Linkuri accesibilitate

Винный намек на газовые последствия. Часть 2-я


Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Эрнест Варданян, политолог, журналист.

Признаться, я собирался писать на другую тему, но передумал, увидев «афтершоки» визита Филата в Россию. Я начал думать о том, что последствия этой поездки, а вернее, постепенное раскрытие ее неафишированных эпизодов, будут еще долго будоражить молдавское общество. Моя уверенность укрепилась при прочтении новости о том, что Молдову в ближайшее время посетит председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу. Он озвучил это решение в ходе телефонной беседы с Филатом.

Более чем интересная новость. График работы европейских чиновников, тем более самого высокого ранга, расписан на дни и недели вперед. И если Баррозу сумеет выкроить день-другой для приезда в Кишинев, значит, обсуждать придется что-то «судьбоносное». Опять же, не надо быть первоклассным аналитиком, чтобы увидеть четкую связь между трудным визитом Филата в Россию и дружеским порывом Баррозу.

Сколько бы премьер РМ ни отрицал выдвижение Москвой ультиматума, утаить это ему не удастся. В самом деле: Кишинев поставлен в жесткие рамки – либо «добровольное» вступление в Таможенный союз и тогда снижение тарифов на газ и прочие льготы для национальной экономики, но тогда европейская перспектива становится туманной, либо официальный отказ от восточного вектора, запредельные цены на газ и окончательный разворот в сторону ЕС. Второй вариант не выглядит фатальным, ибо Молдова и так оплачивает газ по очень высокой цене. Слабость европейского выбора в другом: Москва в лице Медведева «как бы» пригласила Молдову вступить в Таможенный союз, в то время как Евросоюз не дал четких гарантий даже по либерализации визового режима – и это еще не отмена виз, и это еще не статус кандидата, и это еще не вступление!

Таможенный союз сейчас объективно опережает Европейского собрата минимум на 3 шага, и когда Филат поехал в Москву, момент созрел: Россия перешла в контрнаступление на регион, в котором стремительно теряла влияние в последние годы. Конечно, это было проделано грубо – и полуторачасовое ожидание, и намек с вином, и ляп Путина про «200-летие молдавской государственности» (а мы-то, наивные, думали, что Молдавское княжество появилось на карте Европы в 1359 году!). Но и куртуазности Филату не следовало ждать! В конце концов, это его первый за три года официальный визит в Россию – раньше все поездки были в рамках мероприятий СНГ. Да и, помнится, в сентябре 2009 года, едва став премьером, он сказал, что не собирается «ехать на поклон в Москву». И не ехал.

Все ресурсы молдавской политики были брошены на сближение с Европой, и несколько шагов удалось осуществить: начало переговоров по Соглашению об ассоциации, присоединение к европейскому воздушному пространству, практическое завершение первого этапа плана по либерализации визового режима, подписание третьего энергетического пакета. Но очень некстати мировой финансовый кризис, ударивший и по Молдове, перерос в европейский валютный кризис, и перспективы РМ стали туманнее. Брюссельские бюрократы, никогда не излучавшие оптимизма в вопросе приглашения Кишинева в ЕС, стали еще сдержаннее. И даже наличие у руля страны прозападного Альянса не переломило ситуацию.
Если выражаться военным языком, три года Россия и ЕС вели в молдавских окопах позиционные бои. Возможно, Москва начала бы действовать раньше и активнее, будь в Кремле Путин. Но он вернулся лишь этой весной, и возвращение молдавского (а равно и украинского) вопроса в повестку дня стало делом времени. И вот – указ от 11 сентября, фактически узаконивающий газовый шантаж как инструмент российской политики.

Видимо, этим объясняется нервозное состояние Филата, на которое обратила внимание молдавская пресса по его возвращении из Сочи. Так что «звонок другу» в Брюссель выглядел как нельзя логично. Предположу, что разговор с Баррозу будет непростым. Лозунги лозунгами, но молдавский премьер должен что-то предъявить обществу, как-то доказать, что Европа «все ж румяней и белее», а для этого португалец из Еврокомиссии просто обязан приехать с хорошими новостями, иначе рискует быть цинично раздавленным русским танком. На месте Баррозу я бы дал Кишиневу гарантии компенсировать удорожание российского газа. Не думаю, что эта сумма будет исчисляться многими сотнями миллионов евро. Для ЕС такая сумма смехотворна, даже в условиях кризиса, а для Молдовы была бы спасением от энергетического коллапса.

Уже не говорю о том, что, дай Европа такую компенсацию, ее авторитет многократно возрастет, а России будет значительно сложнее привлечь Молдову к своему евразийскому проекту. Словом, мы подходим к решающему водоразделу. Если приезд Баррозу ограничится только похлопыванием по плечу и дежурными панегириками в адрес властей РМ, мы будем бедными – во всех смыслах слова. И все же остается надежда на то, что сей европейский господин не просто так выкраивает время из своего напряженного графика.
XS
SM
MD
LG