Linkuri accesibilitate

Уильям Хилл: Без доверия нельзя говорить о статусе


“Нельзя считать, что только сменой, единственно сменой руководителя происходит решение. Потому что есть много людей, много интересов и эти интересы должны быть обеспечены, чтобы население поддерживало урегулирование. Если население против, это будет очень трудно, независимо от того, кто станет лидером на левом берегу.”


Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. Сегодня в выпуске:

Бывший глава миссии ОБСЕ в Кишиневе, профессор Уильям Хилл полагает, что для урегулирования приднестровского конфликта необходимо больше доверия между двумя берегами Днестра:

Уильям Хилл: “Нельзя считать, что только сменой, единственно сменой руководителя происходит решение. Потому что есть много людей, много интересов и эти интересы должны быть обеспечены, чтобы население поддерживало урегулирование. Если население против, это будет очень трудно, независимо от того, кто станет лидером на левом берегу”, - говорит посол Уильям Хилл, гость нашей сегодняшней передачи.


Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:15:01 0:00
Link direct



Начнем, как обычно, нашу передачу с обзора новостей за минувшую неделю, который представит моя коллега Юлия Михайлова:

------------------------------------------

Премьер Республики Молдова Влад Филат и глава приднестровского региона Игорь Смирнов встретились 21 ноября в Бендерах в представительстве Миссии ОБСЕ. По данным пресс-службы правительства, стороны обсудили возобновление официальных переговоров по урегулированию приднестровского конфликта в формате "5+2"и укрепление доверия между двумя берегами Днестра. Специальный представитель Литвы – страны, которая председательствует в ОБСЕ – предложил провести первое заседание в формате 5+2 в Вильнюсе 30 ноября – 1декабря с.г. В вторник, 22 ноября, с визитом в Кишиневе побывал министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. Глава российской дипломатии встретился со своим коллегой Юрием Лянкэ, премьером Владом Филатом и исполняющим обязанности президента Республики Молдова Марианом Лупу.

Тирасполь будет вести переговоры с Кишиневом исключительно на равных. Об этом говорится в проекте закона, принятом Верховным советом Приднестровья в первом чтении. Проект внесен главой администрации Игорем Смирновым и определяет цели и принципы переговорного процесса с Кишиневом. Документ принят в первом чтении накануне возобновления официальных переговоров по приднестровской проблематике, прерванных около шести лет назад. Пресс-релиз приднестровского законодательного органа цитирует заместителя министра иностранных дел Приднестровья Александра Малярчука, который, резюмируя законопроект, заявил, что его основные цели – «это законодательное закрепление организационных, политических, правовых и иных основ ведения переговорного процесса с Республикой Молдова в целях окончательного урегулирования приднестровского конфликта, нормализации отношений, основанных на принципах добрососедства, в интересах народов двух стран, в защиту суверенитета и независимости Приднестровской Молдавской Республики дипломатическими средствами». В процессе доработки документа ко второму чтению парламентарии должны закрепить полномочия нового тираспольского правительства, которое начнет функционировать после намеченных на 11 декабря выборов.


Тирасполь потребовал от Москвы объяснений по поводу задержания 15 ноября в аэропорту Шереметьево группы должностных лиц Приднестровья. Министерство иностранных дел региона направило ноту в адрес Посольства Российской Федерации в Республике Молдова, в которой выразил «крайнее недоумение» в связи с продолжающимся более шести часов задержанием группы должностных лиц, среди которых были секретарь Центральной избирательной комиссии Приднестровья Мария Мельник и заместитель министра иностранных дел Сергей Симоненко, а также в связи с изъятием у них персональных компьютеров и технических носителей информации. Тираспольская делегация направлялась в Москву для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой выборов в Госдуму, которые состоятся 4 декабря, и открытием избирательных участков в Приднестровье.

Комиссар Евросоюза по вопросам расширения и политике соседства Штефан Фюле заявил в беседе с министром иностранных дел Юрием Лянкэ, что Молдова в полной мере осваивает возможности Восточного партнерства и идет в верном направлении. Как передает Info-Prim Neo со ссылкой на сообщение пресс-службы Министерства иностранных дел и европейской интеграции, эти оценки даны в Брюсселе в ходе заседания группы Европейского действиея для Молдовы. Вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции Юрий Лянкэ выразил уверенность, что до конца 2012 года граждане Молдова смогут свободно въезжать в страны Европейского союза. В противном случае Лянкэ обещает подать в отставку, передает Info-Prim Neo. Глава внешнеполитического ведомства уточнил, что в Брюсселе, откуда он вернулся на днях, европейские чиновники выразили надежду, что политический кризис, связанный с неизбранием президента страны, будет преодолен как можно скорее. Info-Prim Neo цитирует руководителя Делегации Евросоюза в Молдове Дирка Шубеля, который заявил, что для нашей страны, которая уже сделала много шагов в сторону европейской интеграции, было бы позором прервать этот процесс из-за новых досрочных выборов. Парламент Молдовы аннулировал намеченные на 18 ноября выборы главы государства, так как не было ни одного зарегистрированного кандидата. Дата новых выборов будет установлена позже. Если президент вновь не будет избран, Молдову ждут досрочные парламентские выборы.

Министерство иностранных дел сообщает, что с 1 декабря посольства и консульства Молдовы перестанут принимать заявки на обычные паспорта, а с 1января будут выдаваться только биометрические паспорта. В стране паспорта старого образца не выдаются с начала этого года, а посольствам правительство продлило немного этот срок для того, чтобы они успели приобрести необходимую технику, стоимость которой оценена в 800 000 леев.

--------------------------------------------------

Свободная Европа: Кремль, по всем признакам, не поддерживает больше главу тираспольской администрации Игоря Смирнова и предпочитает видеть на его месте более молодого Анатолия Каминского, главу Верховного совета Приднестровья. Более того, сын Игоря Смирнова Олег Смирнов подозревается в хищении 160 миллионов рублей, выделенных два года назад Россией в качестве гуманитарной помощи непризнанной республике. Тирасполь все обвинения отвергает и утверждает, что Москва таким образом оказывает давление. О напряженных отношениях между Кремлем и Игорем Смирновым и перспективах урегулирования приднестровского конфликта сегодня беседуем с гостем нашей передачи, бывшим руководителем Миссии ОБСЕ в Республике Молдова. Посол Уильям Хилл, который сейчас является профессором в National War College в Вашингтоне, находился на прошлой неделе в Кишиневе и Тирасполе, где выступил лекцией об уроках приднестровского конфликта. Нашу беседу мы начали с вопроса о том, является ли этот конфликт между Москвой и смирновской администрацией реальным и почему он возник именно сейчас, в разгар предвыборной кампании?

Уильям Хилл
Уильям Хилл
Уильям Хилл: Могу сказать, я сейчас неофициальное лицо, потому что работаю профессором, но я читаю прессу и знаю более или менее, что происходит из Интернета, из молдавских и российских СМИ. Да, идет настоящая борьба, есть настоящие разногласия здесь, но я не знаю, зачем россияне, российское правительство делает то, что делает сейчас. Из личного опыта могу сказать, что это не первый раз. Помню, в 2001 году были соревнования. Примаков, который в то время курировал приднестровский вопрос, был немного недоволен Смирновым, и с его, Примакова, помощью – так, по крайней мере, казалось, на левом берегу Днестра была основана новая партия Единство Приднестровья, но пропала по какой-то не очень ясной причине. Поэтому это меня вовсе не удивляют.

Касательно обвинений сына Смирнова. Раньше не было столь мощной финансовой помощи со стороны России, были другие виды. Я просто не знаю, пока я знаю только обвинения. Но все исходит из того факта, что есть настоящая политическая борьба и на левом берегу и, я бы заметил, предвыборная борьба идет и в России. И кто кого использует – я просто не знаю. Но очевидно, что дело серьезное.

Что касается выражения „бессменный лидер Приднестровья” – мы все уходим когда-то. Помню, в его книге – второй книге, которую Смирнов мне дал несколько лет назад – он называл меня „вечный Хилл” из-за того, что я так долго работаю в Миссии. Но уже вечного Хилла нет в работе ОБСЕ, значит, когда-то не будет Игоря Николаевича во главе Приднестровья. Это случится в этом году, через пять лет, через… Бог знает.

Это просто замечание, это не политическое заявление, ведь все мы люди и все уходим на пенсию, домой и тому подобное. Я просто надеюсь лично – я был в Тирасполе вчера и встретился там со многими молодыми людьми из университета, хорошая в общем-то молодежь; я надеюсь, что и у них, и у молодежи на этом берегу будет хорошее будущее. И для этого необходимо решить эту политическую ситуацию положительно, мирно, с видом на будущее”.

Свободная Европа: Г-н Хилл, возможные изменения во власти в Приднестровье после намеченных на 11 декабря выборов – смогут ли они ускорить окончательное урегулирование приднестровской проблемы? Долгое время, особенно в годы прежней власти, Кишинев утверждал, что главным препятствием является приднестровский лидер Игорь Смирнов…

Уильям Хилл
Уильям Хилл
Уильям Хилл: „Нет, конечно же, нет. Очевидно, что Смирнов или любой другой руководитель может стать препятствием, иногда это так и было, также были и другие… Нельзя считать, что только сменой, единственно сменой руководителя происходит решение. Потому что есть много людей, много интересов и эти интересы должны быть обеспечены, чтобы население поддерживало урегулирование. Потому что если население против, это будет очень трудно, независимо от того, кто станет лидером на левом берегу”.

Свободная Европа: Что должно произойти, чтобы сдвинуть с места приднестровское урегулирование? Это зависит от Кишинева, от Тирасполя или, может, должны произойти и какие-то радикальные геополитические изменения в регионе?

Уильям Хилл: Ну, я не думаю, что внутри страны, и в Бессарабии, и в Приднестровье, есть ключ. Конечно, налицо и воздействие внешних сил, внешних держав – это и Россия, и Соединенные Штаты, и Евросоюз; эти силы могут помогать, но могут и препятствовать. Но они, по-моему, не решают. Это мое мнение. Главное, что в самой Молдове есть люди, которые не хотят урегулирования, и надо этот момент учитывать; и, конечно, они есть и на левом берегу, в Тирасполе. Но это не главное. По-моему главное – это отсутствие доверия. В свое время мы посетили каждую автономию в Европе, и по несколько раз даже. Конечно, где-то в Европе, где-то в мире есть какая-то автономия или федерация, которая годится, но без доверия это не сработает. Я могу сказать, что допустим – и этого вполне достаточно было бы – предоставить Приднестровью широкую автономию. Хорошо, ладно. Это значит настоящее, реальное разделение власти. Но если предлагаешь, нужно чтобы существующая автономия работала хорошо. Но посмотрите на Гагаузию. Пример Гагаузии – это положительный или отрицательный? Выводы можно сделать самые замечательные, но чтобы укреплять доверие необходимо обеспечить, чтобы другие подобные единицы сработали адекватно, хорошо даже. И я думаю, что реально это возможно делать, шаг за шагом. Конечно, будут иногда и недостатки, и разочарования, будет трудно – ну, конечно, если было бы легко, мы уже давно бы это сделали. Думаю, реально это можно делать, но предсказать, когда это будет – труднее: в будущем году – наверняка, нет; через два года – ну, было бы возможно. В 2001 году никто бы не предсказал, что через два года мы будем так близки к решению. Значит, если работать, при наличии доброй воли и разумно, без преувеличенных ожиданий касательно собственной позиции – можно что-то делать. Как будут поступать руководители – посмотрим…

Свободная Европа: Но высказывались мнения, г-н Хилл, о том, что меры доверия также могут не функционировать. Скептики говорят, что если Тирасполь получит от Кишинева все, чего ему хочется, в виде этих мер доверия и, в первую очередь, право на внешнюю экономическую деятельность, для него отпадет всякая надобность в политическом решении проблемы, в правовом статусе…

Уильям Хилл
Уильям Хилл
Уильям Хилл: Вот опять у меня вопрос к политикам: простое давление на Приднестровье в течение 18 лет – это сработало? Ну, конечно, в любом переговорном процессе везде в мире есть место для давления, если есть конкретная цель, и хорошо продуманная. Но нажимать просто потому, что их не любят – это другое дело. От этого получаешь, по моему мнению, больше ненависти, чем результатов. Да, конечно, можно сказать, что им не нужен статус, если они получают разрешение вести международные экономические отношения. Но есть другие причины. Им все-таки, чтобы стать полноценными торговыми партнерами любой страны в мире, им нужен статус. Они получат статус только признанием как части Молдовы. Это факт. Ни одна страна в мире, ни Российская Федерация, ни другие не признают Приднестровье. Поэтому путь к статусу и более успешной внешней торговле - это ясно. И я думаю, что если жизнь и ситуация на правом берегу улучшится, объединение с Молдовой станет более привлекательным для приднестровцев. А если жизнь станет лучше на правом берегу – какая беда в этом? Я думаю, необходимо проводить политику по двум направлениям: во-первых, продолжать реформы на правом берегу, потому что они, реформы, очень разумные, очень необходимые и хороши для населения. Одновременно, нужно постоянно вести переговоры с приднестровцами, и когда они увидят, что есть перспективы на правом берегу, становится лучше. Дело в том, что у населения – я не говорю о руководстве, а именно у населения есть такие же интересы и заботы, как и у населения на правом берегу. Их волнуют рабочие места, зарплата, образование детей, пенсия, здоровье; и если они увидят, что такие вещи обеспечиваются на правом берегу – хорошо. И я предполагаю, что и таким путем будет легче их убеждать, что есть будущее в объединенной стране. Возможно, я ошибаюсь, но вот такие мысли у меня …

Свободная Европа: Мнение гостя нашей сегодняшней передачи, посла Уильяма Хилла, который возглавлял Миссию ОБСЕ в Молдове с 1999-го по 2001 год и в период 2003-2006 годы.

*

Мы попытались узнать у жителей Тирасполя и Бендер, что думают они о недавнем предложении Смирнова провести референдум о присоединении Приднестровья к Украине?

– Войти в состав другой страны – это вызовет много проблем. На сегодняшний день это нереально.

– Конечно, почему нет? Надо поддержать. Попытка не пытка, надо пробовать разные варианты. Мало ли…

– Нет, я против этого. Потому что я считаю, что мы должны быть с Россией. У нас люди все русскоязычные, во-первых. Нам привыкнуть к украинскому языку будет тяжело, нужны будут законы … литературно выражаться по-украински мы не сможем, в принципе. Мы ориентируемся на Россию. А Украине ориентируется на Евросоюз, скажем так. И там своих беспорядков хватает, так что, я против этого.

– Ни в коем случае. Только к России. Иначе мы завязнем в такой кабале, что невозможно будет вернуть наше Приднестровье.

– По крайней мере, это было бы лучше, чем войти в состав Молдовы. Потому что если мы войдем в состав Молдовы, мы будем людьми второго сорта и навряд ли кто-то будет как-то о нас заботиться или опять начнется эта политика, что другой язык или еще что-то… Так что, мне кажется, было бы лучше в Украину, чем в Молдову.

– Я считаю, что не нужно проводить никакого референдума, потому что референдум был, мы с Россией.

– Я россиянин и мне хотелось бы, конечно, чтобы Приднестровье присоединилось к России.

– Я была бы рада, потому что, действительно, это наболевшая тема для всех приднестровцев и, в принципе, я являюсь гражданкой Украины, и для меня это было бы очень значимым событием в жизни Приднестровья.

Свободная Европа: Мнения случайных прохожих, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя Бендер.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG