Linkuri accesibilitate

Унесенные Москвой. Кто и зачем расколол либералов?



Конец второй недели апреля оказался на редкость бурным, даже в условиях кризиса последних месяцев. Да что там – настоящее, без преувеличения, политическое землетрясение. Шутка ли – впервые понятие «предатели» и «раскольники» было использовано не применительно к Партии коммунистов, которую со времени последних парламентских выборов покинули 8 депутатов. Впервые с момента смены власти в 2009 году раскол произошел в одной из правящих партий.

Когда утром в пятницу лидер Либеральной партии Михай Гимпу заявил, что его коллега Анна Гуцу – предательница и «действует по указке ФСБ», я невольно ухмыльнулся – опять старая песня. Но когда в прессе стали появляться сообщения о том, что Гуцу со товарищи готовит то ли пресс-конференцию, то ли некую партийную встречу, я понял, что это не шутки и не старая пластинка Михая Гимпу.

Молдавская пресса взорвалась сообщениями о том, что группа депутатов, министров, заместителей министра и руководителей районных филиалов Либеральной партии выступила против своего шефа, обвинив его в авторитаризме, нападках на журналистов, а самое главное – в отказе голосовать за кандидатуру Филата. По мнению «раскольников», нежелание Гимпу поддержать и.о. премьера грозит поставить крест на европейском будущем Молдовы и облегчить возвращение коммунистов во власть.
Семь депутатов от ЛП – Анна Гуцу, Валериу Сахарняну, Ион Хадыркэ и другие – потребовали проведения чрезвычайного съезда партии и переизбрания председателя. На этом посту «Фронда» пожелала увидеть Дорина Киртоакэ. Однако кабинетная революция достаточно быстро захлебнулась.
Опомнившись от первого шока, Гимпу, который, оказалось, не поехал в Ливан, явно зная о «группе предателей», быстро сообразил, что племянник не станет подсиживать дядю, и перешел в контрнаступление. Да и сам племянник позвонил из-за границы и отказался от высокой чести возглавить Либеральную партию. А к концу пятницы Гимпу пообещал выгнать всех фрондеров из партии.

Зачем я так подробно все пересказываю? Затем, что, если обрисовать картину только крупными мазками, то утеряется логика действий сторон. Жесткая реакция Гимпу и его решительность показали, помимо прочего, что в его партии давно было неладно, раз он так легко обрушился на своих (бывших) соратников, не стесняясь в выражениях. То есть он не взял тайм-аут, не ушел в себя на день-другой, а сразу расчехлил гранатомет и пошел резать правду-матку.

Второй важный нюанс: главный либерал Молдовы ни на йоту не изменил свое отношение к Филату, по-прежнему называя его контрабандистом, «человеком Москвы» (?) и заодно припоминая наличие коррупционных уголовных дел. То есть в некотором смысле Гимпу подтвердил претензии «предателей», которые упрекают его в стремлении похоронить европейское будущее РМ. Однако лидер ЛП утверждает прямо противоположное: это они, раскольники, собираются голосовать за Филата и тем самым играют под дудку Москвы. Словом, как писал классик, «все смешалось в доме Облонских».
На следующей неделе, я думаю, начнется нечто более интересное в истории с Либеральной партией.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что раскол в ЛП не только назревал изнутри (вряд ли кто-то станет оспаривать авторитарные замашки Гимпу или оправдывать его жесткие нападки на прессу), но и усиленно стимулировался снаружи. Одни видят за спиной Фронды уши кукловода, другие – Филата. Так или иначе раскол ЛП выгоден тем, кто любой ценой стремится возродить застреленный на охоте Альянс.

На уходящей неделе циркулировала неподтвержденная информация о том, что АЕИ-3 будет состоять из либеральных демократов, демократов и «независимых» депутатов, ушедших из ПКРМ. Однако последующие события показали, что в «группе Додона» нет единства на этот счет, и лидеры ЛДПМ и ДПМ, видимо, поняли, что делать ставку только на бывших коммунистов ненадежно.

Тогда же, наверное, и было принято решение «помочь» фрондерам-либералам. В пользу потенциального раскола говорило и то, что Анна Гуцу в день отставки правительства 5 марта готовилась произнести речь в поддержку Филата, но после жесткого давления со стороны Гимпу передумала. То есть оппозиция в ЛП назревала, и режиссеры закулисных постановок решили опереться на идеологически более близких либералов. Получаем необходимое число: 31+15+7=53. Если «группа Мишина», неровно дышащая к Филату, захочет поддержать коалицию, это не окажет существенного воздействия.
Во всех хитросплетениях, которые при определенном усердии и внимательности можно распутать, остается необъяснимым только одно: что имел в виду Михай Гимпу, называя Филата человеком Москвы?
XS
SM
MD
LG