Linkuri accesibilitate

Лукашенко может быть арестован?


Президент Белоруссии Александр Лукашенко
Президент Белоруссии Александр Лукашенко
Европарламент подверг резкой критике грубые нарушения прав человека в Беларуси, применение пыток к оппозиционерам и установившуюся в стране "атмосферу страха". В Великобритании готовится судебное дело против Александра Лукашенко, которое может привести к выдаче ордера на его арест за нарушения прав человека.

В принятой 10 марта резолюции члены Европейского парламента призывают страны ЕС расширить ограничительных мер против работников прокуратуры, судей и представителей КГБ, которые принимали участие в нарушениях прав человека. Европарламентарии потребовали от Минска без промедления начать расследование сообщений о применении пыток к политзаключенным.

А в Великобритании готовится судебное дело против Александра Лукашенко, которое может привести к выдаче ордера на его арест за нарушения прав человека. Обвинения готовит адвокатская фирма H2O Law. Как утверждает адвокат Джейсон Маккью, у него есть достаточно доказательств, чтобы получить ордер на арест президента Белоруссии.

– Господин Маккью, вы побывали в Беларуси, где собирали доказательства нарушения прав человека. С кем вы там говорили и что вменяете в вину Александру Лукашенко?

– Я встретил там поддержку самых разных людей. Мне хотелось самому понять, что там происходит. Встречался как с представителями белорусских правозащитных организаций, так и с местными юристами и простыми людьми. Мне удалось собрать доказательства нарушения прав человека и других преступлений, совершенных режимом Лукашенко. Я получил свидетельства жестокого разгона мирной демонстрации протеста после выборов 19 декабря. Я получил также доказательства применения пыток и препятствий при предоставлении юридической помощи политическим заключенным. Семьи заключенных и правозащитники призвали международное сообщество предпринять меры против действий этого режима.

– Вы намерены действовать на основании существующего в Великобритании так называемого "принципа универсальной юрисдикции", позволяющего рассматривать в британских судах обвинения в преступлениях, совершенных в других странах, если там нет условий для привлечения виновных к ответственности. Обычно ли такое дело для британского судопроизводства?

– Этот принцип существует не только в британской правовой системе. Сейчас из тактических соображений мы не сообщаем, в какой суд намерены обратиться. Могу лишь подтвердить, что мы имеем в виду британский суд и использование принципа универсальной юрисдикции. Будут задействованы как частное обвинение, так и гражданский иск. Это во многом не имеющее международных аналогов дело, создающее юридический прецедент.
Британское правительство никогда не вмешивалось в прошлом в частные иски, связанные с правами человека, и одно из огромных достоинств британского судопроизводства состоит в том, что, в отличие от белорусских судов, наше правительство никогда не вмешивается в деятельность судов


– Какие меры вы предпринимаете для привлечения Лукашенко к ответственности?


– Этим делом занимается команда очень опытных юристов, специализирующихся на международном праве, причем не только из нашей фирмы, но и из других британских и иностранных фирм. Мы абсолютно уверены в успехе разработанной нами стратегии и в ее правовой основе. Одновременно нам помогает группа белорусских юристов, которая собирает улики. Юристы нашей фирмы уже побывали в нескольких странах, где получили показания прибывших из Белоруссии свидетелей обвинения.

– Согласно международному праву, главы государств обладают иммунитетом против уголовного преследования. Не станет ли это препятствием для привлечения Лукашенко к суду?

– Не думаю, что это станет препятствием, если будут доказаны обвинения в пытках, а у нас есть доказательства этого. Хочу в этой связи сослаться на другие, выигранные, нами дела – в частности, на два дела против террористических организаций и диктаторских режимов, в которых у нас были аналогичные препятствия. Однако нам удалось их обойти благодаря тому, что люди, от имени которых мы действовали, могли предоставить убедительные доказательства совершения преступлений. Основной принцип права – наличие судебной защиты, и дело юристов обеспечить эту защиту. И это то, что мы намерены предпринять.

– Известно, что британское правительство выступает против частных обвинений по политическим делам. Недавно премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что правительство намерено изменить законодательство с тем, чтобы исключить из юридической практики частные иски по таким делам. Станет ли это препятствием в деле против Лукашенко?

– Наше дело базируется на британском законе, который был принят нашим парламентом в далеком прошлом. Не сказал бы, что частное обвинение по политическим делам – заурядное событие в Британии, однако оно встречается не так уж редко. Британское правительство никогда не вмешивалось в прошлом в частные иски, связанные с правами человека, и одно из огромных достоинств британского судопроизводства состоит в том, что, в отличие от белорусских судов, наше правительство никогда не вмешивается в деятельность судов.

– Пресс-секретарь Лукашенко назвал ваше намерение привлечь Лукашенко к ответственности PR-акцией, эксплуатирующей популярность белорусского президента...


– На это могу только сказать, что Ирландская республиканская армия обвиняла нас в этом же, когда мы начали ее судебное преследование в Ирландии как террористической организации. Мы преследовали ее в суде и выиграли дело. Так что хорошо бы официальным белорусским лицам познакомиться с такими прецедентами прежде, чем отпускать шуточки в адрес людей, готовящих против них судебный процесс. Эти обвинения в PR-акции и спекуляциях на популярности Лукашенко у народа Беларуси смехотворны. Мне не встречались там люди, которые с эти согласны, и, как я заметил в одном газетном интервью, это дело основано не на популярности, а на дурной славе белорусского президента. И именно поэтому оно стало столь важной новостью в СМИ всего мира.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG