Linkuri accesibilitate

Бизнес moldovenesc или что такое демократия


Natalia Morari
Natalia Morari
Мой знакомый Валерий – молодой 30-летний парень. Несколько лет назад решил попробовать себя в бизнесе. Открыл мясной ларек на Рышкановке, напротив рынка. Бизнес пошел хорошо, через полгода появилась возможность расширяться, решил открыть еще две лавки в других частях города. Вскоре пришли сотрудники коммунальных служб и сообщили, что по какому-то там утвержденному плану прямо под его ларьком должны быть проложены телекоммуникации и строго на этом месте должна стоять электрическая будка. Предложили взамен другое место под ларек, но уже в другой части города и не в таком выгодном месте. Соседи по лавке намекали Валерию, что это лишь способ выбить из него денег и, как показывает их опыт, 1500 евро вполне могли бы решить вопрос. Но Валерий из принципиальных – взяток не дает никому и никогда (по его же словам, лишь нянечкам в роддоме, когда рожала жена). Пришлось поменять место, продажи резко упали, так что о мыслях расширяться на время надо было забыть. Спустя еще полгода бизнес все же удалось наладить, но вот, о чудо, вскоре вновь пожаловали сотрудники коммунальных служб, но уже по водной части. На этот раз под ларьком должен был проходить какой-то там водный узел с развязкой и на прежнем месте ну никак нельзя было оставаться.

История повторялась еще дважды – мясную лавку Валерия каждый раз переносили под каким-то новым предлогом. Об открытии новых он уже давно забыл. Спустя полтора года мытарств молодой молдавский бизнесмен решил бросить это дело и больше никогда к нему не возвращаться. К слову, Валерий все это время исправно платил налоги в бюджет страны. Только вот той «части» страны, с которой он имел дело по бизнесу, этих налогов не надо было – подавай кэш. Бывшие соседи Валерия по мясной лавке продолжают работать – они не из принципиальных, как говорится, и взятки дают.

Но к чему все это. Тут юзер moldovan просил объяснить, что же такое демократия и с чем ее едят. Об этом можно было бы писать во всех последующих постах – материала хватило бы. Но по большому счету, все крайне просто, и демократия – не более чем процедура или механизм. В случае с Валерием эта процедура была бы следующая: молдавский бизнесмен, столкнувшись с вымогательством со стороны чиновников, рассказал бы об этом случае знакомому журналисту. Журналист снял бы репортаж (написал статью, записал радио-комментарий – выбирайте, что больше нравится). Далее депутат от партии Х, попавшей в парламент в результате ЧЕСТНЫХ выборов, желая заработать политических очков в преддверии новых, сделел бы на основании репортажа депутатский запрос в генпрокуратуру. Генпрокуратура начала бы открытое расследование, взяточники были бы найдены, Валерий получил бы возможность оставить мясную лавку на прежнем месте и развивать дальше бизнес. Партия Х подняла бы вокруг этого случая большую шумиху – вот, дескать, как мы напрямую помогаем народу. Валерий, чувствуя искреннюю благодарность, даже выступит в одном из предвыборных роликов со словами “Это моя партия, это партия дела”. Об этом случае открыто заговорят все национальные каналы, включая теперь уже не контролируемые властью Moldova-1 и NIT - процесс стал довольно громким, поскольку выявил целую коррупционную сеть в рядах МВД и связанных с ними службах, включая коммунальные. Партия конкурентов, которая пыталась замять это дело (как позже открылось в ходе расследования, кто-то из высокопоставленных взяточников был их членом), на ближайших выборах в голосах сильно потеряла и в будущем парламенте получила меньшинство.

На первый взгляд, в этой истории все кажется довольно запутанным. Но это не так. Молодой бизнесмен Валерий - который сейчас, к слову, эмигрирует в Канаду - мог бы спокойно развивать свою небольшую торговую сеть, живи мы в демократической стране. В стране с по-настоящему независимыми СМИ, включая общенациональные, с независимым судом (на решение которого депутатам из партии конкурентов не удалось бы повлиять), со свободными и честными выборами, в результате которых в парламент попадали бы самые сильные и с разделенеием ветвей власти (при котором партии в парламенте зависели бы только от своего избирателя, а не от того, кто сидит в главном кабинете в администрации президента). Но пока этого нет, приходится ходить на наши не самые честные выборы и верить, что в стране рано или поздно что-то изменится.
До встречи после выборов.


XS
SM
MD
LG