Linkuri accesibilitate

Приднестровское урегулирование и российско-европейские «манёвры»


Дмитрий Медведев и Ангела Меркель
Дмитрий Медведев и Ангела Меркель

Влад Лупан: «Указ Михая Гимпу не выведет российские войска из Республики Молдова. Но это именно тот сигнал, который необходим сейчас в глобальной игре и в диалоге между Западом и Россией в области безопасности».

Дамы и господа, добрый день! Александр Фрумусаки приветствует вас на еженедельной передаче «Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа». Главные темы выпуска:

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров говорил в Париже о возможности участия Европейского Союза в миротворческой миссии в Приднестровье. В сегодняшней программе – оценки экспертов такой перспективы, а также мнения об указе исполняющего обязанности президента Михая Гимпу, в котором содержится требование о незамедлительном и безоговорочном выводе цитирую - российских оккупационных войск из Республики Молдова.

Как обычно, начинаем передачу с обзора новостей предыдущей недели, который представляет моя коллега Юлия Михайлова.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
«Положить конец нарушениям прав человека в Приднестровье» – так озаглавлено заявление, внесенное в Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы румынской делегацией в ПАСЕ. В заявлении содержится призыв незамедлительно принять мер по улучшению ситуации в приднестровском регионе в плане обеспечения соблюдения прав человека. Заявление, подписанное парламентариями от Румынии, Франции, Германии, Украины и Литвы, призывает страны-члены Совета Европы оказать влияние на фактическую власть Приднестровья и убедить ее положить конец практике нарушения прав человека. В документе упоминается о нарушениях прав человека, допущенных в отношении Эрнеста Варданяна, Ильи Казака и Еуджена Штирбу.

В Вене министр иностранных дел Украины Константин Грищенко заявил перед постоянным советом ОБСЕ, что его страна готова взять на себя председательствование в этой организации в 2013 году и что его приоритетом станет урегулирование приднестровского конфликта. Неурегулированные, а также потенциальные конфликты представляют самую большую угрозу в адрес стран региона и серьезный вызов для ОБСЕ, сказал Грищенко. Он подчеркнул, что решения нужно находить исключительно мирным путем, при полном соблюдении суверенитета и территориальной целостности государств.

„День советской оккупации и памяти жертв тоталитарного коммунистического режима”, объявленный на 28 июня указом исполняющего обязанности президента Республики Молдова Михая Гимпу, расценен МИДом России как «кощунство» и попытка переписать историю. Указ Михая Гимпу подвергся критике со стороны его партнеров по правящей коалиции и оппозиционной Партии коммунистов. Михай Гимпу эту критику отверг и заявил, что не собирается отменять указ, так как это означало бы согрешить против истины. В этом же указе российские войска объявлены оккупационными и поэтому Россия, как правопреемница Советского Союза, должна вывести их «незамедлительно и безоговорочно».

Председатель комитета Госдумы России по международным делам Константин Косачев заявил, что данные Михаем Гимпу оценки российского контингента войск идут «вразрез с наметившимися симптомами возможного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта», а также «с намерениями международного сообщества».

Накануне министр иностранных дел России Сергей Лавров завил, что Россия не исключает участия Европейского Союза в миротворческой миссии в Приднестровье. Лавров сделал это заявление в Париже по итогам заседания со своими французским и польским коллегами. Как сообщали российские информагентства, Сергей Лавров заявил также, что представители Евросоюза вместе с российскими представителями уже работали бы в миротворческой миссии в Приднестровье, если бы в 2003 году ЕС не сорвал подписание Меморандума Козака, который предусматривал федерализацию Молдовы. Меморандум Козака узаконивал также пребывание российской группы войск на территории Республики Молдова еще на 20 лет.

Впервые после провозглашения независимости Республики Молдова в Кишиневе с визитом находился министр иностранных дел Германии. Речь идет о Гидо Вестервелле, вице-канцлере в правительстве Ангелы Меркель. Он заявил, что его страна поддержит возобновление переговоров по Приднестровью в формате 5+2. „ Мы твердо намерены способствовать возобновлению переговоров в формате 5+2. Мы внесем свой вклад в этом вопросе, и в этом направлении наступил особый момент”, сказал в Кишиневе вице-канцлер. Министр иностранных дел Молдовы Юрие Лянкэ сообщил, что он пригласил посетить Республику Молдова и Госсекретаря США Хилари Клинтон.

Абхазия заявила о временном выходе из международных переговоров с представителями Грузии. Как заявил один из советников абхазского лидера Сергея Багапша, эти переговоры, начатые после российско-грузинской войны августа 2008 года, не дали ощутимого результата. Переговоры проходили при посредничестве Европейского Союза, ОБСЕ и ООН.

Россия угрожает пересмотреть свое сотрудничество с Европейским Союзом, если введенные против Ирана санкции затронут ее экономические интересы. Российский посол в Брюсселе Владимир Чижов заявил, что одностороннее введение Евросоюзом новых санкций станет ошибкой. Ранее Москва поддержала введенные ООН санкции в связи с отказом Тегерана приостановить работы по обогащению урана.

Шестиметровая статуя Сталина в его родном городе Гори в Грузии демонтирована. Это произошло ночью, о принятом решении заранее не сообщалось. Полиция пыталась помешать журналистам снимать демонтаж статуи, которая отныне будет находиться во дворе музея советского вождя в Гори.

В Кыргызстане состоялся референдум о переходе страны с президентской на парламентскую систему правления. В прежней конституции сверженного президента Курманбека Бакиева киргизские власти видят угрозу восстановления бывшей пирамиды власти мафиозных кланов. Для проведения референдума были приняты беспрецедентные меры безопасности, в частности, на юге страны, в целях недопущения повторения кровавого противостояния между киргизами и узбеками, в результате которого, по некоторым оценкам, погибло 2000 человек. Киргизские власти заявили накануне референдума, что все 75 тыс. узбекских беженцев, бежавших на территорию Узбекистана, вернулись в Кыргызстан.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Александр Фрумусаки: Спасибо, Юлия. Больше новостей, комментариев и аналитических материалов можно найти на нашей Интернет-странице.

Итак, как прозвучало и в новостях, исполняющий обязанности президента Республики Молдова Михай Гимпу издал указ, в соответствии с которым российские войска на территории Молдовы объявлены оккупационными и которые Россия, как правопреемница СССР, должна вывести в срочном порядке и безоговорочно. Указ подписан после того, как высокопоставленные официальные российские лица допустили возможность участия Европейского Союза в миротворческой миссии на Днестре. Этого давно добивается Республика Молдова, выступающая за преобразование миротворческих сил, в составе которых, в настоящий момент, преобладают российские, в гражданскую миссию под международным мандатом. Почему Кишинев предпринимает такие шаги именно сейчас, когда, казалось бы, Москва приоткрылась для диалога? Этот вопрос мы задаем гостю нашей сегодняшней передаче, независимому эксперту в вопросах безопасности Владу Лупану.

Влад Лупан
Влад Лупан
: „Прояснение президентом Республики Молдова официальной позиции в вопросе вывода российских войск именно сейчас было необходимо. Почему? Это очевидно, ведь в настоящий момент идут переговоры между западными государствами и Российской Федерацией на тему вывода российских войск из Молдовы в контексте контроля над вооружениями на континенте. Договор ОВСЕ больше не функционирует. Не функционируют и стамбульские соглашения 1999 года, согласно которым российские войска надлежало вывести с территории Республики Молдова до 2002-2003 года. Значит, налицо потребность в новом соглашении, а чтобы это соглашение состоялось, необходимо четкое изложение позиций на официальном уровне, на уровне руководства Республики Молдова. Нужно предельно четко заявить, в том числе публично, о твердой, однозначной и неизменной позиции Республики Молдова, заявить, что она против нахождения российских войск на ее территории, что она требует их вывода; это нужно для того, чтобы международные субъекты, которые нас поддерживают сейчас, могли мотивировать свою позицию в диалоге с Российской Федерацией, в переговорах по обычным вооружениям на европейской территории, европейской безопасности в целом”.

Александр Фрумусаки: на прошлой неделе в Париже министры иностранных дел Германии и России заручились поддержкой Франции и Польши в вопросе создания российско-европейского комитета по урегулированию региональных кризисов. Напомним, что с этим предложением выступили в начале июня канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Дмитрий Медведев, и что первым пунктом в программе его работы станет урегулирование приднестровского вопроса. Свободная Европа спросила председателя комиссии Государственной Думы России по международным отношениям Константина Косачева, как оценивает он договоренность – назовем это так – по Приднестровью между Медведевым и Меркель?

Константин Косачев
Константин Косачев
: „Нет никакой договоренности. Приднестровский конфликт разрешаем, если можно так выразиться. Года 4-5 назад мы пытались его решить и достигли компромисса, который был принят обеими сторонами, но который потом заблокировала так называемая „единая Европа”. Мотив? Этот компромисс был достигнут без их участия. На этот раз попытаемся добиться большего прогресса по этому конфликту (и, возможно, по другим тоже).

Приднестровский конфликт, могу сказать, ближе всех к разрешению совместными усилиями причастных сторон, если не повторить прошлых ошибок. Мы не допустили ни единой ошибки. Евросоюз их совершил несколько, и в итоге этот конфликт еще существует. Приднестровский конфликт, возможно, станет первым, в котором будет применен механизм взаимодействия в кризисных ситуациях, с которым согласились Дмитрий Медведев и Ангела Меркель. Если этот опыт окажется успешным, думаю, все будут довольны. Однако я не думаю, что вопрос можно решить только встречами между Россией и Германией, Россией и ЕС. Молдова и Приднестровья должны принять это посредничество и согласиться на компромисс. Но до этого еще далеко и никто не знает, когда это произойдет".

Александр Фрумусаки: мнение Константина Косачева, представленное нашему корреспонденту в Страсбурге Иоланде Бэдилицэ.

Приднестровское урегулирование проходит пока в собственном переговорном формате, так называемом формате 5+2, в который входят ОБСЕ, Россия и Украина – в качестве посредников, и Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки – в качестве наблюдателей. Именно о необходимости возобновления переговоров в этом формате, прерванных четыре года назад, говорил в Кишиневе министр иностранных дел, вице-канцлер Германии Гидо Вестервелле. Кстати, это был первый визит в Кишинев главы внешнеполитического ведомства Германии с момента провозглашения независимости Молдовы.

Гидо Вестервелле
Гидо Вестервелле
: „Воздержусь от исторических сравнений, ведь всегда нужно смотреть вперед. По нашему мнению, решающим в процессе приднестровского урегулирования является то, чтобы все участники сели за стол переговоров с новым, конструктивным настроем. В 2007 году работа формата 5+2 была заморожена. С тех пор мы топчемся на месте. Мы твердо намерены способствовать возобновлению переговоров в формате 5+2. Мы внесем свой вклад в этом вопросе, и в этом направлении наступил особый момент”.

Александр Фрумусаки: так ответил министр иностранных дел Германии на вопрос нашего корреспондента Валентины Урсу, о том, почему российские войска легче покинули Германию, чем Республику Молдова? Отвечая на другой вопрос – каковы шансы на то, что нынешний миротворческий формат будет заменен гражданской миссией под эгидой Евросоюза, Гидо Вестервелле сказал:

Гидо Вестервелле: „Считаю, что это довольно сложный и деликатный вопрос. Важно способствовать возобновлению переговоров в формате 5+2, сделать все возможное, чтобы это возобновление состоялось в действительности”.

Александр Фрумусаки: заявил 25 июня в Кишиневе министр иностранных дел, вице-канцлер Германии Гидо Вестервелле.

Что ждет Россия от новой архитектуры безопасности в Европе и каковы шансы на урегулирование приднестровского конфликта в контексте ведущихся дискуссий? Этот вопрос адресован другому гостю нашей сегодняшней передачи, московскому политическому аналитику, главному редактору журнала „Россия в глобальной политике” Федору Лукьянову.

Федор Лукьянов
Федор Лукьянов
: „Вывод остающихся российских военных из Приднестровья не может быть без существенного какого-то прогресса, прорыва в политическом в урегулировании, поскольку это взаимоувязываемые вещи. Уже была попытка добиться от России вывода войск в контексте Договора об обычных вооруженных силах в Европе, в соответствии с этими стамбульскими обязательствами. И ничего из этого не вышло, более того, сейчас в общем-то негласно все признают, что это была ошибка. То есть таким образом увязали два вопроса, которые друг с другом не связаны, и в результате Россия из ДОВСЕ вышла. Я думаю, что если будут предприниматься усилия чтобы связать какой-то прогресс по архитектуре безопасности именно с выводом войск из Приднестровья, это будет та же самая ситуация. Другое дело, что в кои-то веки кто-то проявил какую-то инициативу, в частности, Германия. Германия, судя по всему, по мере – как бы сказать? – разочарования в возможностях Евросоюза – потому что ничего не получается с превращением Евросоюза в какую-то единую внешнеполитическую общность – и по мере этого Германия как бы выталкивается на лидирующие роли, ну, как бы объективно так получается. Но, видимо, считается, что этот конфликт наименее тупиковый, т.е. здесь возможно какое-то разрешение, а больше, собственно, браться не за что. Нет никаких сфер в области конфликтов на постсоветском пространстве, где существовал бы какой-то шанс на прогресс”.

Александр Фрумусаки: Федор Лукьянов полагает, что из-за своих внутренних экономических и политических проблем Евросоюз потерял, по крайней мере на время, интерес к восточно-европейскому региону. С другой стороны, говорит московский эксперт, Россия хотела бы стать более активной на пост-советском пространстве, но не располагает пока четкой стратегией в этом плане. Вот почему, уверен Федор Лукьянов, больших изменений в плане европейской безопасности, в процессе вывода российских войск из Приднестровья и, соответственно, в урегулировании приднестровского конфликта не произойдет в условиях, когда старые механизмы уже не функционируют, а новые еще не созданы.

Мы спросили другого нашего гостя, Влада Лупана, что следовало бы предпринять Республике Молдова в этой ситуации?

Влад Лупан: „Речь идет о довольно большой глобальной игре, в которой проблемы Восточной Европы иногда оказываются на одной чаше со Средним Востоком. В этих условиях, несомненно, придется работать очень настойчиво и с Российской Федерацией, но и – прежде всего – с нашими западными партнерами. Вот почему именно сейчас проблема вывода российских войск попадает, если можно так выразиться, в глобальную струю и совершенно необходимо, чтобы эта тема поддерживалась в этот период, именно сейчас. Иными словами, указ исполняющего обязанности президента Молдовы Михая Гимпу в том виде, в каком он пришел, разумеется, проблемы не решит, российские войска из Республики Молдова не выведет. Но он – именно то прояснение позиций, которое необходимо сейчас в глобальной игре”.

Александр Фрумусаки: мнение независимого эксперта в вопросах безопасности Влада Лупана, гостя нашей сегодняшней передачи.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Ее ведущий Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG