Linkuri accesibilitate

Помилование Варданяна: прикрытие беззакония жестом щедрости


Свобода прессы на левом берегу Днестра - ещё одна тема передачи.


Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. Главные темы выпуска:

Дело журналиста Эрнеста Варданяна, освобожденного из заключения в Тирасполе, и его резонанс и … глас народа о свободе слова на левом берегу Днестра.

Начнем, как обычно, нашу передачу с обзора новостей за минувшую неделю, который представит моя коллега Юлия Михайлова.
---------------------------------------------------------------------------------------

Международные организации по свободе печати приветствовали помилование и освобождение журналиста Эрнеста Варданяна, осужденного в Тирасполе. Комитет по защите журналистов с резиденцией в Нью-Йорке подтвердил абсурдность обвинения в шпионаже, на основание которых Варданян был приговорен в декабре 2010 года к 15 годам лишения свободы. «Приветствуем освобождение Эрнеста Варданяна. Но он не должен был ни одного дня провести за решеткой из-за своей работы. Надеемся, что это последний журналист, лишенный свободы в непризнанной приднестровской республики на основании ложных обвинений», заявила представитель комитета Нина Огнянова. И организация Репортеры без границ выступила с заявлением, в котором говорится, что «освобождение Варданяна успокоило нас, но этот жест мнимой щедрости приднестровских властей не должен отвлечь внимание от того факта, что его право на справедливый суд все это время было нарушено». В заявлении организации за свободу прессы говорится также, что это «помилование в кавычках» дано в обмен на «признание, вырванное силой, в манере, напоминающей советскую практику, место которой давно на свалке истории ”.

В заявлении для Свободной Европы журналист Эрнест Варданян сказал, что решение Тирасполя о помиловании стало для него полной неожиданностью. Он подчеркнул, что не знает, какие политические мотивы у его освобождения. Как передало агентство Ольвия-пресс, о помиловании сообщил сам приднестровский лидер Игорь Смирнов 5 мая по случаю Дня печати. По словам главы тираспольской администрации, решение о помиловании принято в связи с тем, что Варданян признал свою вину и сожалеет о совершенном, а также в результате многочисленных международных обращений. Одним из последних, сказал Смирнов, было обращение Патриарха всея Руси Кирилла и Католикоса всех армян Гарегина II.

Партии и политические лидеры Молдовы приветствовали помилование и освобождение журналиста Эрнеста Варданяна из тираспольской тюрьмы. Временно исполняющий обязанности президента, лидер Демократической партии Мариан Лупу заявил, что освобождение тираспольского журналиста произошло с помощью дипломатических рычагов. Его освобождение, - отмечается также в заявление Мариана Лупу, - несет в себе весь необходимый потенциал для предотвращения нежелательного накаления ситуации. Ранее в заявлении для Радио Свободная Европа премьер Влад Филат, который находился в Брюсселе, также приветствовал освобождение журналиста и подчеркнул, что это событие произошло, в том числе, благодаря поддержке и давлению со стороны международного сообщества.

Официальные переговоры в формате 5+2 не будут возобновлены на очередном раунде консультаций по приднестровской проблематике, который состоится в июне в Москве. Это заявление сделал приднестровский лидер Игорь Смирнов на встрече в Тирасполе с председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ Петросом Ефтимиу. В ходе встречи, состоявшийся в минувшую пятницу, представитель ОБСЕ выразил надежду на то, что официальные переговоры по Приднестровью будут все-таки возобновлены после 5-летнего перерыва. Вместе с тем, он предложил организовать в октябре в Стокгольме встречу парламентариев правого и левого берега Днестра с тем, чтобы и они могли внести свой вклад в политическое урегулирование конфликта. Пресс-служба Игоря Смирнова сообщает, что Петрос Ефтимиу поблагодарил его за помилование журналиста Эрнеста Варданяна.

Официальные представители Европейского Союза положительно оценили реформы в Молдове перед последним этапом переговоров по ассоциировании Молдовы к ЕС. 5 мая в Брюсселе, где с визитом находился премьер Влад Филат, европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле и представители Венгрии – страны, которая выполняет мандат председателя в Евросоюзе – сказали, что в этом месяце, возможно, будет согласован календарь переговоров по соглашению о свободном обмене между Молдовой и Евросоюзом. Это может стать последним шагом перед ассоциированием Молдовы к Союзу. Комиссар Фюле и другие европейские чиновники сказали, что реформы в Молдове проходят быстрыми темпами и успешно, и призвали Кишинев продолжить их.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Эрнест Варданян: В интервью Радио Свободная Европа журналист Эрнест Варданян признался, что новость о его освобождении стала для него полной неожиданностью.

Эрнест Варданян
"Я об этом узнал вообще два часа назад, понимаете? Без пятнадцати четыре. Сотрудники колонии, где я находился, неожиданно приехали и сказали: собирай вещи быстро, ты выходишь на свободу. И потом уже я узнал об указе Смирнова. Я, конечно, не ожидал такого быстрого развития событий, для меня это шок по-прежнему, я даже не могу поверить в то, что я уже дома. Что рядом семья, дети мои любимые. Нервы, конечно, все еще очень сильно расшатаны, еще не могу прийти в себя. Нужно какое-то время чтобы привыкнуть, о планах не думаю вообще, главное, поверить в то, что это правда, что дети мои рядом, успокоиться немного – а дальше будет видно".

Эрнест Варданян сказал также, что каждый вечер слушал нашу радиостанцию, и от души поблагодарил за поддержку:

„Большое вам спасибо за поддержку и внимание. Я почти каждый вечер слушал Свободную Европу и очень радовался тому, что вы меня поддерживаете – так сильно, так интенсивно и так искренне…”

Эрнест Варданян был арестован сотрудниками приднестровских спецслужб 7 апреля 2010 года и позже был приговорен тираспольским судом к 15 годам лишения свободы в колонии строго режима за шпионаж в пользу Республики Молдова. Через месяц после ареста журналист оговорил себя в телеобращении по официальному тираспольскому телевидению, но родные и адвокат журналиста опровергли его слова, заявив, что признание получено под давлением.

Лилиана Барбэрошие беседовала с журналистом Эрнестом Варданяном, которого спросила вначале, как прошли для него около 400 дней тюремного заключения.

Эрнест Варданян: „Прежде всего должен сказать, что я не подвергался никакому физическому воздействию, никаких физических действий против меня не было. Но в моральном и психологическом плане было очень тяжело. Меня оторвали от семьи. Я не видел детей, не имел возможности жить так, как жил прежде. С этой точки зрения мое состояние было очень, очень тяжелым. И отсутствие свободы для меня значит очень много, потому что понятие «свобода» для меня имеет огромное значение. Это свобода души, свобода привычной деятельности, семейная свобода. Всего этого я был лишен, поэтому я стал очень нервным. И поэтому заработал болезнь сердца аритмию. Хроническую аритмию, которая может перейти в кардиомиопатию и даже привести к инфаркту”

Свободная Европа: Значит, врачебная помощь вам все-таки оказывали?

Эрнест Варданян: „Да, да.”

Свободная Европа: Была ли возможность видиться с семьей?

Эрнест Варданян: „Перед судебным процессом свидания с родными бывали достаточно регулярно, два раза в месяц. Но после начала суда свиданий больше не было. И после приговора, во время пребывания в колонии у меня были три встречи с семьей – две продолжительные и одно часовое свидание с женой. И все.”

Свободная Европа: Все это время международные организации чаще всего говорили о том, что вам не обеспечена должная защита. У вас был адвокат? Как он вас защищал?

Эрнест Варданян: „Мой государственный адвокат был достаточно хорошим профессионалом, но проблема в том, что он не имел права говорить о моем деле с моими родными или с обществом. То есть, не имел права давать интервью. Он должен был понять, за что меня арестовали, и мой адвокат не имел права сказать буквально ни одного слова”

Свободная Европа: За этот период вас посетили представители каких-либо международных организаций? Ощущали ли вы их поддержку?

Эрнест Варданян: „Дважды я встречался с господином Филиппом Ремлером, один раз с Кальманом Мижеем. Честно сказать, я не ощущал такой решительной, постоянной поддержки. Даже показалось, что это были встречи, как говорится, для галочки”

Свободная Европа: Тем не менее, вы на свободе. Как вы считаете, чья это заслуга, прежде всего?

Эрнест Варданян: „Это заслуга, в первую очередь, Католикоса всех армян Гарегина II, Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и эпископа Тираспольского и Дубоссарского Савы. Именно они организовали этот очень и очень серьезный процесс – обращаться с письмами к господину Смирнову. И я думаю, что именно их письма сыграли большую роль. Это во-первых. Но я знаю, что в мою поддержку выступили и послы – Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии, представители многих общественных и международных организаций и т.д.”

Свободная Европа: Не знаю, могу ли я вас спросить, но попытаюсь… Что вы почувствовали в тот момент, когда пришлось оговорить себя и признаться, что вы шпион?

Эрнест Варданян: „Без комментариев, прошу вас.”

Свободная Европа: А дальше что вы собираетесь делать? Есть какие-то планы на будущее?

Эрнест Варданян: „Я еще не думал об этом. Нужно немного отдохнуть и все вместе подумаем, как быть дальше.”

Свободная Европа: Если бы вам предложили уехать?…

Эрнест Варданян: „Не знаю, не знаю. Никаких таких предложений мне никто не делал. Я ни с кем не говорил на эту тему и ничего конкретного сказать не могу. Пока живу в Тирасполе. Потом посмотрим, как быть.”

*
Тираспольский правозащитник Степан Поповский считает, что так называемое помилование Эрнеста Варданяна лишнее подтверждение тому, что обвинение и осуждение журналиста были незаконным.

Степан Поповский: "Сама власть осознает незаконность всего процесса. И теперь делает это в качестве великого гуманного жеста. Власть изначально понимала, что она творит неправильный процесс. И теперь, чтобы придать уже как-то обратную силу сотворенному, делается жест благотворительности, гуманности. Прикрывается, тем самым, беззаконие".

Ион Маноле, председатель PromoLex – кишиневской организации, которая предоставляет юридическую помощь семье Варданяна – заявил для Радио Свободная Европа, что жалоба, принятая к рассмотрению в ЕСПЧ, должна остаться в производстве.

Ион Маноле: „Не думаю, что он отзовет свой иск. Будь я на его месте, не стал бы этого делать. Тот факт, что он освобожден, еще не значит, что права его не были ущемлены и что ему не был нанесен ущерб”.

Но решать Эрнесту Варданяну, добавил Ион Маноле.

Среди тех, кто инициировал активную кампанию в поддержку журналиста в Европарламенте, и румынский европарламентарий Траян Унгуряну, который дал интервью нашей радиостанции.

Траян Унгуряну
Траян Унгуряну
: „Указы Смирнова никогда не появляются как гром среди ясного неба, без причины. И, думаю, самое главное – не считая факта освобождения Варданяна, безвинного человека – это подумать о мотивах, которые могли вынудить Смирнова пойти на этот „приступ” щедрости.

В жесте Смирнова нет ничего невинного, несмотря на то, что сам Смирнов попытался прикрыться Днем печати. Но эта ария не подходит такому человеку, как Смирнов. Более правдоподобны элементы, которые присутствуют в последнее время – точнее, с тех пор, как отношения Смирнова с российским протекторатом, с российскими структурами изменились. Температура упала, отношения стали более холодными.

Возможно, Россия сейчас заинтересована в новом лидере в Приднестровье. В более современном, более гибком, более активном, а не в безусловно обветшалой фигуре Смирнова. Этим продиктованы действия России.

И со стороны Молдовы дела для Смирнова выглядят не лучше, потому что Молдова становится все более европейской страной, страной, все более близкой к Европе и, естественно, все недоступнее для Смирнова. События, которые приближают Республику Молдова к Европейскому Союзу, следуют одно за другим, происходят периодически, подписание соглашение об ассоциировании неизбежно, Молдова недавно вступила в новую структуру, речь идет об Euronest, межпарламентской ассамблее, которая также приближает к Европейскому Союзу и куда входят пять государств на восточной границе Евросоюза, в том числе Республика Молдова.

Следовательно, для Смирнова мир, по всем признакам, суживается. И, что очень важно – особенно для Смирнова – проблема центра поддержки, политического содействия становится, я бы сказал, все более злободневной. Этим, по-моему, и объясняется в значительной степени жест Игоря Смирнова”.

*
Свобода прессы в мире находится на самом низком, за последнее десятилетие, уровне, и только один из шести человек живет сегодня в стране с независимой и свободной прессой. Таков вывод организации Freedom House. Исследование показывает, что за последний год менее свободными стали СМИ в таких странах, как Египет, Турция и Украина. В списке стран с самой несвободной прессой - Белоруссия, Туркменистан, Узбекистан, Иран, Мьянма, Куба, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Ливия и Северная Корея. В докладе отмечается, что в этих странах независимых СМИ нет или же они практически неспособны функционировать, а официальные СМИ превратились в рупор власти. Состояние прессы в Молдове, по данным Freedom House, за последний год улучшилось.

Насколько свободна пресса на левом берегу Днестра мы попытались узнать у рядовых жителей региона.

– Я думаю, наполовину. Смотря, в чем свобода слова. Человек не может выразить свои мысли в сторону политики, сказать что-то... Он боится. В основном в политике свободы слова нет, именно простому человеку. Люди говорят, но их потом, я думаю, пугают. Ну, в чем-то другом, я не знаю … есть, но не во всем это проявляется.

– Мы в общем-то можем высказывать свое мнение, и я не слышала, чтобы кого-то наказывали за то, что высказывает свое мнение. Читаешь разные газеты, у нас выпускаются газеты разных партий, которые высказывают свою точку зрения… И я считаю, что у нас в общем-то свободно можно выражать свои мысли, слово взгляды в газетах. Ну, относительно Приднестровья, мне, например, нравится газета Профсоюзные вести. Я с удовольствием читаю тоже и газету Днестровская правда, Приднестровье – а принципе, наши местные газеты. Из центральных газет мне нравится Комсомольская правда, АиФ. Ну и, конечно, обязательно смотрю программу Время, мы к этому приучены и без этого, в принципе, не обходимся.

– Во-первых, касаемо слова свобода. У каждого она своя, каждый воспринимает ее по-разному. По наличию разного рода СМИ у нас в республике, я думаю, что свобода слова присутствует. Другое дело, в какую сторону она ангажирована и кто стоит за всеми этими СМИ – это уже второй вопрос. Но сказать, что у нас некий тоталитарный режим, который запрещает, и выходит одна, допустим, газета Правда и все – такого нельзя сказать. Все-таки какая-то свобода есть. Маленькая, но есть.

– Я думаю, что не ограничивается. Но люди потеряли уже интерес к печати. Просто не хочется даже ни газет покупать, ни журналов. Почему? Потому что бывает какая-то сенсация, потом идет опровержение, никакого подтверждения. Ну, разочарование… Неинтересно.

– Печать, в общем, была, есть и будет функционировать по заказу. Я думаю, в любом государстве, независимо – демократическом, коммунистическом, в любом государстве пресса выполняет все-таки заказ власть предержащих. Я так думаю. Интернет, конечно, хотя, как Медведев или Путин сказал, кто чикает а кто цыкает, да? Ну, мы, говорит, чикать не будем, он имел в виду, что как раз, наверное, они это и будут делать. Ну, наверное, Интернет более или менее как-то. Остальное все проплачивается.

– Если честно, в нашем Приднестровье свобода слова частичная, как-то все равно контролируется каждое высказывание, печать тоже контролируется, и довольно-таки очень хорошо.

– Кажется, что все-таки есть ограничения, ну, чувствую, что молодежь как-то скованно себя ведет.


Александр Фрумусаки: мнения людей, случайно встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя и Бендер.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG