Linkuri accesibilitate

Кто защитит журналиста Варданяна?


Дело журналиста Эрнеста Варданяна, арестованного в Тирасполе полгода назад, передано в суд.

Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. Начнем, как обычно, нашу передачу с обзора новостей за минувшую неделю, который представит моя коллега Юлия Михайлова.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7 октября приднестровские следователи передали в суд дело журналиста Эрнеста Варданяна, арестованного в Тирасполе полгода назад по обвинению в шпионаже в пользу Кишинева. Жена журналиста Ирина Варданян заявила в интервью Свободной Европе, что это означает автоматическое продление ареста на период судебного разбирательства, которое может продлиться до 6 месяцев. Ирина Варданян сказала также, что ей не известно, как сформулированы обвинения против ее мужа, какое наказание требуют прокуроры, потому что дело по-прежнему засекречено. Эрнеста Варданяна защищает государственный адвокат. Несмотря на требования Кишинева и ряда западных правительств, приднестровская сторона отклоняет адвокатов, нанятых семьей журналиста. Более подробно в нашей сегодняшней передаче.

Проблема взаимоподключения сетей фиксированной телефонной связи двух берегов Днестра может быть решена в октябре, заявил вице-премьер по реинтеграции Виктор Осипов агентству Info-Prim Neo. Согласно цитируемому источнику, вопрос обсуждался премьером Владом Филатом и приднестровским лидером Игорем Смирновым и что на этот счет «есть положительные сигналы из Тирасполя».

Соединенные Штаты Америки продолжают требовать, чтобы Россия положила конец оккупации ряда грузинских территорий, вывела свои войска и соблюдала договоренности, достигнутые в соответствии с соглашением о прекращении огня от 2008 года, заявила американский госсекретарь Хилари Клинтон в ходе встречи с премьером Грузии Ники Гилаури в Вашингтоне. Хилари Клинтон сказала, что Соединенные Штаты Америки намерены продолжать партнерство с Грузией и поддерживать реформистские и демократические усилия этой страны.

Как сообщает агентство Интерфакс, президент Украины Виктор Янукович приветствовал тот факт, что „руководство Приднестровья и Молдавии начало между собой встречаться», и расценил это как «очень хороший знак». Не совсем ясно, какие именно встречи он имел в виду. Выступая в рамках своего визита в Париж, украинский лидер сказал, что его страна будет делать все, чтобы Приднестровье получило особый статус, но оставалось в составе Республики Молдова. Янукович сказал также, что международные организации должны более активно подключаться к решению замороженных конфликтов и избегать двойные стандарты в подходах.

Лауреатом Нобелевской премии мира за 2010 год стал китайский диссидент Лю Сяобо, в настоящее время находящийся в тюрьме, Председатель Норвежского Нобелевского комитета Турбьёрн Ягланд объявил, что премия присуждена Лю Сяобо за «длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае». 54-летний борец за демократические свободы отбывает сейчас 11-летний срок за деятельность, направленную на «свержение социалистического строя». Вскоре после оглашения решения Нобелевского комитета Пекин заявил, что в выборе лауреата «Нобелевский комитет отступил от своих принципов» и что это решение осложнит китайско-норвежские отношения. Присуждение нобелевской премии китайскому политзаключенному приветствовали власти Тайваня и тибетский лидер в изгнании Далай Лама. Руководители Франции, Германии, а также президент США Барак Обама призвали Китай освободить лауреата.

В своих новых прогнозах Международный валютный фонд предрекает, что развивающиеся страны во главе с Китаем будут задавать тон в восстановлении глобальной экономики. По прогнозам МВФ в этом году китайская экономика возрастет на 10%, за ней будет следовать бразильская экономика – на 7,5%. Крупнейшая в мире экономика – Соединенных Штатов Америки – возрастет в 2010 году на 2,6%, экономика зоны евро – на 1,7%. В странах СНГ средний экономический рост в этом году составит, по предварительным оценкам, 4,3%.

Первая леди США Мишель Обама возглавила ежегодный рейтинг самых влиятельных женщин мира, который составляет журнал „Forbes”. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая годом ранее возглавляла список, сейчас на четвертом месте, а госсекретарь США Хилари Клиннтон на пятом. На второй строчке рейтинга разместилась исполнительный директор концерна Kraft Foods Ирен Розенфельд, замыкает тройку лидеров телеведущая Опра Уинфри. В новом рейтинге от Forbes восемь самых влиятельных женщин мира, вошедших в первую десятку – из США.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

После шести месяцев предварительного ареста в Тирасполе дело журналиста Эрнеста Варданяна передано в суд, таким образом судебный процесс уже может быть начат. Однако жена журналиста Ирина Варданян заявила Свободной Европе, что ей не известно, какие обвинения выдвигаются, как они сформулированы и какого наказания требует обвинение. Эрнест Варданян арестован в Тирасполе 7 апреля по обвинению в шпионаже в пользу Республики Молдова и государственной измене.

Ирина и Эрнест Варданян
Ирина Варданян
: Дали уже официальный ответ, что они дело приняли и направили в верховный суд. Это значит, что в скором времени должны назначить судью и будут уже рассматривать дело в суде. То есть все наши надежды на то, что уже эта комедия закончится и Эрнеста освободят не оправдались. Человек пойдет на суд и, судя по всему, местные намерены довести свое дело до конца. А мы не можем ничего сделать, мы не можем даже предоставить ему адвоката. Человек без адвоката идет на суд.

Ирина говорит, что она разочарована в государственном адвокате, но ей по-прежнему не дают воспользоваться своим законным правом выбора защиты.

Ирина Варданян: Адвокат есть государственный, назначенный ими же, который, естественно, их интересы соблюдает. Поэтому у нас с ним нет никакого контакта, даже вот элементарную какую-то информацию из него вытянуть очень сложно. Поэтому этот адвокат формальный и фактической помощи юридической нет никакой.

Жена журналиста Эрнеста Варданяна говорит, что ей не сообщили никаких подробностей о будущем процессе и что она не знает, какие обвинения предъявляют ее мужу. Судебные заседания будут закрытыми, как и предварительное расследование, проведенное приднестровским МГБ. Тем временем встречи Ирины со своим мужем, которого обязали не разглашать содержание материалов дела, стали все более редкими.

Ирина Варданян: Я не знаю юридическую процедуру, но раз уже дело направили в суд, то, возможно, уже на следующей неделе мы уже будем знать имя судьи, а также не исключено, что будет и слушание какое-то в ближайшей недели. Пока адвокат не давала такой информации. Не знаю, сколько он будет длиться, сколько будет заседаний, и вообще какой будет его исход, не дай Бог, вы же вы же понимаете, какая это статья… Статья та же, да. Единственное, что, насколько я поняла, претензий по поводу гостайны уже нет. Там в конце этой статьи есть формулировка «иные действия», ну, они подвели следствие под эту формулировку - «иные действия». Какие именно – не конкретизируется, суд будет опять же закрытым, никакой информации нет, ни по процессу, ни по делу. Единственное, я знаю, что Эрнест ознакомился с материалами дела. Что там – он не имеет права разглашать, и вообще в последнее время мы очень редко видимся. С июля месяца мы виделись только два раза, 24 августа и 21 сентября. И то очень долго добивались этих встреч. А дальше уже не знаю. Дальше, по их законодательству, свидание судья должен предоставлять. Захочет ли она… В общем, надо дожидаться, пока назначат судью, и уже подавать заявление и просить о свидании. Потому что до этого следователь нам официально не разрешал свидание, то есть он имеет права отказа и формально он отказывал.

На вопрос о том, продолжают ли молдавские власти оказывать ей помощь, как обещали, Ирина ответила:

Ирина Варданян: С Кишиневом дело в том, что ситуация очень щекотливая, потому что, с одной стороны, складывается впечатление, что все давно о нас забыли. И пока я целыми неделями не названиваю – у меня даже контактов нет, то есть у меня есть там одна цепочка связующая, если я этого человека теряю или он не уполномочен со мной общаться, то у меня от Молдовы нет вообще никаких сведений. В общем, пока их первую неделю не ищу, не дергаю, они не считают нужным мне что-то предъявлять. И вообще, никаких от них действий. Была обещана юридическая помощь, если вы помните, в апреле месяце, под телевизионными камерами, громко, при всех, мне обещали юридическую помощь, - единственная моя была просьба. Прошло полгода, и до сих пор эта просьба не была услышана, до сих пор адвоката нет. То есть я просила помощь с адвокатом, ну, с адвокатом, которого могли бы пустить. Молдавских адвокатов не пускают по местному законодательству, а местных… Мне обещали, но обещали согласовать с Россией. Очень громко обещали, ну, вы помните ажиотаж в апреле. Но – ничего. И вот Эрнест идет на суд без адвоката. По абсурдной статье, по абсурдным обвинениям, абсолютно без защиты. Оказываемся, мы сами должны как-то выпутываться, а сами ничего не можем, потому что дело государственного уровня, политическое, заказное, и все двери закрыты перед нами. Поэтому полный тупик, полное отчаяние и разочарование. И кроме страха и безнадеги мы ничего не ощущаем.

Ирина Варданян говорит, что в этой ситуации ей надеяться не на кого, кроме как на Бога.

Ирина Варданян: Только на Господа Бога. Если бы кто-то мог помочь, уже давно бы помогли. Но очень все вяло. Для саморекламы – да, объявляется, что мы работаем. Но когда люди работают, виден результат. А результата нет. Соответственно, для меня это эквивалентно отсутствию действий. Вот и все. Пусть обижаются товарищи, но это есть реальность, я не могу врать. И я думаю, что это не поднимет им дивиденды сейчас в предвыборной гонке. У меня нет такой цели, но все же это взрослые мужчины, с чинами за плечами и, я считаю, должны ответит за свои обещания.

Несмотря на то, что у Эрнеста Варданяна двое маленьких детей – сын, который в этом году пошел в школу и годовалая дочка – власти отказали в просьбе об освобождении на период следствия, так что семью содержит сейчас Ирина. Когда она на работе, с детьми остается мать Эрнеста. Ирина говорит, что хотя ее сыну только 7 лет, он уже знает, что это такое - арест и лишение свободы, знает также, что такое МГБ.

Ирина Варданян: Ну, дети, слава Богу, потихоньку, ну как? С младшенькой легче, потому что ей всего годик, а со старшим сыном нелегко. Он пошел в первый класс, он психологически очень тяжело все переживает, он у нас шустрый, он все понимает, что происходит, бывает, просыпается ночью от кошмаров, плачет, рыдает, ему снится, что в квартире полго эмгэбэшников… Ну, в общем, с детьми тоже не так все просто. Все происходило на его глазах - и арест, и обыски, и - месяц назад, по-моему, к нам приходили накладывали арест на имущество, поскольку в этой статье помимо наказания от 12 до 20 лет еще возможна конфискация имущества. И к нам приходили перед судом, когда дело закрыли уже и направляли в прокуратуру, они к нам пришли, три сотрудника МГБ, и накладывали арест на наше имущество. Так что в квартире все под арестом.

Александр Фрумусаки: говорит Ирина Варданян, жена независимого журналиста из Тирасполя Эрнеста Варданяна, арестованного приднестровскими спецслужбами 7 апреля по обвинению в шпионаже. С ней беседовала наша коллега Диана Рэйляну.

Адвокат семьи Варданян Александру Постикэ заявил Свободной Европе, что согласно так называемому уголовно-процессуальному кодексу Приднестровья Эрнест Вардарян проведет под арестом еще минимум шесть месяцев. Если до тех пор не будет решения суда, срок может быть продлен. Александру Постикэ надеется, что до конца года будет вынесено решение суда, хотя понимает, что никаких гарантий в этом смысле быть не может.

Александру Постикэ
Александру Постикэ
: „Сложно сказать, что может предпринять орган, который никем не признан и который хочет показать себя любыми способами вплоть до ограничений и тотальных злоупотреблений, отрицания всех прав жителей региона. Не думаю, что кто-то может с точностью сказать, как все будет происходить, учитывая, что действия этих непризнанных органов непредсказуемы”.

Кишиневские адвокаты Эрнеста Варданяна подали жалобу в Европейский суд по правам человека еще весной, вскоре после ареста журналиста, с просьбой рассмотреть это обращение в срочном порядке. Ответа из Страсбурга пока нет. Ситуация осложняется не только тем, что у Эрнеста нет своих адвокатов, но и, по словам Александру Постикэ, тем, что Тирасполь засекретил материалы дела.

Александру Постикэ: „Потому что даже Европейскому суду мы представили только фрагменты газетных публикаций, телевизионных записей, выдержки из других СМИ. У нас нет доступа ни к одному документу, связанному с предъявленными ему обвинениями. А это значит – никаких заключений, никаких решений органов у нас нет. Не исключено, что именно этим и объясняется тот факт, что ЕСПЧ не может в настоящий момент сообщить свое решение по делу и не может приступить к его рассмотрению. Несмотря на то, что в ЕСПЧ дело было принято и зарегистрировано еще в мае”.

Отвечая на вопрос о том, что может сделать сейчас Кишинев для Эрнеста Варданяна и как можно вмешаться, если дело уже передано в суд, адвокат Александру Постикэ сказал:

Александру Постикэ: „Разумеется, действиями на уровне общения с международными институтами, потому что, если вы помните, ситуация Варданяна обсуждалась в апреле-мае, затем власти словно забыли об этой проблеме. И речь не только о Варданяне. Есть несколько политзаключенных на данный момент, это и Илья Казак тоже. С трудом припоминаю, когда наши власти упоминали эти имена в дискуссиях с европейскими или российскими партнерами”.

Александр Фрумусаки: мнение адвоката кишиневской Ассоциации Promo-Lex Александру Постикэ.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG