Linkuri accesibilitate

Виктор Осипов: Закон от 2005 года не дает решение приднестровского кризиса. Он проводит красные линии


Виктор Осипов
Виктор Осипов

Бывший вице-премьер по реинтеграции в правительстве АЕИ-1 дает интервью Валентине Урсу в преддверии первого в этом году раунда переговоров в формате 5+2, который состоится во Львове.


Свободная Европа: Господин Осипов, как опытный переговорщик по приднестровской проблематике скажите, пожалуйста, в чем искусство переговоров и каковы шансы разрубить, наконец, этот узел по имени приднестровский конфликт.

Виктор Осипов: „Одной из важнейших задач Правительства Республики Молдова после 2009 года стало возобновление диалога как внутри страны, между Кишиневом и Тирасполем, так и на международном уровне, в формате „5+2”, диалога, полностью прерванного в 2006 году. Эту задачу удалось выполнить. Диалог был восстановлен – и на внутреннем плане, и на международном. А надежда, связанная с председательством Украины в ОБСЕ, состоит в том, что этот диалог можно активизировать, в том числе на высшем уровне, на уровне лидеров Кишинева и Тирасполя, учитывая, что был обнародован достаточно амбиционный календарь встреч, заседаний, обсуждений. Много говорить об этом не собираюсь, скажу лишь, что, по моему мнению, это хорошая тактика. Невозможно прийти к решению без общения, без диалога. Не исключено, что в один прекрасный день количество перейдет в качество, как гласит закон философии.”

Свободная Европа: Нахождение устойчивого решения приднестровского кризиса означает уступки со стороны Кишинева?

Виктор Осипов: „Устойчивое решение означает политическое решение и решение, одобренное на международном уровне, основанное на международном праве и соответствующее Основному закону Республики Молдова. Это очень трудная задача. И для ее решения понадобятся компромиссы. Известно, что нет переговоров, по завершении которых все причастные стороны более или менее удовлетворены и при этом им не пришлось идти на какие-то уступки. Но нельзя торопить события и уже сегодня сказать, где, по каким именно направлениях произойдут эти компромиссы и в чем они будут выражаться, так как известно, что переговоры по политическим аспектам еще даже не начинались. А некоторые участники переговоров, как известно, открыто изложили свою позицию, которая состоит в том, чтобы не форсировать обсуждение так называемой Третьей корзины - политической составляющей. Поэтому – без компромисса не обойтись, но я не знаю, когда он будет достигнут.”

Свободная Европа: Все более настойчиво об этом заявляет и российская сторона, которая является одним из посредников переговорного процесса…

Виктор Осипов: „Тот, кто следит за этим процессом, знает, кто и какие позиции занимает. Наверное, важно вернуться к другой теме обсуждения в этом формате „5+2”, а именно – приравнение в правах международных участников этого формата. Потому что – я согласен в этом с вице-премьером Карповым – такая дифференциация между наблюдателями и посредниками необоснованна и не предусмотрена ни во внутренних процедурах в рамках диалога в формате „5+2”. Но это второстепенный вопрос, он не касается сути переговоров и их главной цели – политического решения.”

Свободная Европа: Многие утверждают, что ключ приднестровского урегулирования находится, что бы ни говорили, в Москве, тогда как сама Москва каждый раз заявляет, что вальс танцуют двое, то есть Кишинев и Тирасполь. От кого больше зависит?

Виктор Осипов: „Довольно рискованно давать какие-то оценки, составить своеобразный рейтинг того, в чьих руках больше рычагов и кто может больше посодействовать, скажем так, или повлиять на процесс урегулирования приднестровской проблемы: в какой столице больше ключей или самые важные ключи. Мое мнение таково: главный ключ урегулирования приднестровского конфликта находится в Кишиневе и состоит в отношении руководства Республики Молдова, его способности мобилизоваться, мобилизовать ресурсы на основе комплексной и долгосрочной концепции, возведенной в ранг государственной политики, поддержанной и финансово. Только тогда можно будет увидеть со всей ясностью, в какой степени помогает или в какой степени мешает позиция других столиц. Я думаю, главный ключ в Кишиневе.”

Свободная Европа: Но если это так, почему запаздывает проект статуса, разработанный Кишиневом для Приднестровья?

Виктор Осипов: „Вероятно, не пришло еще время для проекта этого статуса. Я не знаю, существует ли на данный момент завершенная концепция реинтеграции страны, потому что лишь после этого, считаю, может появиться в какой-то перспективе и проект статуса. Ведь проект статуса должен появиться как производное переговорного процесса. Он уже должен учесть те компромиссы, о которых вы говорили выше, и формы урегулирования, которые должны быть известны, разобраны, что называется, по косточкам в переговорном формате.”

Свободная Европа: Но ведь существует закон, закон от 2005 года, о котором Москва и Тирасполь утверждают, что его следует отменить. На основе этого закона можно сегодня урегулировать приднестровский кризис?


Виктор Осипов: „Закон от 2005 года не дает решение приднестровского кризиса. Закон от 2005 года представляет собой набор критериев, своеобразные красные линии, через которые не может переступить молдавская власть, в частности, в переговорном процессе и в возможном процессе политического урегулирования. Этот закон возник, скорее, как отголосок ситуации, сложившейся вокруг Меморандума Козака, когда существовала угроза того, что первое лицо в государстве, парафировавшее меморандум, подпишет и этот документ, о котором в Республике Молдова никто ничего не знал. Не хочу сейчас вдаваться в подробности, связанные с содержанием того документа, но сам факт, что никто ничего о нем не знал, а президент Воронин уже парафировал этот документ, крайне важный для дальнейшей судьбы Республики Молдова – сам этот факт общество, политический класс расценили как огромный риск, риск одностороннего, централизованного, авторитарного решения главы государства. Этот закон, по сути, установил некие барьеры перед любым политиком высшего уровня, главы государства или любой политической силой, которая впредь может возыметь такое намерение. И воспринимать его следует именно так, а не как основу для будущего урегулирования.”

Свободная Европа: Вы допускаете возможность того, что Европейский Союз полностью возьмет на себя управление приднестровской проблемой?

Виктор Осипов: „Не думаю, что я могу допустить или исключить. Я знаю, что Евросоюз – как партнер Республики Молдова, как сообщество, в которое Республика Молдова стремится – довольно тесно занимается приднестровской проблематикой. И здесь позволю себя напомнить о так называемом aide-memoire, своеобразном рабочем документе, согласованном между Правительством Республики Молдова и Еврокомиссией, который содержал ряд общих задач, взятых на себя Кишиневом и Брюсселем по урегулированию этой проблемы, в том числе один крайне важный принцип: что приднестровская проблема не может помещать европейской интеграции Республики Молдова, а напротив, в процессе евроинтеграции Европейский Союз и Республика Молдова будут взаимодействовать для решения этой общей проблемы. Потому что на восточной границе Европы это проблема, которая затрагивает, в том числе, европейскую безопасность.”

Свободная Европа: Легко ли, трудно ли вести переговоры с приднестровской стороной, господин Осипов?

Виктор Осипов: „Переговорный процесс, диалог, люди, непосредственно задействованные в этом, наделенные мандатом участия в переговорах – все это постоянно меняется. Главное, чтобы официальная позиция, подход Республики Молдова как государство были обоснованными и последовательными. И, по моему мнению, мы можем сказать, что – да, в общих чертах эта позиция сохраняется уже на протяжении многих лет. Вот эта и есть характеристика участия Республики Молдова в переговорном процессе, которая выставляет ее в благоприятном свете и рекомендует как предсказуемого и серьезного партнера в этих переговорах.”

Свободная Европа: И шанс на реинтеграцию еще есть?

Виктор Осипов: „Шанс реинтеграции оценить невозможно. Нам предстоит решить внутреннюю проблему, проблему территориальной реинтеграции. На международном уровне Республика Молдова признана в ее нынешних границах. Так что этот нюанс следует учесть. В мире Республика Молдова воспринимается как целостное государство в рамках своих границ, и внутреннее политическое решение надо найти. Не рискну оценивать шансы в процентах.”

Свободная Европа: За время исполнения Украиной мандата председателя ОБСЕ, как вы считаете, дело может продвинуться в лучшую сторону, в сторону нахождения решения?

Виктор Осипов: „Поскольку действующий председатель ОБСЕ, украинский министр иностранных дел объявил ориентировочный календарь диалога, встреч, в том числе между Владом Филатом и Евгением Шевчуком, этот процесс наверняка активизируется, но каковы будут последствия этого ускорения – поживем - увидим.”

Свободная Европа: Почему?

Виктор Осипов: „Не могу предварять события.”

Свободная Европа: Чем объясняется ваша сдержанность?

Виктор Осипов: „Мы следим за динамикой картины, в том числе за двухсторонними встречами, которые имели место в последние годы, и не раз видели, что за позитивными фазами, дружественными беседами нередко следовали совсем недружественные действия. Так что можно ожидать любого поворота событий, а то, что я воздерживаюсь от оптимистических прогнозов, основано на реалиях процесса.”

Война на Украине

XS
SM
MD
LG