Linkuri accesibilitate

Иллюстрация к люстрации


Эрнест Варданян, политолог, журналист
Эрнест Варданян, политолог, журналист
Задавая в эфире программы «Реплика» на телеканале «Прайм» вопрос лидерам парламентских фракций о необходимости принятия закона о люстрации, я, признаюсь, не ожидал, что все трое дружно ответят «Да, надо» и даже выскажутся в пользу скорейшего продвижения в этом вопросе.

В самом деле, осуждение тоталитарного коммунистического прошлого без раскрытия архивов КГБ МССР напрочь лишено смысла. Нельзя же быть наполовину беременной – точно так же нельзя «наполовину» осудить коммунизм, а вторую – более существенную – половину, оставить закрытой.

В вопросе люстрации есть смысл сравнить Молдову со странами Балтии, и вот почему. Во-первых, как МССР, так и те три республики, были образованы 2 августа 1940 года вследствие подписания печально известного Пакта Молотова – Риббентропа. Во-вторых, Молдова, как и Прибалтика, одна из первых запустила центробежные процессы, приведшие к распаду Союза. В-третьих, Молдова и Балтия стали пионерами европейской интеграции – правда, темпы были несравнимыми.

Пожалуй, на этом основные сходства заканчиваются. Принципиальное различие же не только в том, что Таллинн, Рига и Вильнюс за каких-то 10-12 лет «проскочили» из Советского Союза в Союз Европейский, но и в том, что прибалтийцы приняли очень жесткие законы о люстрации, проведя почти тотальную «деКГБизацию» и декоммунизацию органов власти. И все это было сделано еще в первые годы их независимости.

Что же мы видим в Молдове? Первый демократический парламент 1990-1994 годов принимает декларацию о независимости, но почему-то обходит стороной проблему раскрытия архивов КГБ Молдавской ССР. Конечно, можно было бы в качестве оправдания заявить, что досье всесильной спецслужбы вывезены в Москву (через Тирасполь, между прочим). Но сразу возникает встречный риторический вопрос: а кто допустил это? И заодно хочется упрекнуть власти: а что вы делали все эти годы и почему не направили в Москву запрос с требованием передать обратно все документы? Я догадываюсь, что Россия не станет торопиться с удовлетворением просьбы молдавских властей – шутка ли, отдавать такой компромат! – но Кишинев, по крайней мере, имел бы что ответить на такие упреки.

А сейчас Молдова продолжает топтаться на месте. Сказав «А», депутаты пока еще не сказали «Б». Пока люди, связанные с КГБ СССР/МССР, продолжают оставаться во властных структурах, не видать нам ни Европы, ни подлинных реформ. Пока спецслужбой государства, желающего стать членом ЕС, пусть и временно, но руководит выходец из Высшей школы КГБ, не будет у нас «Европы в умах». То же самое относится к министру внутренних дел, который сам признался в интервью, что работал в КГБ. Правда, его официальная биография более скромна: «в 1984-1985 годах посещал Высшие курсы КГБ в Минске».

Невозможно декларировать и тем более реализовывать реформы по европейскому образцу, когда во власти люди, привыкшие жить теми категориями и понятиями, которые были привиты им в чекистских «альма-матер». А самое неприятное в этой ситуации то, что сегодня нам с высоких трибун «вещают» о европейских ценностях и об ужасах коммунизма именно те, кто служил этому самому коммунизму и презирал ценности «загнивающего Запада».

Закон о люстрации крайне необходим Молдове. 20 лет «разрухи в головах», по-булгаковски, показали, что порядка в этой стране не будет до тех пор, пока перевертыши и приспособленцы не будут названы своими именами. Мы достаточно «наелись» протухшего варева под названием «переход к демократии». Он затянулся не в последнюю очередь из-за тех, чьи фамилии «украшают» пожелтевшие листки личных дел в архивах КГБ Молдавской ССР. Посему я вернусь к началу своего материала: откуда такое дружное «Да» на мой вопрос? Господа парламентарии уверены в чистоте своих рядов?
XS
SM
MD
LG