Linkuri accesibilitate

Приднестровье и русско-немецкая парадигма


Немецкий аналитик Аннели Уте Габани скептически оценивает возможный прогресс в приднестровском урегулировании.


Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. Начнем, как обычно, нашу передачу с обзора новостей за минувшую неделю, который представит моя коллега Юлия Михайлова.


Приднестровские диалоги



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 июня посол Республики Молдова в Москве Андрей Негуцэ был приглашен в Министерство иностранных дел Российской Федерации. Как отмечается в сообщении российского МИДа, в ходе беседы между заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным и молдавским послом обсуждался диалог на тему приднестровского урегулирования, состоявшийся между Россией и Германией, и подготовка к встрече в формате 5+2, которая пройдет в Москве 21 июня. Как сообщает сайт 24hMD, вынесенная на рассмотрение проблема связана с федерализацией Республики Молдова.

В интервью Радиостанции Свободная Европа вице-министр по реинтеграции Еуджен Карпов сказал, что официальный Кишинев не обсуждал и не намерен обсуждать федерализацию Республики Молдова. Кишинев надеется, что 21 июня в Москве после пятилетнего перерыва будут возобновлены переговоры в формате 5+2 по урегулированию приднестровского конфликта. Еуджен Карпов заявил, что переговоры следует возобновить на новой платформе, без оговорок: „Официальные переговоры предполагают обсуждение статуса приднестровского региона как составной части Республики Молдова. Этот принцип должен стать основой для возобновления переговоров. Иначе можно будет договариваться до бесконечности, обсуждать различные варианты, но конкретного результата так и не достичь”.

Премьер России Владимир Путин прибыл в четверг, 2 июня, с необъявленным визитом в Абхазию для участия в похоронах ее лидера Сергея Багапша. В ходе визита Путин встретился с исполняющим обязанности президента Абхазии Александром Анквабом и премьером Сергеем Шамбой. Путин заверил, что Абхазия может и впредь рассчитывать на поддержку своего ближайшего союзника – России. Багапш скончался в воскресенье, 30 мая, на 63-ем году жизни в одной из московских клиник. Официальный Тбилиси резко осудил визит Путина.

И также на прошлой неделе, тихоокеанское островное государство Вануату опровергла информацию о признании им независимости самопровозглашенной республики Абхазия. По словам представителя Вануату при ООН Доналда Калпокаса, никаких подобных шагов его страна не предпринимала. „Мы признаем суверенитет и территориальную целостность Грузии, имеем хорошие отношения с Грузией и думаем, что скоро установим дипломатические отношения с этой страной”, - заявил Дональд Калпокас. В среду, 1 июня, абхазский министр иностранных дел Максим Гвиния заявил, что Вануату признало независимость Абхазии. После военного конфликта с Грузией в августе 2008 года Россия признала суверенитет самопровозглашенных республик на территории Грузии - Абхазии и Южной Осетии. Затем дипломатические отношения с Абхазией установили Венесуэла, Никарагуа и островное государство Науру.

Молдавский министр экономики Валериу Лазэр во время визита в Бухарест сказал, что Республика Молдова хочет снизить на 15-30% свою зависимость от импортируемого из России природного газа и рассчитывает в этом смысле на Румынию и ЕС. Как сообщает сайт Hotnews.ro, Лазэр сказал также, что Молдова могла бы хранить свой стратегический запас газа в румынском хранилище – это проще, чем построить новое, собственное хранилище. Молдавский вице-премьер сказал также в Бухаресте, что летом будет завершена техническая подготовка проекта газопровода Унгень-Яссы, который готов профинансировать и Европейский Союз.

Белоруссия попросила кредит у Международного валютного фонда для того, чтобы справиться с самым серьезным финансовым кризисом в стране со времен распада Советского Союза. Премьер Михаил Мясникович заявил, что страна рассчитывает получить от МВФ кредит в размере 3,5 миллиардов – 8 миллиардов долларов. Минск надеялся получить в прошлом месяце кредит в сумме 3 миллиардов долларов от России, но Кремль тянет с ответом, давая понять, что договоренность возможна только в том случае, если белорусское правительство выставит на продажу крупнейшие государственные компании в энергетическом секторе, сфере коммуникаций и химической промышленности. На фоне кризиса, приведшего к резкому падению белорусского рубля, правительство приняло постановление о заморозке цен на отдельные продукты питания, в частности, на рыбу, сыры, чай и кофе, а также на некоторые фрукты и овощи.

Бывший генерал армии боснийских сербов Ратко Младич предстал перед Международным трибуналом по военным преступлениям и отказался признать обвинения в свой адрес, назвав их „одиозными”. Младич обвиняется в геноциде и преступлениях против человечности. Бывший лидер боснийских сербов сказал, что ему нужен минимум месяц на изучение материалов заведенного на него дела. Адвокат и семья Ратко Младича утверждают, что он очень болен и не сможет выдержать процесс, так как два года назад лечился от рака. Среди главных обвинений против экс-генерала – руководство убийством восьми тысяч боснийских мусульман в Сребренице в 1995 году. Следующее заседание суда намечено на 4 июля.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Итак, официальный Кишинев надеется, что 21 июня в Москве после пятилетнего перерыва будут возобновлены официальные переговоры в формате 5+2 по урегулированию приднестровского конфликта или, по крайней мере, удастся договориться о возобновлении официальных переговоров. Валентина Урсу спросила молдавского вице-премьера по реинтеграции Евгения Карпова, какие вопросы будут обсуждаться на московской встрече

Еуджен Карпов

Еуджен Карпов: „Будем обсуждать, потому что сейчас рассматриваются различные аспекты, связанные как с беспрепятственным передвижением между двумя берегами Днестра, так и с другими моментами, которые касаются различных барьеров, существующих в повседневной жизни молдавских граждан, независимо от того, на каком они проживают берегу – левом или правом. Аофициальные переговоры предполагают обсуждение статуса приднестровского региона как составной части Республики Молдова. Этот принцип должен стать основой для возобновления переговоров. Иначе можно будет договариваться до бесконечности, обсуждать различные варианты, но конкретного результата так и не достичь”.

Свободная Европа: Но эти слухи, широко обсуждаемые сегодня, о том, что Германия и Россия якобы пришли к согласию в вопросе о необходимости федерализации Республики Молдова… Это предполагает предоставление статуса в рамках унитарной единой Молдовы, но на базе федерации?

Еуджен Карпов: „Мы не обсуждали и не намерены обсуждать федерализацию Республики Молдова. Обсуждается нормализация отношений не между двумя субъектами, как пытаются это иногда представить – между Кишиневом и Тирасполем, а нормализация отношений в рамках Республики Молдова путем предоставления особого правового статуса приднестровскому региону. Считаю важным еще раз отметить, что Республика Молдова признана в рамках границ, существовавших по состоянию на 1 января 1990 года. И эти границы представляют ту реальность на международном уровне, которую мы все обязаны соблюдать”.

Свободная Европа: А проект статуса для восточных районов Молдовы – существует ли он?

Еуджен Карпов: „В письменном виде проекта статуса нет. Мы должны возобновить переговоры для того, чтобы начать обсуждение такого проекта. То, о чем рассказывают газеты, это, скорее, впечатления и оценки авторов, но они не всегда соответствуют действительности”.

Свободная Европа: Свободная Европа: До тех пор, пока между Кишиневом и Тирасполем существуют разногласия относительно конечной цели переговорного процесса, нет никаких шансов сдвинуть воз с места. Напротив, будет повторяться безнадежная картина 90-х годов.

Еуджен Карпов: „Вы абсолютно правы. Нужно знать с самого начала, какова конечная цель переговоров. Если идти разными дорогами и преследовать разные цели, очевидно, что реального прогресса в этих переговорах не будет. Мы пытаемся объяснить нашим партнерам, что с самого начала следует определить конечную цель переговоров. Следовательно, эта конечная цель должны привести к реинтеграции Республики Молдова, а приднестровский регион получит особый правовой статус – гарантированный, как того, возможно, желают отдельные участники формата 5+2.”

Свободная Европа: Уточните, кто именно?

Еуджен Карпов: „Имею в виду, в том числе, и Тирасполь. Мы готовы обсуждать и гарантии, которые будут предоставлены как со стороны Кишинева, так и со стороны международного сообщества с тем, чтобы оговоренный статус соблюдался всеми сторонами”.

Свободная Европа: Господин Карпов, но сейчас на самом деле усиливается международное давление на Кишинев и Тирасполь?

Еуджен Карпов: „Я бы не сказал «международное давление», это, скорее, более активное подключение наших партнеров к данному процессу. Желание урегулировать приднестровский конфликт растет. Затягивание конфликта не в интересах Республики Молдова и причинит ей только ущерб – и в плане внутреннего развития, развития экономики, привлечения инвестиций, и на пути европейской интеграции и т.д. Но в первую очередь страдают жители обоих берегов, которые не могут пользоваться реальной свободой и демократией в повседневной жизни. Нужно сосредоточиться и найти решение максимально быстро”.

Свободная Европа: вице-премьер по реинтеграции Республики Молдова Еуджен Карпов.

Далее, послушаем беседу с немецким экспертом, политическим аналитиком Аннeли Уте Гaбани о вероятности прогресса в приднестровском направлении.

Свободная Европа: В Москве, возможно, состоится очередной раунд переговоров в формате 5+2. Некоторые аналитики довольно оптимистично настроены после того, как премьер Влад Филат посетил Германию. Г-жа Меркель, канцлер Германии, обещала, что ее страна активно подключается к урегулированию этого конфликта. Есть шансы? Может ли произойти что-то особенное в обозримом будущем?

Аннели Уте Габани

Аннели Уте Габани: „Нет, потому что есть ли повод праздновать столь значительное достижение, как возобновление переговоров в формате 5+2, которые Россия практически заблокировала, а от ее имени и Украина до сих пор, т.е. с тех самых пор, как были допущены в качестве наблюдателей Евросоюз и Соединенные Штаты Америки? И возобновление этих переговоров, приостановленных, как я уже говорила, как раз Россией, мне представляется почти блефом. Состояние этих переговоров, позиции сторон настолько далеки друг от друга; очень многое будет зависеть от того, как Германия, Европейский Союз поймут, каковы интересы не только Республики Молдова, но и, я бы сказала, интересы Запады в этом вопросе. Только тогда можно будет решить вопрос. Россия же, как я вижу, не делает ни одного шага в сторону отказа от своей далекой, но стабильной цели - сохранение своего политического и, возможно, военного влияния на республику Молдова”.

Свободная Европа: Каковы на данный момент интересы Запада в этом регионе?

Аннели Уте Габани: „Запад начинает понимать, что эти затяжные конфликты представляют угрозу стабильности на границе ЕС и НАТО в этом регионе. Моментом, который открыл глаза многим западным политикам на этот факт, стала краткая война в Грузии и ее последствия. Но идея, согласно которой конфликт в Приднестровье решить легче всего, как правило, возникает каждый год, с очередным новым председательством в ОБСЕ. Мне это представляемся немного упрощенно, потому что Россия не откажется от своей конечной цели в регионе.

Что касается соблюдения Россией территориальной целостности Республики Молдова… Действительно, я думаю, что Россия не заинтересована в независимости Приднестровья. Ведь в этом случае они лишится возможности влиять на политику Республики Молдова. Следовательно, на самом деле в интересах России, чтобы Приднестровье оставалось в составе Республики Молдова. Но – как именно? Нет никаких признаков того, что Россия готова отказаться от идеи сохранить этот политический, военный рычаг, чтобы предотвратить сближение Республики Молдова в целом к евро-атлантическим структурам”.

Свободная Европа: Сейчас много разговоров идет по поводу возможной федерализации Республики Молдова, хотя вице-премьер по реинтеграции Карпов заявил, что нет пока никакого проекта статуса для восточных районов Республики Молдова... Значит, тем более, не может идти речь о федерализации. Считаете ли вы, что может существовать молчаливое согласие между Берлином и Москвой, связанное с решением приднестровской проблемы путем федерализации?

Аннели Уте Габани: „Известно, что Германия – приверженец федерализма как такового. И в беседах, которые ведутся в рамках объединенной Европы, по сравнению с более централизованной Францией и т.д. Это факт. Но федерализм сам по себе - не самоцель. Как, кстати, не является самоцелью и территориальная целостность. Вопрос в том, что это значит? Какие идеи содержит? И если бы федерализм был – здесь я, наверное, покажусь немного зловредной и ехидной, но если бы федерализм был главной и лучшей моделью, следовало бы спросить себя: а почему интеграция бывшей ГДР в Федеративную Республику не была осуществлена путем федерализации? То есть, два государства объединились. Бывшие ланды в составе новых восточных территорий – ГДР (а, по сути, бывшее коммунистическое государство ГДР) присоединились не только к территории Федеративной Республики, но и к Конституции, ценностям, законам, к политической системе. Вот в чем проблема.

Нельзя сказать: сделаем федерацию между Республикой Молдова и Приднестровьем, это подобие Козака, где, кстати, Республика Молдова не имела никакого значения . Важным было Приднестровье. Но мы не может осуществить такую федерацию, при которой Приднестровье остается авторитарной системой, олигархической. Это недопустимо. Предоставив этому образованию сверхавтономию и, по сути, права вето на политику Республики Молдова.

Тогда уж лучше временный развод или, по крайней мере, закрытие границы и четкая евроинтеграционная политика для Республики Молдова. И если Приднестровье, его граждане и лидеры захотят воспользоваться преимуществами, которые Республика Молдова может получить на этом ускоренном интеграционном пути, прекрасно, путь примут соответствующее решение и присоединятся вместе со своей системой к Республике Молдова. Но если приднестровцы получат эти преимущества или добрую часть из них в этот самый момент, без никаких уступок со своей стороны, не вижу причины, по которой они сделают шаг к сближению с Республикой Молдова”.

Александр Фрумусаки: мнение немецкого эксперта Аннели Уте Габани.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Здравоохранение – одно из немногих областей, в которых Тирасполь готов идти на определенное сотрудничество с Кишиневом и принимать помощь со стороны западных доноров. На прошлой неделе делегация Верховного совета побывала в Москве, вернее, в Госдуме, где, среди других, вопросов обсуждалась, и возможность распространения ряда национальных проектов России и на приднестровский регион, в частности тех, что касаются социальной защиты населения и здравоохранения. Чем могла бы помочь Россия жителям левобережья Днестра в области охраны здоровья? Предлагаем вашему вниманию мнения прохожих, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя и Бендер.


– В первую очередь нам нужно, конечно, повышение квалификации, так как сейчас развивается такими темпами медицина; во вторую очередь – оборудование, потому что у нас страдает больше диагностика.

– Россия все может сделать. Но у нее своих проблем очень много, сейчас принято решение о том, чтобы не принимать овощи с Евросоюза. Я думаю, даже в методическом плане она могла помочь, в том, чтобы какую-то лабораторию у нас хорошую оформить и все, насколько мы этого заслуживаем.

– Я думаю, медикаментами. Это во-первых. А во-вторых – инструменты, медицинские оборудования. Это в первую очередь, потому что здесь оборудование все износилось. А Россия – она и так помогает, и деньгами, и оборудованием. Пусть больше помогает.

– Наверное, совместной работой. Наших выпускников вузов могли бы брать для стажировки у себя, потом квалифицированных специалистов сюда бы прислали к нам.

– Многое, наверное. У нас вся почти аппаратура старая…

– Обучение новых кадров. Потому что у нас слабая база для современной медицины. А потом уже, может, препараты…

– Я думаю, поставка каких-либо препаратов, которые считаются редкими в нашем регионе, с которыми дефицит. А может быть, поставка оборудования зарубежного, которое тоже было бы полезно нам.

– Все разворуют. Я уверена в этом. Какие там примеры, если все аптеки принадлежат – кому? – министру нашему здравоохранения. Что еще можно говорить? Да это мнение всего нашего народа я высказываю.

– Всем, чем возможно. Мы не отказываемся и от чего. Больше внимания к пенсионникам и детям.

– На переподготовку врачей. На стажировку. В Кишиневе этим занимаются давно и внедряют все новшества регулярно и придерживаются уровня европейского. А здесь как было в советское время все – так и осталось.


Александр Фрумусаки: мнения случайных людей, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя и Бендер.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG