Linkuri accesibilitate

Кишинев и Тирасполь обещают что диалог станет постоянным


Игорь Смирнов и Влад Филат
Игорь Смирнов и Влад Филат
Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. Главные темы выпуска:

Молдавский премьер Влад Филат и приднестровский лидер Игорь Смирнов обещают, что диалог между Кишиневом и Тирасполем станет постоянным. Глава российской дипломатии Сергей Лавров подтвердил в Кишиневе, что Игорь Смирнов должен уступить место более молодому лидеру. И что думают жители по ту и другую сторону Днестра о перспективах урегулирования приднестровской проблемы?

Начнем, как обычно, нашу передачу с обзора новостей за минувшую неделю, который представит моя коллега Юлия Михайлова.

----------------------------------------------------
Официальные переговоры в формате "5+2" по приднестровскому урегулированию будут носить постоянный характер. Об этом договорились премьер-министр Республики Молдова Влад Филат и приднестровский лидер Игорь Смирнов на встрече 21 ноября в офисе ОБСЕ в Бендерах. Влад Филат и Игорь Смирнов подписали совместное заявление, в котором подтвердили готовность сторон возобновить переговоры и перечислили приоритетные для обсуждения темы, в том числе возобновление железнодорожного сообщения на приднестровском участке и недопущение односторонних действий в зоне безопасности. Переговоры в формате "5+2", приостановленные в 2006 году, будут возобновлены в Вильнюсе 30 ноября-1 декабря под патронатом литовского председательства ОБСЕ.

Встречу Филата и Смирнова и подписанное ими совместное заявление приветствовал действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис, который расценил их как важные шаги на пути к урегулированию. Посольство Соединенных Штатов Америки в Кишиневе также приветствовало бендерскую встречу, отметив, что она была своевременной, демонстрирующей обязательство обеих сторон работать во имя долгосрочного решения приднестровской проблемы в переговорном формате 5+2.

На второй день после встречи в Бендерах с визитом в Кишиневе побывал министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. Он приветствовал возобновление переговоров по приднестровскому урегулированию и сказал, что Москва выступает за особый статус Приднестровья на принципах суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. В Кишиневе Сергей Лавров подтвердил позицию Москвы, согласно которой России хотелось бы видеть в Тирасполе нового лидера, более молодого и более гибкого в переговорах по решению приднестровского вопроса, который пришел бы на смену Игоря Смирнова по результатам выборов 11 декабря. Вместе с тем, в ходе визита Сергея Лаврова в Кишинев был продлен на 10 лет Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова. Напомню, Соглашение предусматривает, среди прочего, что Российская Федерация является гарантом урегулирования приднестровского конфликта.

Тирасполь подверг критике заявления о суверенитете и территориальной целостности Республики Молдова, сделанные в Кишиневе российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Тирасполь считает, что Россия как страна-гарант не вправе поддерживать позицию ни одной из сторон конфликта.
--------------------------------------------------------

Свободная Европа: Два знаковых события произошло на прошлой неделе: встреча в Бендерах премьер-министра Республики Молдова Влада Филата с приднестровским лидером Игорем Смирновым и визит в Кишинев министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова. О значении этих событий сегодня мы беседуем с гостем передачи, журналистом из Тирасполя Максимом Кузовлевым. Для начала, г-н Кузовлев, скажите, по вашему мнению, встреча Филата и Смирнова может создать предпосылки для потепления отношений между Кишиневом и Тирасполем?

Максим Кузовлев
Максим Кузовлев
Максим Кузовлев: Ну, вообще, любая встреча может создать предпосылки, эта в том числе. Что касается того, что будет после этой встречи, там подписано какое-то соглашение, и это даже не соглашение, это, по большому счету, декларация о намерениях, так ее назовем; и в принципе декларируются те же моменты, та же программа, которая была и раньше. Еще на так называемых «футбольных встречах» они обсуждали такие вопросы, как таможенное сопровождение в Приднестровье, более свободное движение железнодорожного транспорта, телефонная связь, но воз и ныне там. Изменится ли в связи с тем, что они встретились не на футбольном стадионе, а в Миссии ОБСЕ, ситуация, станут ли эти вопросы действительно прорабатываться и каким-то образом решаться, не только декларироваться - может быть. Но пока я, честно говоря, не увидел, скажем так, большого желания обеих сторон это делать. Кстати, об этом говорила и г-жа Черненко, это министр экономики Приднестровья, как раз перед встречей лидера Приднестровья и молдавского премьер-министра. Она говорила о несовместимости, она говорила о разных финансовых системах, о разных бухгалтерских системах, и ни слова не сказала об единых моментах.

Свободная Европа: Тот факт, что Москва открыто заявляет, что не поддерживает больше Игоря Смирнова – не сужает ли это поле для маневров и не подталкивает ли Смирнова каким-то образом навстречу Кишинева?

Максим Кузовлев: Я просмотрел этот вопрос с другой стороны. После визита Лаврова, о котором много говорилось в СМИ, все, кто хотел, могли услышать различные оценки, 24 ноября министр иностранных дел Приднестровья Ястребчак встретился с послом по особым поручениям российского МИДа
г-ном Губаревым; и они как раз обсуждали там вопросы касательно вильнюсской встречи, которая да, действительно, произойдет 30 ноября и будет длиться до 1 декабря, и это действительно возобновление после более чем пяти лет в формате 5+2. Но мне там показалось интересным – в официальном сообщении МИД Приднестровья - формулировка: была достигнута договоренность о продолжении взаимной координации по этому вопросу. То есть, с одной стороны, г-н Лавров достаточно дипломатично, но в то же время твердо высказался касательно Приднестровья, скажем так, не очень приятно для приднестровской республики, но проходит некоторое время, совсем немного, и для взаимной координации по вопросу переговоров приднестровский глава внешнеполитического ведомства летит в Москву. То есть, мне кажется, что встреча Ястребчака с Губаревым – это, скажем так, из серии реальных действий на дипломатическом поле. А заявление Лаврова – это заявление, которое Лавров должен был сказать. Он не может сказать, что мы поддерживаем Приднестровскую Молдавскую республику, он никогда этого не скажет. Официальная позиция Российской Федерации с момента создания Республики Молдова – это позиция страны, которая признает территориальную целостность Республики Молдова. Ну, а что делается в реалии, как бы все видят и понимают.

Свободная Европа: Открытая поддержка со стороны России не Игоря Смирнова, а другого кандидата – Анатолия Каминского может как-то сказаться на результатах президентских выборов, которые состоятся в Приднестровье 11 декабря?

Максим Кузовлев: Касательно поддержки Москвы, скажем так, ее кандидата не все так однозначно. И я бы не стал говорить, что Москва вот так жестко поставила на Каминского – и все. По всему Приднестровью есть билборды, где Каминский и рядом находится Путин, правда, они не жмут друг другу руки, смотрят, что называется, в разные стороны, стоит значок «Поддержим Россию», но, в то же время, было заявление пресс-секретаря российского премьера о том, что Путин никогда не встречался с г-ном Каминским, и у них не было, как минимум, совместной фотографии – это точно, что это по большому счету является профанацией и бутафорией. То есть, казалось бы, вроде есть поддержка со стороны Москвы, но в то же время есть заявления – не опровергнутые, кстати, ни людьми, которые поддерживают Каминского, ни самим Каминским – о том, что, что называется, общения между российским премьером и председателем Верховного совета Приднестровья не было.

Кроме того, такой достаточно резкий в своих высказываниях человек, как председатель комитета по международным делам, депутат Госдумы Константин Косачев совсем недавно заявил очень четко, что да, мы, конечно, выразили свою позицию по отношению к Приднестровью, но – дословная цитата – как государство Российская Федерация в соответствующие выборы никоим образом не вмешивается. Имеется в виду выборы в Южной Осетии и в Приднестровье. Но в Южной Осетии глава российского государства Дмитрий Медведев встречается с тем человеком, которого в Южной Осетии поддерживает Российская Федерация, г-ном Бибиловым, но в Приднестровье такой ситуации не происходит. Вроде бы, если они поддерживают Каминского, то Дмитрий Анатольевич Медведев мог бы встретиться с Каминским. Но он почему-то не нашел возможности, либо был занят чем-то другим. То же самое не проделал г-н Путин. Поэтому все очень неоднозначно, и говорить, что там так жестко Москва сказала «нет» и все, я бы не стал.

У меня такое ощущение, что все кандидаты, которые есть на выборах в Приднестровье, все в той или иной степени каким-то образом поддерживаются Российской Федерацией. То есть, допустим, ладно, Каминский - возьмем в кавычках – «протеже» Кремля; Смирнов вроде бы не протеже Кремля, но в то же время он активно поздравляет руководителя российского государства с Днем народного единства, а вот на уже упомянутой встрече г-на Ястребчака с г-ном Губаревым Ястребчак передает послание Игоря Николаевича Смирнова Владимиру Владимировичу Путину и Дмитрию Анатольевичу Медведеву. То есть, очень неоднозначно. В то же время, г-н Шевчук, который тоже себя позиционирует как очень пророссийский – да нет там непророссийских кандидатов – тоже пользуется определенной поддержкой в Москве. Москва очень большая и как бы у нее денег много. И эти деньги можно распределить между всеми кандидатами. Другое дело, в какой части и в каких размерах.

Свободная Европа: мнение гостя нашей сегодняшней передачи, журналиста из Тирасполя Максима Кузовлева.

Мы попытались выяснить у жителей приднестровского региона может ли, по их мнению, встреча премьера Республики Молдова Влада Филата с главой тираспольской администрации Игорем Смирновым разморозить отношения между Кишиневом и Тирасполем и какие проблемы следовало бы решать на таких встречах в первую очередь?

- Я считаю, что никакого толка не будет, потому что столько лет уже переговаривались-переговаривались, да не переговорились. И я считаю, что это только для видимости и для населения, типа мы работаем перед выборами. И все. Я считаю, что они должны решить вопрос, во-первых, о таможне, о том, чтобы жители Молдовы могли переходить нормально, без каких-то цепляний, так сказать. Потому что многие на это жалуются. Да и какие-то отношения более нормальные урегулировать, чтобы было как-то по-братски все. Как с Россией, например, а не так – вроде на одной земле живем, а относимся друг к другу... сепаратистами называем друг друга и так далее.

– Если на этих встречах будет решена задача, которая поставлена сейчас перед нами – то есть если будет договоренность либо о формировании какого-либо союза, либо все-таки о признании Приднестровья, либо о присоединении Приднестровья к чему-то, куда-то – то эти встречи будут эффективными, значит, они нужны.

– В первую очередь это статус государственности, то есть признанность общественности, поскольку это интересует в большей степени и студентов – наши дипломы, да? Чтобы в других государствах не возникал вопрос с легализацией и нострификацией дипломов.

– Была встреча, когда, я помню летом на футболе встречались, возобновили же сообщение железнодорожное… Может быть, и сейчас что-то появится новое. Кто знает… Нам нужен постоянный президент, чтобы они уже там собрались и решили. А Гимпу, Филат и все остальные – это все пока так… И.о.

– Я думаю, они должны обсуждать, как бы примирить все-таки наши государства, и все-таки федеративную основу оставить, она уже у всех в ушах, у всех на языке, и наше свободное существование, ну, дружеское, должно наконец продолжиться – это безусловно.

– За это долгое время, сколько уже идут эти переговоры, уже должны были действительно что-то решить. Как бы странно, почему за 21 год ничего не было решено и у нас до сих пор республика и не признана, и мы ни к чему не присоединены – ни к Молдове, ни к России, ни… Сейчас, понятное дело, скоро уже выборы, каждый будет тянуть одеяло на себя, у кого что хорошо получилось, кто с кем договорился, кто поехал туда, кто договорился о чем-то… Народу от этого легче не станет, потому что, во-первых, они же не знали, о чем там на самом деле был разговор.


Свободная Европа: Мнения случайных людей, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя Бендер.

После встречи Филата со Смирновым наш корреспондент Валентина Урсу попыталась узнать, что думают о перспективах урегулирования приднестровского конфликта и жители пригорода Бендер – села Варница, находящегося под юрисдикцией молдавских властей.

Свободная Европа: Считаете ли вы, что разрешение приднестровского кризиса является приоритетом для официального Кишинева?

- Этот вопрос надо решить. Мне бы хотелось, чтобы Молдова была единой, чтобы мы не были разделены на правую сторону, на левую…

Свободная Европа: Кто хочет разделения Молдовы?

- Президент Приднестровья. И Россия

Свободная Европа: Сейчас, если Игорь Смирнов лишается поддержки Кремля, есть ли у него шансы остаться в главе региона?

- Думаю, нет.

Свободная Европа: Да, но граждане его выбирают…

- Большинство на приднестровской стороне, русских там больше, чем молдаван. За газ не платят так как мы, молдаване, по две-три тысячи леев в месяц. Пенсии там выше. Там жизнь лучше, чем у нас, молдаван.

- Коммунальные услуги несравненно дешевле, чем в Кишиневе, а пенсии выше. У меня там родственники, так они говорят: не хочу я в этой вашей Молдове, у вас все очень дорого, а нас наша жизнь устраивает. Приднестровцы не хотят с Молдовой, там больше привилегий. Простым людям без разницы, что там, Восток или Запад. Были бы рабочие места, чтоб можно было жить дома, чтобы молодежь не уезжала. Чтобы цены были пониже. Неважно, куда мы идем – в сторону Европы, в сторону России или Украины. Главное, чтобы люди жили нормально, чтобы не бежали из страны куда глаза глядят

Свободная Европа: Вы как считаете, урегулирование приднестровской проблемы – это важно?

- Приднестровье давно потеряно, оно никогда уже не будет частью Молдовы.

Свободная Европа: И тогда зачем прилагать столько усилий для объединения Молдовы?

- Это всего лишь пустые слова, что нынешняя администрация, что прежняя… Ширма, за которой прячутся, на самом деле они ничего не делают для решения этого вопроса.

Свободная Европа: Как вы полагаете, если Москва перестает поддерживать Игоря Смирнова, его шансы остаться во главе региона уменьшаются?

- Да, думаю, что да. Его вынудят отказаться от этой должности.

Свободная Европа: Но пока он не отказывается …

- Не отказывается. Это тоже политическая игра. Смирнов уже начал навязывать свое мнение, иными словами, немного разбогател, набрался сил и надеется еще продержаться, хоть немного….

Свободная Европа: Считаете, что Игорь Смирнов богат?

- Не просто богат – очень богат. И вся его семья.

Свободная Европа: Какие шансы, что приднестровский вопрос будет решен?

- Дело не столько в Приднестровье, там Россия. Там вся сила исходит от России. России решать или нет.

Свободная Европа: У Игоря Смирнова есть шансы остаться во главе Приднестровья?

- Нет, не думаю, что у него есть шансы, потому что если Россия сказала «надо менять», значит, надо менять.

Свободная Европа: Является ли решение приднестровской проблемы приоритетом для молдавского руководства?

- Не думаю. Если вы имеете в виду сегодня, то это, скорее, популизм. Да, это приоритет для нашей страны, но не для сегодняшнего руководства.

Свободная Европа: А что принесло бы объединение?

- Хотя бы и для народа – жить станет лучше. Родственники смогут встречаться, не будет проблем с передвижением. Каждый раз, когда едешь туда навестить родственника или друга, приходиться платить различные пошлины. Да и для страны … Ведь все промышленные объекты там были построены, почему же сегодня только тираспольские лидеры должны собирать сливки, ведь промышленный потенциал левобережья строил весь народ Республики Молдова. И пользоваться должны все, абсолютно весь народ.

Свободная Европа: Считаете ли вы, что дальнейшее пребывание Смирнова у власти что-то решит?

- Не думаю. Даже Каминский, который является в некотором роде фаворитом Кремля, вряд ли что-то решит. Ключ, что ни говори, в Москве. От лидера ничего не зависит. Вот если Москва придет к какому-то решению, значит, вопрос будет урегулирован.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG