Linkuri accesibilitate

Харизматический президент


Траян Унгуряну
Траян Унгуряну

Президент Грузии Михаил Саакашвили выступил с речью в Европейском парламенте – и его внимательно выслушали. Это уже само по себе большое достижение. Европейских парламентариев каждую неделю посещают министры, премьер-министры и президенты, которых они выслушивают с формальным уважением и редко – с интересом.


Официальные лица, вхожие в высших европейских кругах, как правило, страдают двумя минусами: они или приходят из экзотических зон, с которыми Европа поддерживает отношения без особых проблем, или говорят на отполированном деревянном языке международных конференций.

Стандартный прием в таких случаях – это круглый стол, за которым восседают парламентарии, невозмутимо просматривающих газеты, аплодирующих в пустоту и не задающих никаких вопросов.

Саакашвили нечто совсем другое. Это магнит. Пяти минут его выступления оказалось достаточными для того, чтобы парламентарии отложили газеты в сторону и сосредоточились на ораторе. Саакашвили бегло говорит по-английски, с редким актерским талантом, который приковывает к себе внимание и не оставляет место ни для чего другого.

То, что отличает его речь от типичных выступлений официальных лиц, - это рискованность. Саакашвили не юлит и не заигрывает, он не боится называть вещи своими именами, оперирует точными и ясными формулировками.

Например, русская оккупация – это зло, к которому можно отнестись с юмором. Саакашвили рассказал перед парламентариями один из последних грузинских анекдотов, который вызвал среди присутствующих взрыв долго не смолкавшего смеха. После этого президент Грузии перешел к цифрам о беженцах, затем торжественно призвал отказаться от вооруженных способов в отношениях с Россией.

Зал слушал его предельно внимательно. Были моменты, когда, казалось, Саакашвили не справится с эмоциями и даст волю чувствам. Но каждый раз президент Грузии брал себя в руки, словно ощущая подбадривающее внимание и даже признательность присутствующих.

Саакашвили блестяще показал, что и как должен говорить президент небольшой страны, попавшей в беду, перед аудиторией, уставшей от разговоров.

Из Страсбурга Саакашвили отправился в Кишинев. Экс-президент Воронин заранее позаботился о том, чтобы отказаться от встречи с ним. Лидер молдавских коммунистов упустил возможность интересного диалогa, а также шанс приблизиться к европейскому способу мышления. Коммунизм Воронина еще на один шаг отдалился от открытого мира.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG