Linkuri accesibilitate

Тирасполь становится равной стороной на переговорах, но без юридического статуса


Главные переговорщики Кишинева и Тирасполя, Еуджен Карпов и Нина Штански
Главные переговорщики Кишинева и Тирасполя, Еуджен Карпов и Нина Штански

Важный компромисс достигнут на переговорах в Вене, - считает вице-премьер по реинтеграции Еуджен Карпов.


В Вене завершилась встреча в формате 5+2, в ходе которой согласована повестка и процедура ведения переговоров. Валентина Урсу беседует с вице-премьером по реинтеграции Еудженом Карповым.

Свободная Европа: Чем отличается этот раунд переговоров от предыдущего –дублинского?

Еуджен Карпов: „Прежде всего, тем, что удалось принять несколько важных решений для успешного продвижения переговорного процесса в формате 5+2. До недавних пор в повестке 5+2 было лишь два пункта: один касался документа о принципах и процедурах ведения переговоров, другой – повестки этого процесса. Сегодня и один, и другой документ согласованы и одобрены. Последние штрихи касались нескольких важных принципов к документу номер один, касались так называемого равенства сторон в переговорном процессе”.

Свободная Европа: И действительно Москва и Тирасполь настаивали на этом статусе, статусе равноправной стороны для Приднестровья на переговорах? И не только они…

Еуджен Карпов: „Настаивали и другие участники формата 5+2, но очевидно, что в каждом решении должен присутствовать компромисс, основанный на здравом смысле. Разумеется, и речи не могло быть о том, чтобы принять какие-то предложения, которые могут задеть правовой статус Республики Молдова как государства или претендовать на какие-то другие признаки равенства. Но хочу сказать, что удалось достичь компромисса, и даже резонного, со стороны всех участников этого формата. Мы пришли к формуле, которая ясно говорит, что переговоры в формате 5+2 ведутся на основе равенства и взаимного уважения между всеми участниками формата 5+2”.

Свободная Европа: Значит ли это, что все 7 участников имеют одинаковые права за столом переговоров?

Еуджен Карпов: „Точно так. Эта формула однозначно предусматривает, что речь идет не о юридическом статусе участников в формате, а об их правах в переговорном процессе. Закреплено положение о том, что переговоры ведутся на основе равенства. С уточнением, что каждый имеет право выходить с любыми инициативами, выдвигать любое предложение или поднимать на обсуждение любой вопрос, который вписывается в тематику приднестровского урегулирования. Затем уточняется, что этот принцип не может служить прецедентом для оценки юридического статуса участников и не может причинить урон конечному результату этих переговоров. Иными словами, сделаны все необходимые пояснения: что это принцип, который касается всех участников процесса, и что он направлен на активизацию диалога в этом формате. Было еще несколько элементов, но их обсуждение прошло значительно проще и, в конечном итоге, документ был одобрен. Мы практически решили все вопросы, связанные с приднестровским урегулированием, сгруппировать, если можно так выразиться, в три корзины: социально-экономические вопросы, гуманитарные и права человека, а также вопросы безопасности и политического урегулирования конфликта. Это главные направления для наших дискуссий впредь, до выработки статуса приднестровского региона”.

Свободная Европа: Господин Карпов, правительство должно высказать четкое видение урегулирования этого конфликта. Такое видение имеется?

Еуджен Карпов: „Есть два аспекта, которые могут служить ответом на этот вопрос. С одной стороны, есть законодательство Республики Молдова, есть Конституция, которая четко и ясно указывает направление, в котором надо двигаться в урегулировании приднестровского конфликта. С другой стороны, есть переговорный процесс 5+2 с философией, которая сейчас основывается на идее продвижения шаг за шагом. Речь идет о принятии мер, направленных, в первую очередь, на сближение населения правого и левого берегов Днестра. Во-вторых, на укрепление доверия и на решение определенных социально-экономических проблем. И все эти моменты, вместе взятые, должны создать значительно более позитивную атмосферу для решения вопросов по существу, касающихся политического урегулирования приднестровского конфликта. Мы следуем пока этой логике. Потому что если мы, или Тирасполь, или кто-то другой из посредников или наблюдателей придет с проектом, который будет касаться всего процесса урегулирования, наверняка найдется много препятствий для того, чтобы такой проект принять и затем претворять в жизнь. Следовательно, сейчас идет процесс сближения двух берегов с тем, чтобы шаг за шагом мы двигались к урегулированию”.

Свободная Европа: Господин вице-премьер, назовите четыре-пять принципов, которые должны стать основой для устойчивого решения приднестровского кризиса….

Еуджен Карпов: „В первую очередь, речь идет об уровне доверия, который, по сути, существовал между берегами Днестра до появления конфликта. Второе: нужно идти по пути повышения привлекательности правого берега в глазах жителей левого берега. И здесь я имею в виду реформы, которые необходимо провести и результатом которых должно стать повышение уровня жизни населения, повышение стандартов жизни. Затем необходимо обеспечить функциональную систему качественного управления на правом берегу, которая стала бы достойной моделью для подражания для левобережья. Разумеется, политические элементы урегулирования входят в этот же механизм принципов, которые следует имплементировать параллельно с реформами, о которых я говорил”.

Свободная Европа: Пытается или нет Россия укрепить позиции в этой зоне?

Еуджен Карпов: „Российская Федерация находится в процессе реконфигурации своих административных структур после президентских выборов, состоявшихся в марте. После инаугурации нового президента, г-на Путина, будет сформировано правительство, после чего станет ясно, какие у этого правительства приоритеты”.

Свободная Европа: Хотя г-н Путин предельно ясно сказал, что будет уделять особое внимание пространству СНГ, в том числе Республике Молдова...

Еуджен Карпов: „Могу лишь подтвердить, что Россия всегда проявляет особый интерес к территориям, которые ранее были частью Советского Союза”.

Свободная Европа: Активно обсуждается возможная федерализация – есть основания верить этим слухам?

Еуджен Карпов: „Хочу вас еще раз заверить: федерализация не является частью переговорного процесса 5+2. Этот концепт не поднимался ни разу в ходе наших дискуссий. Следовательно, никак не могу подтвердить эти слухи”.

Свободная Европа: Будущий статус обсуждался? Или пока преждевременно?

Еуджен Карпов: „Статус – тема для обсуждения на наших дальнейших встречах”.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG