Linkuri accesibilitate

Третий ушел


Эрнест Варданян, политолог, журналист
Эрнест Варданян, политолог, журналист

Шпионская трилогия в Приднестровье благополучно завершилась

28 марта президент непризнанного Приднестровья Евгений Шевчук подписал указ о помиловании Михаила Ротаря – жителя Левобережья, гражданина России, осужденного в 2011 году Верховным судом региона к 18 годам лишения свободы за покушение на государственную измену.

61-летний Ротарь – третий «изменник», после Ильи Казака и меня, прошедший круги дантова ада приднестровских СИЗО и колоний. В то же время его дело имеет особенности. Михаил Ротарь долгое время был кадровым сотрудником приднестровского МГБ, причем не последнего эшелона, однако у него произошли конфликты с теперь уже бывшим министром Владимиром Антюфеевым. По моей информации, основанием для ареста Ротаря стала якобы передача некоего телефонного справочника с контактными данными сотрудников МГБ спецслужбам Молдовы в 2004 году. И сразу возникает недоумение: коль так, почему Ротарь был арестован только в 2010 году?

Это недоумение усиливается, когда сопоставляешь даты: Михаил Андреевич был задержан 23 марта, спустя всего 3 дня после Ильи Казака, которому, по его словам, приднестровские чекисты подбросили секретные документы. А 7 апреля 2010 года задержали меня. Что это – простое совпадение? Никогда не поверю. Кто «помог» МГБ арестовать трех человек менее чем за 3 недели? А если МГБ не знало о передаче злополучного телефонного справочника, кто сообщил об этом Тирасполю спустя 6 лет? Уж не те ли, кто получили этот самый справочник?

Дело Ротаря отличалось от нашего с Ильей еще и какой-то особой жестокостью. Жена Ротаря говорила, что в ходе обыска после ареста мужа из их квартиры разве что старый телефонный аппарат не вынесли! Приговор был «на грани» - 18 лет с конфискацией имущества. А ведь его обвиняли всего лишь в покушении на госизмену! Впрочем, законности в этом деле было очень мало.

Во-первых, по моим сведениям, Ротарь был не просто в конфликте с Антюфеевым, но еще и мешал отдельным влиятельным лицам из ближайшего окружения экс-министра (один из таких людей считается главным «комбинатором» всех хитроумных акций МГБ и непосредственно организовывал наш арест). Во-вторых, даже сам нынешний лидер Приднестровья Евгений Шевчук на странице своих сторонников в «Фэйсбуке» написал, что «доказательства для такого срока сомнительны, да и состояние здоровья, увы!» Про здоровье Ротаря стоило бы написать подробно, но по этическим соображениям я воздержусь. Могу только сказать, что у него ряд очень тяжелых недугов, на фоне которых его приговор мог стать смертным.

Однако всё это сейчас в прошлом. Михаил Ротарь помилован, и, я надеюсь, он восстановит здоровье. Я несказанно рад этому событию, ибо лично говорил с ним один раз в подвале Верховного суда Приднестровья и сделал для себя вывод, что он мирный нормальный человек, который искренне не мог понять, чего от него хотят.

Я также благодарю Евгения Шевчука за этот широкий жест гуманизма. Молодой приднестровский президент начинает свой первый 5-летний срок с позитива. И все-таки есть червоточинка, которая не позволяет мне быть столь добродушно настроенным. Ведь 30 марта состоится уже третья за 2 месяца встреча Шевчука с Владом Филатом. Думаю, многие обратили внимание на то, что освобождение Ротаря произошло аккурат перед этой встречей.

Соответственно, Тирасполь сделал шаг навстречу Кишиневу – хотя, строго говоря, не очень-то и должен был, ведь Ротарь – гражданин России! Так или иначе, помилование третьего «шпиона» значительно улучшит атмосферу переговоров, и теперь логично ожидать от Молдовы ответных шагов – пойдет ли речь об уступках со стороны Филата на пятничной встрече? Об этом мы вряд ли узнаем сразу и вряд ли из открытых источников.

Впрочем, я могу подсказать переговаривающимся сторонам еще одну тему для разговора. Речь идет о сотруднике молдавской полиции Александре Урсу, который был осужден в 2010 году бендерским судом на 15 лет лишения свободы по цинично сфабрикованному делу о «мошенничестве». Сотрудник МВД Молдовы вот уже третий год томится в приднестровской тюрьме, а молдавское государство почему-то не проявляет особого рвения. Между тем, молодой парень даже не видел своего ребенка, который родился уже после ареста Урсу! Я очень надеюсь на то, что Филат поднимет этот вопрос на переговорах с Шевчуком. Справедливость должна восторжествовать!
XS
SM
MD
LG