Linkuri accesibilitate

Бумеранг возвращается


Эрнест Варданян, политолог, журналист
Эрнест Варданян, политолог, журналист

Прошедшая неделя принесла сколь неожиданную, столь и ожидаемую новость из Тирасполя. Комитет госбезопасности, пришедший на смену МГБ, возбудил уголовное дело в отношении бывшего бессменного руководителя МГБ Владимира Антюфеева по ч. 2 Ст. 281 Уголовного кодекса непризнанного Приднестровья "Злоупотребление должностными полномочиями".

Как сообщила пресс-служба КГБ, «установлено, что в период с декабря 2011 года по январь 2012 года по приказу гражданина Антюфеева В.Ю. группой сотрудников госбезопасности, преданных лично ему, которые впоследствии уволились, были уничтожены служебные секретные и совершенно секретные документы МГБ ПМР. Этими документами руководствовались в своей повседневной деятельности оперативные подразделения госбезопасности». В ведомстве подчеркнули, что вследствие этих действий внешней и внутренней безопасности Приднестровья был нанесен ущерб. Более того, в КГБ располагают информацией о финансовых злоупотреблениях Антюфеева, проявившихся в систематическом нарушении Закона ПМР «О валютном регулировании и валютном контроле».

Начну с последнего. Очевидно, речь идет о том, что в течение нескольких лет высокопоставленные сотрудники МГБ получали зарплату от спецслужб Российской Федерации в долларах США, вопреки официально действующему в Приднестровье запрету на операции с иностранной валютой в органах власти. Видимо, если нельзя, но очень хочется, то можно, даже когда речь идет о "вражеской" валюте идеологически чуждых Левобережью Соединенных Штатов Америки. Однако данные сведения были опубликованы в приднестровском Интернет-пространстве лишь однажды, осенью 2011 года, от имени одного из отставных офицеров МГБ и с тех пор, хотя и наделали немало шума, не были ни подтверждены, ни опровергнуты в Тирасполе.

Гораздо интереснее статья 281 УК непризнанной республики. Уничтожение документов, которое инкриминируется Антюфееву, может оказаться элементарным заметанием следов - а их у режима Смирнова за 20 лет было оставлено ой как много! Подтверждением этой версии может служить еще одно знаковое и не менее ожидаемое событие начала июня - вновь дал о себе знать официальный представитель приднестровского лидера в Москве, генерал Михаил Бергман, который в первой половине 90х годов был комендантом Тираспольского гарнизона и считается едва ли не самым заклятым врагом Смирнова и Антюфеева. Так вот, господин Бергман ни много ни мало написал обращение руководителю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой проверить причастность указанных лиц к совершению тяжких преступлений. Имеется в виду хищение и продажа оружия со складов 14-й российской армии в начале 90х годов, финансовые махинации, а также устранение лиц, которые пытались этим незаконным действиям помешать. Бергман также просит СКР продолжить расследование дела в отношении младшего сына Игоря Смирнова - Олега, который проходит фигурантом по уголовному делу о хищении российской гуманитарной помощи. В конце письма генерал просит возбудить уголовное дело против Игоря Смирнова и Владимира Антюфеева, а также "их подельников", цитирует Бергмана газета "Коммерсант".

Пожалуй, тут можно было бы отделаться словами "этого следовало ожидать" и закончить комментарий. Но напрашивается нечто большее, чем констатация давно ожидаемого факта. Прежний приднестровский режим всегда характеризовался невоздержанностью в финансовых и не только "делишках" (мягко сказано) и жестком пресечении любых попыток выражения недовольства и тем более критики. Однако последние годы существования смирновского единовластия уместно было бы назвать "они не чувствуют земли под ногами". Тираспольский режим будто бы уверовал в свое бессмертие, безупречность, безнаказанность. В Левобережье не было большим секретом, на каких приднестровских заводах производится оружие, в какие западные банки вывозятся "честно заработанные" миллионы вражеских долларов, в каких офшорах зарегистрированы почти все крупнейшие предприятия (для особо любопытных перечислю их: Кипр, Гибралтар, Ирландия, Лихтенштейн, Виргинские острова и др.). Не было это секретом ни для России, ни для Украины, ни для Молдовы. Но расхищение российской финансовой помощи, видимо, стало уж слишком дерзким вызовом для Москвы, коль скоро эта уголовная дубина продолжает опускаться на головы смирновского клана даже после выборов 2011 года, когда Кремль четко и ясно дал понять, что Игоря Смирнова больше не желают видеть на посту левобережного лидера. После его поражения многие предположили, что Москва не станет педалировать уголовное дело против Олега Смирнова - дескать, цель достигнута, "дед" ушел. Оказалось, дело продолжает жить, а экс-президентский сын по-прежнему в розыске. Причем задержать его не составит россиянам никакого труда - по моим сведениям, его местонахождение известно, но ему дали возможность явиться самому, чтобы сохранить хоть какое-то достоинство.

Но вернемся к делу Антюфеева. Я не возьму на себя смелость предсказать его арест, но не стану исключать этого. Во-первых, я не верю в простые совпадения: обращение Бергмана и заявление пресс-службы КГБ последовали с разницей в один день. Во-вторых, российские следственные органы, если изволили хоть немного копнуть в уголовном деле Олега Смирнова, убедились бы в том, что бывший всесильный чекист играл далеко не последнюю роль в "деликатных" миссиях приднестровского режима.

Ясно одно: бывших тираспольских "небожителей" подвело чутье. Они, видимо, думали, что российская "крыша" над их головами будет вечной, а секрет Полишинеля в виде указанных Бергманом деяний никогда не материализуется в тома уголовного дела. Бумеранг, запущенный режимом 20 лет назад, уже летит обратно.
XS
SM
MD
LG