Linkuri accesibilitate

Кинокритик Андрей Плахов – об итогах Каннского кинофестиваля


Канн и его главный приз – "Золотая пальмовая ветвь"
Канн и его главный приз – "Золотая пальмовая ветвь"
23 мая – последний день Каннского кинофестиваля. Россиян больше всего интересовало участие в конкурсе последнего фильма Никиты Михалкова. Но пресс-конференция после показа "Утомленных солнцем-2" большого внимания со стороны иностранных журналистов не вызвала.

Итоги фестиваля подводит кинокритик Андрей Плахов

– Во-первых, должен сказать, что этот фестиваль меня разочаровал довольно невысоким уровнем конкурсной программы. Здесь почти не было фильмов-открытий, фильмов, которые куда-то двигают язык кино в данный период. Были, конечно, неплохие фильмы, например, фильм Майка Ли – один из явных фаворитов фестиваля под названием "Еще один год". Был очень интересный фильм тайского режиссера Вирасетакула под названием "Дядюшка Бунми" – про человека, который помнит свои прошлые жизни. Это, пожалуй, был единственный инновационный фильм новаторского типа, который тоже, мне кажется, имеет шансы получить какой-то важный приз.

Но действительно очень трудно говорить о том, какие шансы воплотятся в жизнь, какие реальные, а какие только гипотетически, учитывая, что состав жюри очень специфический, собрались там разные люди, не очень глубоко знающие кинематограф, чаще всего видящие его со стороны только своей профессии. В жюри очень много актеров, есть композитор. Среди режиссеров там главный, конечно, Тим Бертон. Фактически единственный человек, который по-настоящему знает кинематограф, его историю. В общем, как все это сложится – сказать крайне сложно, поэтому никаких прогнозов я бы сейчас выдвигать не стал.
Атмосфера фестиваля – этого праздника кинематографа – возбуждает, и она, конечно, привлекательна

– Как, на ваш взгляд, приняла публика, в том числе и журналисты, фильм Никиты Михалкова. И каковы у вас впечатления от пресс-конференции после показа?

– Пресс-конференция собрала главным образом российских журналистов. Иностранцы были, но не так много, как на других пресс-конференциях. Вопросы задавались в основном нейтральные, но было задано два действительно довольно острых вопроса, может быть, даже три. Один касался того, что фильм непонятным образом включен в каннский конкурс, поскольку он прошел уже по многим странам СНГ и странам Балтии. В общем, это не соответствует традициям и регламенту Каннского фестиваля. Конечно, это вопрос не к Никите Михалкову, а к организаторам фестиваля, которые в этот момент отсутствовали.

Но Михалков прокомментировал это следующим образом: может быть, эти страны не считаются независимыми или отдельными? Имея в виду, что в западном восприятии это как бы часть России, поэтому выход фильма в прокат в этих странах ничего не меняет. Дальше был задан вопрос по поводу авторитарного стиля руководства Михалковым Союзом кинематографистов, что вызвало большой конфликт внутри этой организации. И, наконец, может быть, самый острый вопрос – по поводу коммерческого неуспеха фильма "Утомленные солнцем-2" в России, который собрал только 7 миллионов при бюджете то ли 40, то ли 55. Михалкову пришлось выходить из этой ситуации, но поскольку он человек опытный, он, конечно, из нее вышел. Тем более что время пресс-конференции было очень ограничено.

А что касается вечернего показа фильма, то он прошел достаточно пышно и успешно. Во всяком случае, были сильные аплодисменты после окончания. Михалкова приветствовали его поклонники: множество россиян, приехавших из Москвы, и другие гости Каннского фестиваля.

– А как вам атмосфера фестиваля? Это все-таки атмосфера праздника или для вас и ваших коллег это тяжелая ежедневная работа?


– Конечно, все-таки это прежде всего работа, потому что нигде, как на Каннском фестивале, не получаешь такого количества информации, которую в течение всего года используешь в своей работе, и не напитываешься впечатлениями, новыми трендами мирового кино, которые нигде, как в Канне, так ярко не проявляются. Но, конечно же, это и праздник. Для некоторых людей это вообще исключительно праздник, состоящий из светских приемов. Эта атмосфера, конечно, воздействует. Кроме того, ты видишь очень многих людей, "зараженных" кинематографом, которые готовы простаивать часами перед каннской лестницей, высматривая звезд. Это свидетельство того, что кинематограф живет в их сердце, и они хотят к нему приобщиться, даже если не в состоянии попасть на просмотр. Я имею в виду простых местных жителей, которые приезжают сюда из соседних городов. Атмосфера фестиваля – этого праздника кинематографа – возбуждает, и она, конечно, привлекательна.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG