободная Европа: И реальность в чем состоит?

Виктор Кирилэ: „Реальность состоит в парафировании этого Соглашения об ассоциировании на вильнюсском саммите и, думаю, это уже позитивный шаг. Потому что, в конечном итоге, после парафирования становится ясно, что обе стороны поддерживают это Соглашение, что затем последует перевод текста и еще одна проверка его соответствия юристами.

Подписание может состояться весной следующего года. С подписанием этого соглашения будет подписано и промежуточное соглашение о внедрении положений, касающихся экономики, торговли, транспорта и т.д. А это значит, что мы не будем ждать, пока Соглашение парафируют все 27 государств – вернее, 28 государств с 1 июля – Европейского Союза для того, чтобы ввести в действие это Соглашение, а сразу же перейдем к его применению. В частности, положений, касающихся экономической интеграции Республики Молдова с Евросоюзом. Значит, с подписанием этого Соглашения процесс пойдет очень быстро”.

Свободная Европа: Г-н Кирилэ, допускаете ли вы, что тем временем прозападный курс станет менее привлекательным для молдавских граждан? Социологические опросы показывают, что симпатии молдавских граждан составляют 50х50 и разделяются поровну между Востоком и Западом…

Виктор Кирилэ: „Такое у нас общество пока. Оно всегда было разделено на два лагеря, один из которого смотрит на восток, другой на запад. Есть и категория мигрирующих из одного лагеря в другой, есть неопределившиеся граждане, которые выступают то за евразийскую, то за европейскую интеграцию.”

Свободная Европа: И, напротив, есть сторонники прозападной политики, которые поддерживают и провосточный внешнеполитический курс.

Виктор Кирилэ: „Это так. Такие уж мы, молдаване, хотим, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Поэтому и не все удается, наверное. Но вопрос будет стоять так: либо подписываем Соглашение об ассоциировании, либо присоединяемся к Таможенному союзу Россия-Казахстан-Беларусь. Другого пути нет. Третьего не дано. Значит, надо решиться как можно скорее, надо смотреть на вещи в комплексе. В мире создаются несколько полюсов влияния, у которых формируется и определенное экономическое и политическое пространство. И, думаю, Республика Молдова должна определиться максимально быстро, у какого из этих полюсов ее место – и в экономическом, и в политическом плане, и с точки зрения ее ценностей. Если будет медлить, не исключено, что один из этих полюсов притянет ее, не спросив согласия..”.

***

Верховный совет, Тирасполь
Верховный совет, Тирасполь
Свободная Европа: Другой резонансной новостью в последние дни в Приднестровье стало намерение главы администрации Евгения Шевчука переместить Верховный совет из Тирасполя в Бендеры. Цель – придание большей политической значимости и укрепление статуса второго по величине города в Приднестровье. Однако намерение Шевчука вызвало недовольство приднестровских депутатов, большинство которых находятся в оппозиции к нему, и которые ссылаются, среди прочего, на дополнительные расходы, необоснованные во время кризиса. А что думают жители левобережья Днестра по поводу возможного перевода Верховного совета из Тирасполя в Бендеры?

– Ну, я думаю, что это будет затратно, и для нашего бюджета этого не надо делать. Лучше пускай здесь остается парламент.

– Вообще-то в Тирасполе, по-моему, должен находиться парламент. Наша столица все-таки.

– Ну, я думаю, не совсем целесообразно, не вижу в этом особого смысла, поэтому лучше оставить все как есть. Если от этого будет толк – то конечно, пожалуйста, но в нашем не очень хорошем положении не думаю, что мы можем себе позволить дополнительные затраты. Тем не менее, если есть какие-то дополнительные средства, то, пожалуйста, хоть в Бендеры, хоть в Рыбнице, хоть в Дубоссарах.

– Думаю, что нет. Хоть в Москву, хоть в Питер, хоть куда… Думаю, что нет.

– А зачем? Это расходы, лишние расходы, зачем это нужно? Ой, надо как-то немножечко прислушиваться к мнению народа. Ну, что, зайдешь в этот магазин, получила зарплату, и не знаешь, куда ее распределить. Это копейки, это копейки ... Вот это вот нужно, а то, что парламент, хоть и не знаю, куда его засунь, хоть в Америку – что от этого изменится? Ничего абсолютно.

– Я не думаю, что нужно. Тирасполь – это город, считается, столица Приднестровья. Не нужно это делать.

– А зачем? Я считаю, что вообще, какая разница, где он будет: в Бендерах или Тирасполе. Все-таки Тирасполь – это столица. Мне кажется, он должен быть здесь.

Свободная Европа: Мнения случайных прохожих, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя и Бендер.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG