Linkuri accesibilitate

И вновь продолжается бой


Эрнест Варданян, политолог, журналист
Эрнест Варданян, политолог, журналист
В минувшее воскресенье, 13 мая, в Кишиневе вновь, как и 25 марта, схлестнулись представители сил, которых принято называть сторонниками и противниками молдавской государственности. По центру прошел «Марш объединения» с участием нескольких тысяч человек, выступающих за объединение Республики Молдова с Румынией. Если мартовская акция была приурочена к 94-й годовщине принятия решения об объединении тогдашней Молдавской Демократической Республики с Королевством Румыния, то майское шествие посвящалось 200-летию подписания Бухарестского мирного договора, который завершил очередную русско-турецкую войну, приведя к разделению Княжества Молдова на восточную (Бессарабию) и западную (зависимую от Порты) части.

Как известно, в румынской исторической науке принято считать дату 16 мая 1812 года траурной, поскольку Бессарабия на 200 лет, с перерывами в 1918-1940 и 1941-1944 годах, попала в зону влияния России/СССР или была частью ее территории.

Однако я решил написать этот материал не ради исторических дискуссий, а лишь для анализа современного состояния «бессарабского вопроса». Как и 25 марта, 13 мая возникла ситуация, когда «унионисты» и «статалисты» оказались лицом к лицу, полные взаимного недоверия, а то и просто ненависти. Снова, как и полтора месяца назад, сторонников объединения с Румынией было в разы больше, чем их противников. И это более чем симптоматично. Мартовское противостояние едва не вылилось в крупное столкновение и было не без труда предотвращено полицией. То, что страсти не утихомирятся, а только будут накаляться, уже тогда было совершенно очевидно.

Тогда же я предсказал, что раскол в рядах сторонников молдавской государственности (по крайней мере, публично они позиционируют себя именно так) обернется полной деморализацией антиунионистских сил. И если в марте отсутствие, например, Партии коммунистов (в смысле их массовости, не считая отдельных представителей, пришедших по зову сердца) можно было списать на недоразумение и «техническую недоработку» и назвать случайностью, то еще более глубокие разногласия в среде «статалистов» в мае – это уже тенденция.

В частности, у меня вызвало недоумение заявление, опубликованное в блоге активиста ПКРМ Павла Григорчука и на сайте «Гренада», являющемся одним из Интернет-ресурсов Партии коммунистов. В тексте под названием «Почему я не вышел 13 мая на акцию против унири?» в достаточно жесткой форме выдвигались обвинения против лидера партии «Патриоты Молдовы» Михаила Гарбуза в том, что он, желая показать себя чуть ли не единственным организатором антиунионистской акции, спровоцировал раскол в рядах «государственников». Дескать, Гарбуз еще в марте обещал не приводить своих сторонников с партийной символикой, дабы подчеркнуть общегражданский характер акции, однако обманул всех и явился с флагами, а затем повторил то же самое в мае.

Я нахожу такую аргументацию достаточно весомой. И всё же… Червь сомнения подсказывает мне, что амбиции Гарбуза не могли – а главное, не должны были – играть настолько существенную роль, чтобы отвратить Партию коммунистов от важной акции. Пусть это прозвучит патетически, но если коммунисты считают спасение молдавской государственности своим самым принципиальным делом, они привели бы на площадь в 10 раз больше людей, чем Гарбуз, и попросту задавили его «Патриотов Молдовы» своими флагами и футболками. Что мешало коммунистам? Надувать губки и обиженно тыкать пальцем в Гарбуза – инфантилизм. Что важнее левым партиям – растолкать друг друга локтями и прорваться к вожделенному микрофону или объединить усилия и противостоять прорумынским силам, которых сами же левые считают главной угрозой молдавской государственности! Логика полностью отсутствует. Я уже писал в марте и повторю в мае: если завтра Молдова объединится с Румынией, унионистам будет совершенно безразличны мелкие кухонные склоки между «статалистами», и они «дружно» окажутся рядом на нарах.
Впрочем, самим унионистам сейчас есть на кого сердиться.

Организаторы «Марша объединения» страшно разозлились на руководство главного румынского телеканала TVR1, который, оказывается, проигнорировал воскресное мероприятие в Кишиневе. Речь даже зашла о требованиях отправить телевизионное начальство в отставку. Вот такой пассаж! Хотя я сейчас вспоминаю беседу с одним видным представителем унионистского движения, который пожаловался на неискренность официального Бухареста в деле объединения двух стран. «На словах (румынские) политики говорят о двух румынских государствах, но на деле мало чем помогают», - сказал мой собеседник.

Признаться, с одной стороны, я был крайне удивлен этим, поскольку считал «унирю» важным пунктом повестки дня внешней политики Бухареста – если не афишируемым, то, как минимум, широко поощряемым. Но, с другой стороны, ведь румынское руководство не выступало с открытыми призывами к объединению – хитрая формулировка «объединимся в рамках ЕС» потому и является хитрой, что такое объединение охватило уже 27 государств. Может, во дворце Котрочень считают «унирю» несвоевременной и предпочитают подождать еще немного? Так или иначе, сегодня битва за Молдову продолжается. Однако в отличие от 1812 года, водораздел проходит не по реке Прут, а по центральной площади Кишинева.
XS
SM
MD
LG