Linkuri accesibilitate

Возвращение полковника


Эрнест Варданян, политолог, журналист
Эрнест Варданян, политолог, журналист

Главный враг Смирнова станет помощником Евгения Шевчука


6 марта прочитал интересную новость из Тирасполя: лидер непризнанного Приднестровья Евгений Шевчук назначил своим помощником и одновременно спецпредставителем в Москве Михаила Бергмана – фигуру противоречивую, но при этом очень яркую и знаковую для Приднестровья 90х годов.

Кто такой Михаил Бергман? Тогда полковник, теперь генерал-майор, комендант Тираспольского гарнизона в первой половине 90х, ближайший соратник ныне покойного генерала Александра Лебедя, командующего 14-й российской армией. Лебедь и Бергман – эти фамилии в те годы упоминались практически вместе и так же часто, как фамилия Игоря Смирнова. По иронии судьбы, тогдашний приднестровский лидер заодно с шефом госбезопасности Антюфеевым стали злейшими врагами Лебедя и Бергмана, и причиной тому послужили крупные махинации с валютой и оружием, которые начала организовывать приднестровская верхушка уже в 1993 году, едва закончилась война на Днестре.

Я не буду детально останавливаться на этом этапе истории конфликта – подробности при желании может рассказать сам Михаил Бергман. Я обращу внимание читателей на чисто политическую сторону вопроса. Итак, возвращение Бергмана, жившего в России все годы после отъезда из Приднестровья в середине 90х, можно считать состоявшимся. С каким «багажом» он едет и чего от него ждет Евгений Шевчук?

Как пишет по этому поводу тираспольское агентство «Лента ПМР», от Бергмана ждут как минимум координации действий со следственными органами Российской Федерации в расследовании финансовых махинаций последних лет с участием семьи Игоря Смирнова. Уж в этом деле Бергману есть что рассказать и в Тирасполе, и в Москве! Однако я ожидаю чего-то другого…

Бергман был военным комендантом и правой рукой генерала Лебедя, а потому знает всю подноготную приднестровского конфликта. Строго говоря, тогдашний полковник и сегодняшний генерал-майор уже неоднократно, в интервью и воспоминаниях, рассказывал о кровавых событиях начала 90х. Но «соль» в том, что его высказывания радикально отличаются от того, чем приднестровская пропаганда «кормила» население Левобережья все эти 20 лет.

Например, он откровенно пишет о том, что боевые действия в марте 1992 года в Дубоссарах были спровоцированы приднестровской стороной. «1 марта спецслужбами Приднестровья был убит начальник милиции города Дубоссары майор И. Сипченко. Выехав по ложному вызову, он попал в засаду, и машину его расстреляли из нескольких стволов. Понятно, что это была кровавая провокация спецслужб Приднестровья…», - рассказывает Бергман в своей книге «Вождь в чужой стае». Там же говорится о других провокациях, устроенных ведомством Антюфеева весной 1992 года и вызвавших ответную реакцию молдавской стороны, что в конечном итоге и привело к широкомасштабным боевым действиям.

Я не думаю, что Шевчук ждет от Бергмана именно этих разоблачений, но возвращение экс-коменданта в Тирасполь – ночной кошмар для Смирнова и Антюфеева. Вместе с тем, это может стать неприятным сюрпризом и для руководства Республики Молдова, ведь Михаил Бергман может напомнить и им о событиях тех лет. Уверен, что и отдельным лицам в Кишиневе есть что скрывать от населения.

В развязывании и эскалации приднестровского конфликта немалая доля ответственности лежит именно на Молдове. В частности, есть один эпизод, мимо которого я не могу пройти. Вспомним 1 сентября 1991 года, когда спецслужбы Республики Молдова задержали Смирнова на территории Украины и вывезли его в Кишинев. Каким «чудом» он вышел потом на свободу?

Приднестровская пропаганда знает ответ на этот вопрос: мол, женщины перекрыли железную дорогу, и «Молдова дрогнула». Звучит вроде убедительно. Но истина в другом: Смирнов был освобожден по звонку из Москвы. А кто именно распорядился освободить его? Если верить Илье Илашку и Оазу Нантою, это исходило от тогдашнего зампредседателя парламента Иона Хадыркэ, который сегодня возглавляет фракцию Либеральной партии в парламенте, гордится тем, что голосовал за независимость Молдовы, и уверенно ведет страну по пути европейской интеграции.

Возможно, этот путь Молдова прошла бы успешнее и быстрее, не будь приднестровского конфликта. «Зачем господин Хадыркэ отпустил Смирнова?» - спрашиваю я себя и не нахожу ответа. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, но я все-таки предположу: если бы Смирнова тогда не отпустили или освободили бы на условиях «в 24 часа покинуть страну», не было бы братоубийственной войны и Республика Молдова не была сегодня разделена кровавой раной на Днестре. Печально сознавать, что бойня была развязана не только силами приднестровских провокаторов из спецслужб, но и малодушными молдавскими политиками. Но надо сознавать и то, что от прошлого нельзя уйти – рано или поздно всем придется держать ответ перед Историей.

Может, с приездом Бергмана туман лжи и домыслов над Днестром начнет рассеиваться?..
XS
SM
MD
LG