Linkuri accesibilitate

Забытые солдаты «неудобной» войны


Эрнест Варданян, политолог, журналист
Эрнест Варданян, политолог, журналист
На днях я встретился с комбатантами – участниками войны 1992 года. Я и ранее был наслышан об их проблемах с жильем и социальной защитой со стороны государства. Но то, что они рассказали, повергло меня в шок. Самый главный вопрос, который я ставил себе ранее и продолжаю ставить сегодня, но ответа все еще не получаю: зачем эти люди воевали за сохранение того государства, которое сейчас их же игнорирует?

Мои собеседники, чьи имена я намеренно не привожу, рассказали о вынужденном самозахвате здания в центре Кишинева, которое когда-то было детским садом, потом было продано ушлым комбатантом, решившим поправить свое материальное положение за счет десятков сотоварищей. Теперь в этом двухэтажном здании, над которым нелегально были надстроены мансардные квартиры, предназначенные для продажи, живут участники войны, забытые государством, которое «помогает» им смехотворными суммами «материальной помощи» (например, ветераны-инвалиды получают 22 – ДВАДЦАТЬ ДВА – лея в месяц).

Невзирая на запреты и отключение электричества, пренебрегая отсутствием элементарных условий быта, комбатанты строят маленькую часовню во дворе, который тоже им не принадлежит (примэрия отдала эту землю баптистам). Заодно они хотят достроить к 12 июля, празднику Петра и Павла, молельную комнату непосредственно в здании. Там же планируется открыть музей войны 1992 года и помещение для проведения занятий по патриотическому воспитанию молодежи.

И во всех этих вопросах участники войны на Днестре встречают сопротивление правительства и столичной мэрии. Так, им предписано прекратить строительство часовни и разрушить то, что уже возведено. Сказать «они возмущены таким отношением» было бы слишком мягко. Комбатанты разгневаны, они недоумевают, почему за 20 лет, прошедших с окончания войны, государство не удосужилось взять их под свою опеку.

«Моя дочь спрашивает: папа, ты воевал тогда? Так почему мы до сих пор мотаемся по чужим углам?!» - рассказал мне один из солдат той войны, с трудом сдерживая слезы. Один диабетик-инвалид, второй без ноги и глаза, третий инвалид-колясочник. И эти люди, представьте себе, не потеряли присутствия духа и готовы дальше бороться за свои права, за память тех, кто погиб в 1992 году. «Меня отсюда вынесут только вперед ногами», - признался другой мой собеседник, говоря, что терять ему нечего. И я понял, что эти люди настроены решительно.

А как иначе, господа?! Зачем надо было посылать этих людей в окопы, чтобы потом бросать их на произвол судьбы? Слово «бесчестно» тут явно не подходит, ибо оно не отражает всего цинизма и наплевательского отношения власть имущих к тем, кто 20 лет по приказу свыше выполняли свой долг. Вопрос «Для чего погибли эти ребята в 1992 году?» повисает в воздухе. И я даже не имею в виду факт неурегулированности приднестровского конфликта. Речь конкретно об игнорировании государством чаяний вчерашних солдат.

Я не верю, что в молдавском государстве за 20 лет не нашлось денег на то, чтобы построить несколько многоэтажных домов и поселить там комбатантов. У власти просто нет желания. Действительно, зачем такие «жертвы», ведь война уже закончена, Приднестровье так и осталось вне контроля Молдовы, вспоминать об этом «неудобно», но можно для галочки выйти 2 марта к памятнику Штефану чел Маре и сказать пару дежурных фраз о «героизме людей, сражавшихся за территориальную целостность Республики Молдова». Только людям от этого легче не становится…
XS
SM
MD
LG