Linkuri accesibilitate

2012 год: подводим итоги


Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Уходит в историю 2012 год. Как и положено високосному году, он был непростым – и для Молдовы, и для соседних стран, и для России. Молдова прожила его под знаком острого внутреннего противостояния. Январь-февраль были «многообещающими» с точки зрения роста конфронтации между оппозицией и властью, потерявшей, по мнению многих экспертов, легитимность после 28 сентября 2011 года и провала попыток избрать президента в конце 2011 года.

Эскалация внутренней напряженности достигла 16 марта уходящего года, когда власть реально опасалась штурма Дворца республики сторонниками Партии коммунистов, а сами коммунисты были настроены очень решительно, если не воинственно. Однако внезапный отказ ПКРМ от продолжения уличной борьбы ввел многих в ступор, а избрание Тимофти благодаря трем «золотым» голосам социалистов отвел Альянс от края пропасти.

С тех пор пространство для маневров противников власти резко сузилось, из ПКРМ возобновилось бегство людей, пополнивших ряды послушной «конструктивной оппозиции», а Альянс начал контрнаступление на политических противников. Главный удар был нанесен 12 июля, когда правящие партии запретили коммунистическую символику и осудили тоталитарное прошлое.

При этом внутренняя стабильность стала нарушаться уже с другого фланга – господин Кукловод через подконтрольные СМИ усилил «троллинг» премьер-министра Филата, давая понять последнему всю хрупкость его положения в ситуации, когда практически все силовые и судебные структуры находятся под колпаком первого вице-спикера парламента. Заговорили о вынужденном тактическом союзе между Филатом и Ворониным, но разговоры остались лишь разговорами, хотя даже скептики соглашались с тем, что именно и только альянс ПКРМ и ЛДПМ мог бы спасти Молдову от окончательной олигархизации и подчинения капризам ненасытного «ниспоренского Аль Капоне», как выразился один блогер.

Еще один внутренний фронт пролег по линии, ставшей, увы, печальной традицией для Молдовы. Противостояние между сторонниками и противниками объединения с Румынией, между адептами Таможенного союза и фанатами европейской интеграции обрело не только более острый, но и институциональный характер.

Появление унионистской организации «Acțiunea-2012» и регулярное проведение Маршей объединения будто бы разбудило общество и предоставило левым партиям хорошую возможность сплотиться вокруг борьбы с угрозами молдавской государственности. Но то ли амбиции, то ли наличие теневых хозяев этих партий – монолитного левого блока не получилось. Во всяком случае, прорумынские марши проходили под какофонию лозунгов разрозненных партий, не желающих «Унири».

Примерно та же картина получилась с организацией референдума о вступлении Молдовы в Таможенный союз. Инициатива Социал-демократической партии была воспринята в лучшем случае с ироничной усмешкой, но когда сборщики сумели выдать на-гора 232 тысячи подписей граждан РМ в поддержку вступления в ТС, власть переполошилась и «зарубила» референдум на абсурдных основаниях, да еще и начала выискивать и «перевоспитывать» тех, кто «посмел» поставить подпись.

Затем Партия коммунистов решила подхватить знамя референдума и пообещала пролоббировать этот вопрос в парламенте, но уже, как говорится, было рано. Момент упущен, Альянс свое слово сказал, и достаточных сил для продвижения плебисцита у оппозиции сейчас нет. Власть словно обрела второе дыхание, и сейчас разве что самые большие оптимисты из стана противников АЕИ могут утверждать о досрочных выборах или крушении правящей троицы. Вернее, если что-то и может развалить Альянс, то только сами его участники, но уж точно не оппозиция.

С другой стороны, уходящий год показал, что замечания со стороны европейских чиновников и дипломатов не возымели никакого действия. Синтагма «европейская интеграция» стала не только идефикс Кишинева, но и некоей «вещью в себе». Порой создается ощущение, что «европейская интеграция» зажила в Молдове своей жизнью, невзирая на объективные трудности страны и невозможность вступления РМ в ЕС даже в среднесрочной перспективе.

Этот лозунг, он же бренд, стал своего рода универсальной индульгенцией, и даже невыполненное обещание добиться безвизового режима с ЕС не закончилось отставкой Лянкэ, хоть он и обещал уйти. Премьер Филат, как и ожидало общество, не отпустил министра на вольные хлеба (поговаривают, что ему был обещан пост в Брюсселе!), а фактически заставил его дальше пахать на плантации «европейской интеграции» - до победного конца. То есть теперь не страна определяет лозунги, а лозунги определяют страну. Власть обещает в 2013 году новые достижения в направлении ЕС. Посмотрим.

А пока что пробежимся по событиям в России. Безусловно, 2012 год прошел под знаком Дракона – и не просто по восточному календарю, а еще и по той причине, что новый старый президент Путин, вернувшийся в Кремль, сам родился в год этого мифического животного.

Спокойным год для россиян не был – эхо фальсифицированных думских выборов и протестные акции оппозиции, правда, несколько непоследовательные, не обещали Путину легкой прогулки из московского Белого дома в Кремль.

Как символ отчуждения власти от общества – совершенно пустые улицы в день инаугурации ВВП.
Как символ усталости страны от Путина – негодующие ветераны Великой Отечественной войны (до сих пор нахожусь под впечатлением их нещадной критики – казалось бы, кто-кто, а уж эта прослойка общества должна обеими руками быть за президента РФ).

Как символ стремительного скатывания России к авторитаризму – лицемерные законы о борьбе с «иностранными агентами» и прочим внешним влиянием.

Вспоминаешь бессмертное «Горе от ума» Грибоедова: «А судьи кто?» Достаточно «погуглить» на тему «Единой России», и мы узнаем много интересного о том, куда отправляют учиться своих детей «патриотичные» депутаты от ЕР, где они скупают недвижимость и т.д. Как рассказывали мои московские собеседники, некоторые федеральные органы успешно сотрудничают с западными структурами по ряду образовательных и тренинговых программ, но это нисколько не смущает их, и они не считают себя иностранными агентами.

Под конец года «патриоты», любовно поглаживающие в карманах пачки с кровно заработанными долларами и евро, выдали очередной идиотизм в виде «сиротского закона», который вызвал оторопь даже в отдельных кабинетах исполнительной власти. А чего еще ждать от поддельных депутатов, затащенных на думские скамейки «волшебником» Чуровым?

Проблема российской власти сейчас в том, что Путину не удалось абстрагироваться от негативного образа «Единой России», переложив на Медведева звание председателя партии. В лучших советских традициях: «Говорим «Ленин», подразумеваем «партия», говорим «партия», подразумеваем «Ленин». Аллергия российского общества только усиливается, причем неумелые действия «несистемной оппозиции» не столько сбивают протестные настроения, сколько превращают их в апатию и желание уехать из страны. Я очень сильно сомневаюсь в том, что следующие выборы президента РФ состоятся в 2018 году. Чувствую – быть им намного раньше!
XS
SM
MD
LG