Linkuri accesibilitate

Молчание ягнят. Молдавский ремейк


Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Эрнест Варданян, политолог, журналист.
В парламент РМ поступил законопроект, предлагающий запретить оппозиции критику действий власти. Когда я прочел об этом на ленте информагентств, подумал сначала, что это какая-то не очень удачная шутка. Особенно «умилила» фраза о запрете «очернения». В понимании авторов, любое критическое высказывание в адрес действующего руководства страны является деструктивным и подлежит запрету.

Пожалуй, это самый абсурдный законопроект, который выдвигался Альянсом за три года его нахождения у власти. По своей глупости он способен превзойти даже пресловутый запрет коммунистической символики. И если второе еще можно списать на европейскую моду – хотя даже Европа в лице руководителя Венецианской комиссии выразила недоумение, то новый «бзик» властей уже не лезет ни в какие европейские ворота.

К сведению авторов законопроекта и других «сочувствующих» ему: оппозиция – это священная корова подлинной демократии. Именно так и никак иначе. Оппозиция – неотчуждаемый элемент демократического механизма, неизменный участник любого мало-мальски значимого политического процесса. Оппозиция не просто имеет право, она обязана критиковать власти, дабы «карась в реке не дремал», дабы не костенела правящая элита, осуществлялся процесс оздоровления общества и исцеление его недугов.

В Великобритании, стране классического многовекового парламентаризма (на всякий случай напомню, что Молдова – парламентская республика), оппозиция – фактически «альтер эго» действующей власти. Если у власти консерваторы, как сейчас, лейбористы формируют «теневой кабинет» - именно так в британской политической традиции называется «альтернативное» правительство, формируемое оппозицией по образцу и подобию действующего Кабинета, чтобы в случае кризиса и отставки премьера оппозиция могла быстро и безболезненно для страны возглавить правительство. И уж кто-кто, а британцы так поднаторели во внутренней политической борьбе, что любой деятель, не готовый к восприятию критики со стороны оппонентов, будет попросту сметен потоком разгромной обструкции. Но и самый нетерпимый к противоположному лагерю британский государственный муж не посмеет даже подумать о том, чтобы запретить оппозиции критиковать! Он будет раздавлен асфальтоукладчиком безжалостной лондонской прессы и станем изгоем даже для своих.

Еще одно «страшное» откровение с Запада для молдавских властей: выдающийся американский политолог, патриарх современной политической науки, 97-летний Роберт Алан Даль, посвятивший вопросам демократии и оппозиции многие свои научные труды, откровенно признает, что «оппозиция должна как-то контролировать власть». Даже не критиковать, а контролировать! Я настоятельно рекомендую деятелям молдавского Альянса найти и прочитать книгу американского ученого под названием «Полиархия. Участие и оппозиция» (“Polyarchy. Participation and Opposition”). Там уважаемые господа прочитают о том, что такое оппозиция и как с ней можно обращаться – вернее, как оппозиция должна позволять власти с собой обращаться.

Чем дальше, тем активнее руководство РМ приближается к авторитаризму. Препятствование деятельности оппозиции, ущемление ее права на критику – один из важнейших признаков авторитарного режима. Слава Богу, в Кишиневе еще не додумались дойти до прямых физических угроз оппозиции и окончательного подавления всякого инакомыслия. Но если головокружение Кишинева от «истории успеха» превысит допустимую норму, авторитаризм зацветет буйным цветом. Надеюсь, в Альянсе не считают народ Молдовы стадом кротких ягнят, которых можно заставить молчать? Это очень опасное заблуждение.
XS
SM
MD
LG