Linkuri accesibilitate

Форма и суть реинтеграции


Влад Спыну: „Россия сохраняет тираспольский сепаратизм и стремится через этот анклав удержать Молдову в сфере своего влияния и контроля”.


Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. Главные темы выпуска:

Насколько идея федерализации Молдовы актуальна сегодня? Могли бы Соединенные Штаты Америки взять на себя более активную роль в урегулировании конфликта на Днестре? И при каких условиях возможно возобновление диалога между двумя сторонами? Ответы на эти вопросы мы попытаемся узнать у гостя нашей сегодняшней передачи, эксперта из Вашингтона Влада Спыну.

Начнем, как обычно, нашу передачу с обзора новостей за минувшую неделю, который представит моя коллега Юлия Михайлова.


Приднестровские диалоги
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:15:00 0:00
Link direct



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В Хельсинкской комиссии Конгресса США по правам человека прошли публичные слушания на тему приднестровского урегулирования. Среди присутствующих был и молдавский посол Игорь Мунтяну, который призвал Соединенные Штаты Америки уделять больше внимания разрешению приднестровской проблемы в отношениях с Россией. На конференции в Хельсинкской комиссии „Перспективы урегулирования затянувшегося конфликта в Молдове” посол Игорь Мунтяну сказал, что стратегия президента Барака Обамы о перезагрузке отношений с Россией улучшила обстановку и создала благоприятные рамки для того, чтобы Вашингтон более настойчиво потребовал от Москвы вывода армии из приднестровского региона. После завершения слушаний посол дал интервью Свободной Европе, в котором подчеркнул геополитический характер приднестровского вопроса. По мнению посла, приднестровская проблема является одним из элементов стратегических отношений между Россией и трансатлантическими союзниками, которому необходимо придать больше значения в контактах между сторонами и более широкое измерение в диалоге по вопросам безопасности. Молдавский посол в Вашингтоне сказал также, что Молдова рассчитывает на решительную поддержку со стороны Соединенных Штатов Америки в контексте возможного возобновления официальных переговоров в формате 5 +2 по Приднестровью.

Министерство иностранных дел России выразило надежду, что встреча в Москве 21 июня позволит достичь договоренности о возобновлении официальных переговоров между сторонами в формате “5+2”. В сообщении для печати министерство комментирует спекуляции на тему линии Москвы на переговорах и отмечает, что российская позиция исходит из признания суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова при уважении закрепленного в ее конституции принципа нейтралитета. В документе отмечается также, что Москва выступает за предоставление Приднестровью гарантированного особого статуса в составе Молдавского государства. На прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью российской прессе положительно высказался о провалившемся в 2003 году плане Козака, который предусматривал федерализацию Республики Молдова и предполагал сохранение российской армии на молдавской территории как гарантию федеративного решения.

Исполняющий обязанности президента Мариан Лупу сказал, что произошедший 10 июня инцидент в посольстве России в Кишиневе не заслуживает больше внимания, чем то, которое ему уже было уделено. Выступая на ProTV, Лупу уточнил, что гостю из Приднестровья Владимиру Ястребчаку было предоставлено слово только в неофициальной части приема. Лупу сказал также, что подобные инциденты происходят не впервые. После того, как российский посол представил Ястребчака как «шеф приднестровской дипломатии», молдавские, американские и европейские дипломаты в знак протеста покинули прием, организованный по случаю Дня России.

Министр иностранных дел Юрие Лянкэ представил в пятницу в Пресс-клубе внешнеполитические приоритеты. В первую очередь, это закрепление за Республикой Молдова репутации страны, которая стремится стать кандидатом на вступление в Евросоюз. Отношения со стратегическими партнерами, такими, как страны Вышеградской группы, Германия, Румыния или Соединенные Штаты Америки, составляют другой приоритет. И, разумеется, разрешение приднестровского конфликта в рамках формата 5+2. Он сказал также, что до тех пор, пока 70 процентов Молдова не хотят интеграции в НАТО, Республика Молдова сохранит свой статус нейтралитета.
Усилия Республики Молдова по осуществлению про-европейских реформ положительно оценены на центрально-европейском саммите, состоявшемся в столице Словакии Братиславе, на котором в качестве гостя присутствовал и премьер Влад Филат. Как отмечается в пресс-релизе молдавского правительства, на саммите стран Вышеградской группы польский премьер Дональд Туск сказал, что среди государств "Восточного партнерства" Республика Молдова лидирует, она добилась наиболее значительного прогресса на пути европейской интеграции. Вышеградская группа – региональная структура по сотрудничеству, в которую входят Чехия, Польша, Словакия и Венгрия. 1 июля Польша примет от Венгрии по ротации председательство в Евросоюзе.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Александр Фрумусаки: Ожидания, связанные с возобновлением международных переговоров по приднестровскому урегулированию, недавний визит в Кишинев американского сенатора Джона Маккейна и инцидент в российском посольстве, где официально был представлен один из приднестровских лидеров, вновь придали особую актуальность замороженному конфликту в Молдове и возможностям его урегулирования. Среди многочисленных теорий, в основном спекулятивных, числится и реанимация российского плана восьмилетней давности, суть которого состоит в федерализации объединенной Молдовы. Насколько актуален план Козака наша коллега Валентина Урсу попыталась узнать у председателя Фонда «Молдова» в Соединенных Штатах Америки Влада Спыну.

Свободная Европа: Считаете ли вы, что федерализация Республики Молдова панацея для урегулирования приднестровского конфликта? Можно предположить в сложившейся ситуации, что Молдове, как ближайшему соседу ЕС, уготовано федеральное будущее?

Влад Спыну
Влад Спыну: ,,В сложившейся обстановке нельзя говорить о федерализации. До тех пор, пока не левом берегу Днестра существует тоталитарный режим, в котором нет ни одного элемента демократии, федерализация не отвечает интересам Республики Молдова”.

Свободная Европа: Был план Козака, предложенный Москвой и отвергнутый Кишиневом еще в 2003 году, при коммунистической власти. План предусматривал превращение Молдовы в федеральное государство с предоставлением Приднестровью широких полномочий и сохранением российских войск на левом берегу Днестра для надзора за исполнением соглашения. Насколько возможна реактуализация этого плана, учитывая, что сам глава российской дипломатии г-н Лавров утверждает, что решить приднестровский вопрос можно либо сейчас, либо никогда?

Влад Спыну: ,,Россия всегда придерживалась определенной линии в отношении приднестровского конфликта. Россия породила этот конфликт. Россия сохраняет тираспольский сепаратизм и стремится через этот анклав удержать Молдову в сфере своего влияния и контроля. Поэтому она всегда будет выступать за определенный тип «решений», которые позволят ей иметь в Кишиневе – в Парламенте и Правительстве – своих людей из Тирасполя, граждан Российской Федерации, которые получат право вето в вопросах внутренней политики, связанных с реформами, а также в вопросах внешней политики”.

Свободная Европа: Из сказанного вами можно сделать вывод, что федерализация Молдовы равнозначна признанию де-юре приднестровского сепаратизма?

Влад Спыну: ,,Как только пойдет разговор о федерализации по невыгодной для Республики Молдова схеме, касающейся ее интеграции в Евросоюз или кишиневской группировки, которая во главу угла ставит интересы России, Молдова не сможет интегрироваться в Европейский Союз и продолжать реформы, необходимые для достижения того уровня жизни, который позволит Евросоюзу открыть свои двери и сказать «да, Республика Молдова готова».

После меморандума Козака эксперты вышли с предложением, известным под названием 3Д – три здоровых принципа: декриминализация левого берега Днестра, демилитаризация, т.е. вывод армии, чтобы люди стали свободными, и демократизация, т.е. начало осуществления процессов, направленных на демократизацию региона. И только после этого приступить к обсуждению статуса.

Сейчас все идет с точностью до наоборот: обсуждается особый статус приднестровского региона в условиях, когда почва совершенно не подготовлена, когда часть Республики Молдова находится в оккупации. Это явный нонсенс, но с которым Кишинев мирится не один год. И, к сожалению, мирится и сегодня, после 2009 года, вместо того, чтобы выходить с другими принципами, одобренными, в том числе, оппозицией 2004-2005 гг. и тогдашним правительством. Не вижу, почему сейчас нужен другой подход к проблеме? Только лишь потому, что Россия выходит не напрямую с меморандумом Козака, а через Германию?”

Свободная Европа: Этот голос внутри Европейского Союза, голос Германии, которая якобы посоветовала Кишиневу отказаться от Закона об основных положениях особого правового статуса Приднестровья, единогласно принятого в 2005 году Парламентом Республики Молдова…

Влад Спыну: ,,Это будет самой большой ошибкой Кишинева, если он примет эти предложения. Ведь это не что иное, как предложения России, озвученные устами Германии”.

Свободная Европа: Хорошо, но в этом случае, почему Кишинев говорит с таким восторгом, что Германия убедит Россию найти жизнеспособное решение приднестровского конфликта?

Влад Спыну: ,,Руководство Республики Молдова упивается своей значимостью. Важно не кто выходит с предложением, важна суть этого предложения. А суть предложения стопроцентно в ущерб национальных интересов Республики Молдова”.

Свободная Европа: В конце концов, если Германия хочет помочь, она должна оказать давление на Российскую Федерацию, а не на Республику Молдова…

Влад Спыну: „Но, видите ли, то, что предлагается со стороны Германии, не что иное, как принципы меморандума Козака. Я думаю, что у Республики Молдова есть очень сильный козырь, который она не использует: население левобережья Днестра, состоящего из граждан Республики Молдова.

Но кроме этого формата - с 2006 года эти переговоры практически приостановлены – что было сделано? Что сделало Правительство Республики Молдова? Были предприняты какие-то попытки наладить диалог с молдавскими гражданами, живущими на левом берегу Днестра? Предложить им то, что обязано дать государство: защиту, социальные услуги, инфраструктурные? Ничего из этого сделано не было, и этот козырь так остается неиспользованным. И поскольку нет никаких движений со стороны Республики Молдова, выходит Москва с меморандумом Козака, выходит Киев с предложениями демократизации без декриминализации и вывода российской армии.

И вновь, но уже посредством Германии, возрождаются старые планы России, тогда как Кишинев ждет и реагирует, вместо того, чтобы действовать. Почему у Кишинева до настоящего момента нет стратегии решения приднестровского конфликта? Почему разработанная экспертами стратегия «трех Д», вернее, ее принципы, включенные и в упомянутом выше Законе 2005 года, единодушно принятом парламентом, сейчас многим стоят поперек горла, так как не допускают федерализацию?

В 2009 году к власти пришли силы, находившиеся в оппозиции в 2004-2005 гг., когда была предложена эта стратегия, но никто не выходит с новой инициативой, с новой стратегией. Никто не говорит: да, времена изменились, сейчас давайте попытаемся решить приднестровский конфликт на тех принципах. Но Кишинев вступил в эту игру двухсторонних и многосторонних переговоров, позабыв о своем козыре – возможности работать с населением левобережья Днестра. Ни у кого больше нет такого козыря, только у Республики Молдова он есть. Но не использует его”.

Свободная Европа: Руководство приветствует тот факт, что приднестровский вопрос стал темой переговоров между ЕС и Российской Федерацией. Соединенные Штаты Америки какую позицию занимают? Какую роль могут они играть сейчас?

Влад Спыну: ,,Соединенные Штаты Америки, к сожалению, снизили свою активность на этом сегменте – приднестровское урегулирование. Объяснение этому можно найти в инициативе администрации Обамы, направленной на перезагрузку отношений с Россией. Эта инициатива вместо того, чтобы включить такие проблемы, как приднестровский конфликт, ждущий своего разрешения, полностью сосредоточена на других интересах, которые больше волнуют американцев, в частности, на борьбу с терроризмом, афганском вопросе, на проблемах, связанных с ядерным оружием в Иране, где они видят, что нуждаются в России в качестве поддержки.

Большие надежды связывались с этой перезагрузкой отношений, но эта политика не приносит результатов. И, надеюсь, США будут более активными, особенно если учесть, что они начали замечать, что Европейский Союз, который стремился стать первой скрипкой в урегулировании приднестровского вопроса, не справляется с этой задачей. В том смысле, что, как видите, на первый план выходит Германия.

Почему Германия, а не Брюссель? Почему не Евросоюз, ведь именно Евросоюз входит в переговорный формат 5+2. Иными словами, предложения исходят не от Литвы, Румынии или Великобритании, а от Германии. Если обратимся к истории, наверняка заметим, что когда Берлин и Москва слишком близко сходились, для многих это оборачивалось страданиями. Так что я был бы крайне острожным и не стал бы бросаться очертя голову в эти красивые встречи, помпезные заявления, которые в конечном итоге противоречат национальным интересам”.

Свободная Европа: Верите ли вы, что московские консультации 21 июня могут привести к возобновлению переговоров в формате 5+2?

Влад Спыну: ,,Пока в Москве – или в любом другом месте, где встретится этот формат 5+2 – не будут обсуждаться действительно важные вещи, не форма, в которой Приднестровье должно стать частью Республики Молдова, путем федерализации или в результате наделения региона правом вето, а создание предпосылок для реинтеграции... Именно на этом должны сосредоточиться переговорщики. Почему в Москве – или на других заседаниях формата 5+2 – не могут обсуждаться, например, вопросы соблюдения прав человека, которые в Приднестровье нарушаются сплошь и рядом? Почему обсуждению подлежит только статус?

Почему не предложить к обсуждению вывод российской армии из Республики Молдова? Ведь если зациклиться на том, что обсуждению подлежит только статус приднестровского региона, то и этот формат, и сами переговоры становятся бессмысленными. Надо отказаться от них и найти другие формулы. Поэтому я и говорил, что нужна стратегия.

Но у Молдовы нет не только стратегии. У нее нет и средств на программы по реинтеграции. Почему у Молдовы нет бюджета на социальные программы на левом берегу Днестра? Чтобы иметь возможность заявить, что вот эти, к примеру, восемь сел контролирует Кишинев, и пусть приедут туда все желающие и убедятся в том, что именно в этих селах лучшие в регионе библиотеки, интернет, кинотеатры. Пусть все туда едут. Почему не сделать это? Потому что нет денег, говорят они. Но поднимался ли вопрос о создании национального фонда с привлечением и иностранных средств? Надо думать с точки зрения Республики Молдова, а не ждать манны небесной из Москвы, Берлина или Вашингтона. Они никогда не будут думать в первую очередь о Молдове, вытеснив на второй план свои собственные приоритеты. Кишинев не выполняет свое домашнее задание, не заботится о своих гражданах”.

Свободная Европа: мнение председателя Фонда «Молдова» в Вашингтоне Влада Спыну.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG