Linkuri accesibilitate

Приднестровье без бюджета


Политический кризис в период финансового кризиса. Приднестровские предприятия будут платить примерно на 70% больше за российский природный газ. Каким был 2012 год для переговоров по урегулированию приднестровского конфликта и каковы перспективы на 2013-ый?

Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут вместе с Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Приднестровские предприятия будут платить примерно на 70% больше за российский природный газ. Но это подорожание не покрывает и трех четвертей закупочной цены и не касается населения. Тарифы были повышены постановлением правительства, поскольку Приднестровье вступило в новый год без бюджета и с очередным накалом страстей между администрацией Евгения Шевчука и Верховным советом. Каким был 2012 год для переговоров по урегулированию приднестровского конфликта и каковы перспективы на 2013-ый? Гости передачи – политический аналитик Анатол Цэрану и вице-премьер по реинтеграции Республики Молдова Еуджен Карпов.

***

Итак, приднестровский регион вступил в новый год без бюджета. В последних числах декабря тираспольское правительство отозвало из Верховного совета проект бюджета на 2013 год, мотивируя тем, что внесенными поправками депутаты исказили суть закона. Несмотря на это, народные избранники проигнорировали решение правительства и приняли бюджет в финальном чтении. Однако глава администрации Евгений Шевчук документ не утвердил, а по его указанию кабинет министров разработал временный бюджет на первый квартал, о котором поторопился заявить, что социальные выплаты не пострадают. Мы спросили политического аналитика из Кишинева Анатола Цэрану, о чем говорят события в Тирасполе – о бюджетном кризисе или о кризисе политическом?

Анатол Цэрану
Анатол Цэрану
Анатол Цэрану: „То, что произошло с бюджетом Приднестровья, является отражением кризисной ситуации, в которой экономика региона пребывает уже не один год. Она полностью зависит от финансовых вливаний из России. Случись в этом смысле малейшая пауза – и приднестровский бюджет сразу же попадает в крайне тяжелую ситуацию. С этой точки зрения, говорить о политическом кризисе нельзя. Скорее, налицо неизбежный финансовый кризис, характерный для этого региона Республики Молдова, непризнанного на международной арене и который является, по сути, территорией, где не работают законы. Я бы говорил, скорее, о скрытых процессах, которые происходят в так называемой приднестровской экономике. И, по всей видимости, что-то там не сошлось с точки зрения разделения сфер влияния и дивидендов, на которые рассчитывают различные группировки. И с этой точки зрения, скорее, можно говорить о кризисе отношений различных группировок внутри Приднестровья, а не о политическом кризисе в полном смысле этого слова”.

Свободная Европа: Непринятие бюджета на 2013 год может сказаться и на социальных выплатах, на экономике приднестровского региона? К слову, одним из поводов для противостояния между Верховным советом и правительством стал тариф на российский газ. Известно, что правительство Степанова потребовало 70-процентного увеличения стоимости голубого топлива для предприятий, тогда как Верховный совет утвердил лишь 18%...

Анатол Цэрану:
„Налицо определенные расхождения между группировками, которые представляют то, что называется государственной властью в Приднестровье. А лоббирование со стороны представителей промышленных группировок, по всей вероятности, и привело к этому коллапсу в Верховном совете. И правительству сейчас приходится искать новые решения. Не думаю, что что-то изменится радикально в этом смысле. Они будут работать и без бюджета, потому что не закон является той путеводной нитью, которой они руководствуются в своей работе. Там, скорее, значение имеет то, что скрыто от глаз широкой общественности – именно там принимаются решения. А этот Верховный совет, правительство и так далее, они, скорее, представляют, внешнюю часть проблемы и не оказывают глубокого влияния на основные процессы”.

Свободная Европа: Тем не менее, повышение тарифа на природный газ на 70% - это очень много и, вероятно, неизбежно приведет к цепному росту цен…

Анатол Цэрану:
„Разумеется, это приведет к повышению себестоимости товаров, выпускаемых приднестровской промышленностью, и отрицательно скажется на конкурентоспособности – как на внешних, так и на внутреннем рынках. С этой точки зрения, разумеется, группировки, непосредственно связанные с промышленными предприятиями, заинтересованы в том, чтобы ситуация не изменилась и они продолжали пользовались льготами, как и прежде. Но согласится ли Россия, Москва с этой ситуацией? Ведь, в последней инстанции, эти льготы, эти привилегии, которыми пользуются приднестровские предприятия, покрываются за счет или из кармана российских налогоплательщиков. Россия, Кремль делает это во имя сохранения своих геополитических позиций, делает это из геополитических соображений. Но как долго будет продолжаться эта ситуация – сказать трудно. Пока же, по всем признакам, из Кремля поступил сигнал о том, что хорошо бы сбалансировать цены на поставляемый в Приднестровье газ с поступающими в Москву платежами. Скорее, здесь Москва заинтересована в том, чтобы там, в Приднестровье, что-то произошло… Но – посмотрим, как далеко может пойти Кремль. Потому что, в конечном итоге, Москва определяет суть экономических процессов в Приднестровье.”

Свободная Европа: мнение политического аналитика Анатола Цэрану, директора Центра стратегических исследований „Politicon” из Кишинева.

***

Свободная Европа: Каким был 2012 год для приднестровского урегулирования и какие перспективы открываются в наступившем году? Моя коллега Валентина Урсу беседует на эту тему с молдавским вице-премьером по реинтеграции Еудженом Карповым:

Еуджен Карпов
Еуджен Карпов
Еуджен Карпов: „В 2012 году были предприняты попытки создать платформу для дальнейшего построения работы по реинтеграции страны. Это был трудный, но крайне активный год. Главное, что было движение вперед, движение, которое расширило диалог и способствовало укреплению доверия между берегами Днестра. Предельно активно были вовлечены в диалог наши международные партнеры и на этом фоне мы вступаем в 2013 год с проектами. Председательство ОБСЕ перешло к Украине. Украина – наш сосед, а также посредник в переговорном процессе, представлена наблюдателями в Объединенной контрольной комиссии, в зоне безопасности. У нас есть приднестровский участок молдавско-украинской границы протяженностью около 460 километров. Кроме того, Украина выступала с конкретными инициативами при президенте Ющенко”.


Свободная Европа: Они предложили проект статуса для приднестровского региона, проект урегулирования приднестровской проблемы…

Еуджен Карпов: „Да, они предложили инициативу, известную как „план Ющенко”, на основании которого были предприняты определенные действия, подписаны определенные документы и, думаю, сотрудничество с Украиной должно дать плоды в 2013 году”.

Свободная Европа: Что конкретно может предпринять Киев в период председательства Украины в ОБСЕ для нахождения решения?

Еуджен Карпов: „Киев располагает такими же рычагами и возможностями, как и любое другое государство, исполняющее мандат председателя ОБСЕ. В этом контексте нам следует опираться на инициативы, которые будут исходить как от Киева, так и от Кишинева, Тирасполя или других посредников и наблюдателей. Разумеется, мы продолжим уже развернутые проекты. Они касаются инфраструктуры, железной дороги, автотранспорта, открытия моста через Днестр у села Гура-Быкулуй. Конечно, будет продолжено и обсуждение проблем образования, вопросов социальной сферы, экономики, торговли и так далее. И не в последнюю очередь сосредоточимся на принципиальных аспектах. В повестке переговоров между Кишиневом и Тирасполем все больше появляется частных элементов, касающихся деятельности отдельных предприятий, работы на определенных направлениях, конкретных моментов, связанных со сборами, налогами и так далее. Иными словами, решение каждого частного элемента в отрыве от контекста, в котором мы находимся, становится все труднее. Доказательством тому служит и деятельность рабочих групп, которые встречаются довольно часто, но их возможности принимать решения ограничены из-за отсутствия базовых принципов или элементов, составляющих так называемые правила игры на едином пространстве, где мы находимся - как на левом, так и на правом берегу Днестра”.

Свободная Европа: Господин Карпов, но насколько прозрачна деятельность на приднестровском участке молдавско-украинской границы? Сегодня есть еще проблемы в этом смысле?

Еуджен Карпов: „Больших проблем практически нет. Они преодолены. Во-первых, существует очень хорошее сотрудничество между таможенными и пограничными службами Республики Молдова и Украины. Мы постоянно общаемся, обмениваемся информацией, кроме того, дополнительно (учитывая, что конституционные власти Молдовы не имеют прямого доступа к этому сегменту) есть миссия Евросоюза на молдавско-украинской границе. Мандат этой миссии по приграничной помощи в прошлом году был продлен – впервые, кстати, не на два года, как было прежде, а на четыре года, что делает работу этой миссии несравненно более предсказуемой в среднесрочной перспективе. И мы тесно сотрудничаем с этой миссией”.

Свободная Европа: Контрабанды на этом сегменте больше нет?

Еуджен Карпов: „Контрабанда на молдавско-украинской границе сократилась”.

Свободная Европа: В одном из интервью Радиостанции Свободная Европа премьер-министр Влад Филат отмечал, что политический акцент должен быть более ярко выражен в диалоге между Кишиневом и Тирасполем, при участии посредников в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Что значит – найти политическое решение, и насколько близок этот день?

Еуджен Карпов: „Наши партнеры, как международные, так и из Тирасполя, все мы должны понять, что работа, которая ведется в формате „5+2”, должна привести в конечном итоге к реинтеграции Молдовы в границах, признанных международным сообществом, с тем, чтобы Республика Молдова укрепила свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. Мы ведем переговоры, руководствуясь именно этим принципом, и, к счастью, эту нашу позицию поддерживают все международные субъекты. Доказательством тому можно считать и недавнюю декларацию заседания Совета министров ОБСЕ, прошедшего в декабре в Дублине, согласно которой все государства ОБСЕ, в том числе участники формата „5+2”, имею в виду Россию и Украину, в очередной раз подтвердили, что переговоры в формате „5+2” должны привести к выработке особого правового статуса для приднестровского региона Республики Молдова в рамках реинтегрированного государства.”

Свободная Европа: Вопрос в том, насколько Тирасполь готов принять предложения, одобренные международными участниками. Кроме того, каждый раз особо акцентируется необходимость достижения компромисса между сторонами конфликта, Кишиневом и Тирасполем…

Еуджен Карпов: „Тирасполь не является членом ОБСЕ и, разумеется, не смог участвовать в этих дискуссиях, но важно, что остальные государства, практически все участники, пришли к единому знаменателю. Но, несомненно, окончательное решение должно быть компромиссным. И было бы неправильно, чтобы мнение населения левобережья Днестра не было принято в расчет или не было услышано за столом переговоров”.

Свободная Европа: Мнение населения или администрации левобережья?

Еуджен Карпов: „На самом деле, следует посмотреть, чего хочет население левобережья Днестра, которое является частью населения Республики Молдова. И местные власти приднестровского региона также должны учесть эти мнения. Должен сказать, что в действительности население – что на левом, что на правом берегу Днестра – сыто по горло кризисными ситуациями, оно против различного рода конфликтов, не говоря уже о вооруженных. Поэтому мы должны вести переговоры по пути диалога, без всякого давления, преследуя единственную цель – максимально быстро найти окончательное решение”.

Свободная Европа: Господин Карпов, но переговорам конца не видно. По крайней мере, так показывает реальность.

Еуджен Карпов: „Переговорам не было видно конца. Целых 20 лет тираспольская администрация не менялась, у власти были одни и те же люди, зацикленные на одних и тех же принципах. Сейчас положение дел меняется и по левую сторону Днестра, так, как это происходит и в других местах”.

Свободная Европа: Но заявления, с которыми выступают как приднестровский лидер Евгений Шевчук, так и Нина Штански, не оставляют никаких сомнений в том, что Тирасполь пока крайне сдержанно относится к предложениям, исходящим от Кишинева. Они либо настаивают на признании независимости Приднестровья, на присоединении региона к Евразийскому союзу, либо отклоняют различные предложенные Кишиневом варианты, когда речь заходит об образовании, инфраструктуре, европейских фондах под те или иные проекты, которые можно развернуть и на левом берегу Днестра.

Еуджен Карпов: „Это действительно так. Мнения слышны разные, и озвученные в Тирасполе точки зрения нередко диаметрально противоположны тем, что разделяет официальный Кишинев. Но, кроме разных позиций, существует и формат „5+2”, в котором участвуют международные субъекты. И их главной задачей является посредничество на базе международных принципов и стандартов, суть которых предельно ясна: Республика Молдова должна реинтегрироваться. Альтернативы этому процессу не существует. И любые попытки продвижения других проектов лишь затягивают период неопределенности для приднестровского региона. Потому что, по сути, правый берег Днестра достаточно ясно ориентирован как в смысле внешнеполитического вектора, так и на проектах внутреннего плана. Отсутствие правового статуса сказывается, в первую очередь, на приднестровском регионе, так как это неконтролируемая территория, территория без признанной, легитимной власти. Затягивание этого статуса может только усугубить ситуацию жителей региона”.

Свободная Европа: Тем не менее, проект статуса приднестровского региона не выносится на обсуждение?

Еуджен Карпов: „Проект будет вынесен на обсуждение, как только появятся все необходимые для этого условия”.

Свободная Европа: И когда эти условия появятся?

Еуджен Карпов: „Мы пока не приступили к обсуждению так называемой Третьей корзины, условно Третьей корзины, которая включает институциональные аспекты приднестровского урегулирования, вопросы политики и безопасности”.

Свободная Европа: Но Тирасполь готов согласиться с этими условиями, включенными в Третью корзину?

Еуджен Карпов: „Пока именно Тирасполь чинит определенные препоны и противится обсуждению этой темы; но мы будем продолжать усилия в этом направлении”.

Свободная Европа: Но до тех пор, пока Тирасполь ощущает столь сильную поддержку со стороны Москвы, невозможно будет сдвинуть этот воз с места…

Еуджен Карпов: „У нас есть диалог с Российской Федерацией, легким его не назовешь, это трудный и сложный диалог с множеством элементов, которые являются частью повестки молдавско-российских отношений. Приднестровское урегулирование важный компонент этой работы. Есть договоренность о том, что Российская Федерация внесет реальный вклад для того, чтобы процессы в рамках формата „5+2” были конструктивными и способствовали урегулированию конфликта”.

Свободная Европа: А реальный вклад Москвы – в чем он состоит?

Еуджен Карпов: „Мы ждем, что позиция Российской Федерации будет близка к позиции остальных посредников и наблюдателей. России не обязательно пересматривать свои взгляды, просто быть на одной волне с остальными международными субъектами с тем, чтобы помочь сторонам, посредникам в рамках этого процесса, найти решение”.

Свободная Европа: Другой момент, на котором Кишинев настаивает при каждом удобном случае: трансформация военной миротворческой операции в гражданскую миссию. Прошел уже год с трагического инцидента в Вадул-луй-Водэ, когда по вине российского миротворца погиб ни в чем не повинный молодой человек. На каком этапе находится это расследование, господин Карпов?
Еуджен Карпов: „Да, мы все в курсе поступившей из Москвы информации о том, что российская сторона завершила расследование. Но мы руководствуемся расследованием, которое ведет Прокуратура Республики Молдова”.

Свободная Европа: Параллельное расследование?

Еуджен Карпов: „Это расследование еще не закончено. Необходимо активизировать взаимодействие между прокуратурой Республики Молдова и прокуратурой Российской Федерации, обмениваться информацией, которой располагают эти ведомства, материалами следствия с тем, чтобы не осталось никаких вопросов без ответа, чтобы не осталось никаких нераскрытых моментов или моментов, вызывающих сомнение – ни с той, ни с другой стороны. И лишь когда получим полную и ясную картину всего того, что связано с трагической гибелью Вадима Писаря, можно будет установить ответственность миротворца, нажавшего на курок, а также руководства этой миссии”.

Свободная Европа: Преобразование миротворческой миссии в зоне безопасности по-прежнему относится к первоочередным задачам?

Еуджен Карпов: „Для нас и для многих других международных субъектов это важная тема. Мы должны искать пути оптимизации этой миссии с тем, чтобы обеспечить ее реальный вклад в процесс урегулирования приднестровского конфликта”.

Свободная Европа: с вице-премьером по реинтеграции Еудженом Карповым беседовала Валентина Урсу.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG